с. Тросна «21» декабря 2010 года Троснянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Ерохина Р.В. с участием помощника прокурора Троснянского района Орловской области Толмачева К.А. При секретаре Наумкиной С.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Троснянского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Троснянского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Никольского сельского поселения по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию бесхозяйной автомобильной дороги на территории Никольского сельского поселения УСТАНОВИЛ: Прокурор Троснянского района Орловской области обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации Никольского сельского поселения по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию бесхозяйной автомобильной дороги на территории Никольского сельского поселения. Свои требования прокурор мотивирует тем, что Прокуратурой Троснянского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что на территории Никольского сельского поселения имеется бесхозяйная автомобильная дорога от автобусной остановки с. <.....> до зернотока КФХ ФИО1 Троснянского района Орловской области, прилегающая к МОУ «<.....> СОШ» Так, согласно акту проверки автомобильной дороги от 13.11.2010 на указанном участке автодороги отсутствуют бордюры и пешеходные переходы, тротуары, имеются выбоины и неровности асфальтового покрытия, отсутствует кромка проезжей части, что не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221. В нарушении п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин превышают по длине 15см, по ширине 60см и глубине 5см. Кроме того, на данном участке дороги отсутствуют дорожные знаки: «Дети», знаки пешеходного перехода «Зебра». При въезде на территорию школы отсутствует знак «Въезд запрещен». Согласно п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В соответствии со ст.ст.6, 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - определено, что автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; Статья 6 ч. 4 Федерального закона от 10.12.1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Отсутствие правообладателей, правоустанавливающих и технических документов на автомобильную дорогу от автобусной остановки с. <.....> до зернотока КФХ ФИО1 Троснянского района Орловской области, прилегающая к МОУ «<.....> СОШ» иных притязаний со стороны третьих лиц подтверждено сведениями представленными Троснянским филиалом Орловский центр «Недвижимость», Кромским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Орловской области. В установленном порядке учёт автомобильной дороги от автобусной остановки с. <.....> до зернотока КФХ ФИО1 Троснянского района Орловской области, прилегающая к МОУ «<.....> СОШ» как бесхозяйного недвижимого имущества не обеспечен, поскольку администрация Никольского сельского поселения, на территории которого она находится, до настоящего времени не обратилась в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая, в частности, не имеет собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке установленном постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г № 580. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Соблюдение установленного законом порядка принятия бесхозяйного имущества на учёт делает возможным его обращение в муниципальную собственность, распоряжение им в дальнейшем, определение собственника (лигитивного пользователя) этого имущества и возложение на него обязанностей по обеспечению его безопасности, надлежащей эксплуатации и охране. Несмотря на приведённые законодательные требования, администрацией Никольского сельского поселения до настоящего времени не принимаются действенные меры к постановке бесхозяйных автомобильных дорог на учёт, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц. В силу статей 1,2 Федерального закона от 06.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу ст. 15 Конституции РФ они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Бездействие администрации Никольского сельского поселения по постановке бесхозяйной автомобильной дороги, расположенной в границах поселения, на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, нарушает права граждан (неопределённого круга лиц) на безопасность дорожного движения. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ - дела по заявлениям об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления. Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, 131, 245, 254, 258 ГПК РФ, прокурор просил: признать бездействие администрации Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения бесхозяйной автомобильной дороги незаконным. Обязать администрацию Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет. В судебном заседании помощник прокурора Толмачев К.А.поддержал требования изложенные в заявлении и просил суд удовлетворить его в полном объеме. В судебном заседании и.о. главы Никольского сельского поселения Монякова З.В. признала заявленные требования прокурора района и суду пояснила, что действительно указанные выше обстоятельства имеют место, внутрихозяйственная дорога, находящаяся в с. <.....>, прилегающая к МОУ «<.....> СОШ» на баланс администрации Никольского сельского поселения не передана. В ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирована. В Троснянском филиале «Орловский центр Недвижимость» дорога также не зарегистрирована. Выслушав мнение помощника прокурора Троснянского района Толмачева К.А., и.о. главы Никольского сельского поселения Моняковой З.В. исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по изложенным выше основаниям, которые суд находит законными и обоснованными, а доказательства приведенные в обоснование заявленного требования, нашедшими свое подтверждение в суде. На основании п.19 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ администрация Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области освобождается от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст. ст. 12,56,194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Троснянского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Никольского сельского поселения по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию бесхозяйной автомобильной дороги на территории Никольского сельского поселения - удовлетворить. Признать бездействие администрации Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения бесхозяйной автомобильной дороги незаконным. Обязать администрацию Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области обратится в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке бесхозяйной автомобильной дороги расположенной от автобусной остановки с. <.....> до зернотока КФХ ФИО1 Троснянского района Орловской области, прилегающая к МОУ «<.....> СОШ» - на учет. Разъяснить администрации Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области, что об исполнении данного решения, суду и заявителю – прокурору должно быть сообщено не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд через Троснянский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий __________________