РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Тросна «02» февраля 2011 года Троснянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Ерохина Р.В. с участием помощника прокурора Троснянского района Орловской области Толмачева К.А. При секретаре Наумкиной С.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Троснянского районного суда гражданское дело по заявлению Троснянского местного отделения КП РФ в лице секретаря местного отделения А.И. Салтанова об отмене п. 1 постановления территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области № от <......> года и возложения обязанности заверить и зарегистрировать список кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам УСТАНОВИЛ: Троснянское местное отделение КП РФ в лице секретаря Троснянского местного отделения Салтанова А.И. первоначально обратилось в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области № от <......> года и возложения обязанности заверить и зарегистрировать список кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам. Свои требования заявитель мотивирует тем, что 23 января 2011 года на общем собрании Троснянского районного отделения КПРФ было принято решение о выдвижении кандидатами в депутаты Троснянского районного совета народных депутатов: Избирательный округ №5 – Салтанов А.И., избирательный округ №7 -ФИО1, избирательный округ №8 – ФИО2, избирательный округ №9 – ФИО3, избирательный округ №15 – ФИО4, избирательный округ №16 – ФИО5, избирательный округ №17 – ФИО6 Кандидатом на должность главы Муравльского сельского поселения ФИО7 Список вышеуказанных кандидатов был направлен на заверение в территориальную избирательную комиссию Троснянского района Орловской области в порядке, предусмотренном ст.ст. 32,33,35 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Однако постановлением №14 от <......> года решение общего собрания Троснянского районного отделения КПРФ от <......> года с приложениями по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов было признано не соответствующим требованиям законодательства РФ о выборах и список с указанными выше кандидатами не был учтен при принятии решения о заверении списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов, выдвинутого Троснянским районным отделением КПРФ <......> года. В соответствии с п.2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 года №67 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом « О политических партиях». В силу ст. 25 ФЗ « О политических партиях» выдвижение политической партией кандидатов ( списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решение о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов ( списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Согласно ст. 38 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога ( если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи. Основания отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены ст.25 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и является исчерпывающими. В соответствии с п.6 ст. 76 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата ( списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата ( списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата ( списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Таким образом, территориальная избирательная комиссия Троснянского района Орловской области в нарушении ст. 25 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» безосновательно не зарегистрировала список кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов, выдвинутых Троснянским районным отделением КПРФ, не указав причины такого отказа. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с заявлением в суд в порядке главы 26 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 25, 35,38,76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.25 ФЗ « О политических партиях» и ст.ст. 259, 260 ГПК РФ, заявитель просил: Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области №14 от <......> года. Обязать Территориальную избирательную комиссию Троснянского района Орловской области заверить и зарегистрировать список кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам, утвержденным протоколами №1, и №2 от <......> года Троснянским районным отделением КПРФ РФ. В судебном заседании заявитель секретарь Троснянского местного отделения КПРФ Салтанов А.И. поддержал требования поданного заявления по изложенным выше основаниям и просил суд удовлетворить его в полном объеме, уточнив, что просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области № 14 от <......> года в части первого пункта. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Волобуев В.В. поддержал требования поданного заявления по изложенным выше основаниям и просил суд удовлетворить его в полном объеме, так же уточнив, что просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области № 14 от <......> года в части первого пункта, поскольку находит его не обоснованным и не соответствующим требованиям Федерального закона от 12.06.2002 года №67 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В судебном заседании председатель ТИК ФИО8 просил суд отказать в удовлетворении поданного заявления по следующим основаниям: <......> года Троснянское районное отделение КПРФ провело районную конференцию, на которой рассматривались вопросы об участии в предстоящих выборах в органы местного самоуправления Троснянского района 13 марта 2011 года. Территориальная избирательная комиссия была заблаговременно извещена в письменной форме и обеспечила присутствие на данном форуме своих членов (председатель комиссии ФИО8 и член комиссии ФИО9). <......> года в 11 час. 10 мин. в территориальную избирательную комиссию, уполномоченным представителем избирательного объединения Троснянское районное отделение КПРФ ФИО10, были представлены документы для уведомления о выдвижении списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов в количестве 10 человек (по одномандатным округам №№ 1-4; 6; 10-14) о чем свидетельствует «подтверждение» о приеме соответствующих документов, второй экземпляр которого был выдан ФИО10 и в котором он расписался собственноручно. Документы были сданы не в полном объеме (отсутствовали: заверенная копия паспорта кандидата ФИО11 и заверенная подписью руководителя избирательного объединения копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений). Эти документы были дополнительно представлены в комиссию <......> года в 10 час. 40 мин. Постановлением комиссии от <......> года данный список в количестве 10 человек был заверен, в этот же день у всех кандидатов, включенных в заверенный комиссией список, были приняты документы, необходимые для их регистрации. П. 15. ст.35 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» гласит, что «После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов». Ни одного документа, с решениями Троснянского районного отделения КПРФ об исключении заявленных кандидатов из представленного комиссии <......> года списка в территориальную избирательную комиссию не поступало. Внесения других изменений в уже представленный список в избирательную комиссию для заверения П. 15. ст.35 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не допускается. В территориальную избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения ФИО10 <......> года в 11 час. 20 мин. был представлен протокол общего партийного собрания от <......> г. №1 на котором рассматривались вопросы об отзыве из списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов на 13 марта 2011 года и о доизбрании по свободным одномандатным округам по выборам депутатов Троснянского районного Совета народных депутатов на 13 марта 2011 года. Но, об отзыве, каких кандидатов, и из какого списка. Решениями данного собрания ни один кандидат, заявленный в списке кандидатов <......> года, не отзывается. А иных изменений в представленный в комиссию для заверения список кандидатов, согласно п. 15. ст.35 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не допускается. Кроме того, территориальная избирательная комиссия не была уведомлена о данном мероприятии, что является нарушением раздела г. п. 1 статьи 27 Федерального Закона от <......> года №95 ФЗ «О политических партиях», который гласит, что политическая партия обязана -«извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия». п.1 ст.21 этого же закона обязывает политические партии осуществлять свою деятельность на основании ее устава - «Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним». Не уведомив комиссию, Троснянское районное отделение нарушило п. 5.12. Устава КПРФ, которым определены полномочия Бюро Комитета местного отделения КПРФ - «извещает избирательные комиссии соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и иные выборные должности в органах местного самоуправления;». Тем самым у комиссии не было возможности принять решение о направлении представителя, для контроля за соблюдением действующего законодательства при проведении местным отделением КПРФ мероприятия по выдвижению кандидатов в депутаты районного Совета. Заявитель ссылается на п.2 ст. 25 Федерального Закона от 11 июля 2001 года №95 ФЗ «О политических партиях» и приводит в доказательство своих аргументов выдержки «Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии». Комиссия, при рассмотрении данных материалов, исходила из следующего, что местное отделение партии не в праве по своему усмотрению определять каким органом будет приниматься решение о выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления. Конференция это, или общее собрание. Согласно п. 5.3. Устава КПРФ - выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления относится к компетенции конференции местного отделения; согласно п. 5.6. Устава общее партийное собрание правомочно рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции конференции, только в том случае, если на территории соответствующего органа местного самоуправления (муниципального образования) отсутствуют первичные партийные отделения. Согласно постановлению пленума Троснянского районного отделения КПРФ от <......> года «О регистрации и постановке на учет первичных отделений Троснянского районного отделения КПРФ» на территории Троснянского района образовано 4 первичных отделения Троснянского местного отделения КПРФ. В этой связи общее партийное собрание Троснянского местного отделения КПРФ, проведенное <......> г., было не правомочно рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции конференции местного отделения. <......> года была проведена такая конференция по вопросам участия местного отделения в предстоящих выборах, в работе которой приняли участие делегаты от первичных партийных отделений КПРФ района. На этом форуме не все предложенные кандидаты были утверждены. Была отклонена кандидатура ФИО2 и ряд других. В решениях уже общего собрания от <......> г. эти кандидатуры появляются. Возник вопрос, чем руководствовалось местное отделение КПРФ, и лично ее секретарь Салтанов А.И., при принятии решения о проведении общего собрания, а не конференции, как это было сделано 8 января этого года и почему им было сделано все, чтобы не допустить членов комиссии на данное мероприятие. Время для уведомления комиссии у местного отделения было достаточно, это период между 8 и 23 января. Заявитель ссылается на ст. 25 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при рассмотрении перечня оснований, для отказа в «регистрации», так указано в заявлении, списка кандидатов. Данной статьей определяется порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий. Скорее всего, он имел в виду ст. 35 этого Закона. В соответствии с п. 14.2. ст. 35 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации», который гласит, что «Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, а также несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом». В этой связи комиссией было принято решение о том, что решения общего собрания Троснянского районного отделения КПРФ от <......> года по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты Троснянского районного совета народных депутатов приняты с грубыми нарушениями требований Федерального закона «О политических партиях» закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» не должны учитываться при принятии решения о заверении списка кандидатов в депутаты Троснянского районного совета народных депутатов, выдвинутым Троснянским районным отделением КПРФ ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного территориальная избирательная комиссия не согласна с поданным заявлениям Троснянского местного отделения КПРФ и просит суд отказать в его удовлетворении. В судебном заседании председатель по доверенности органа местного самоуправления – Администрации Троснянского района Орловской области Насонов А.И. просил суд отказать в удовлетворении поданного заявления по основаниям приведенным председателем ТИК ФИО8. Выслушав мнение заявителя в лице Салтанова А.И., представителя заявителя по доверенности Волобуева В.В., председателя территориальной избирательной комиссии ФИО8, представителя по доверенности органа местного самоуправления - администрации Троснянского района Орловской области Насонова А.И., заключение помощника прокурора Троснянского района Толмачева К.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении поданного заявления в связи с его необоснованностью и нарушением заявителем норм действующего законодательства при формировании списка кандидатов в депутаты районного Совета народных депутатов Троснянского района Орловской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что по данное заявление и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Согласно исследованному судом постановлению территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области от <......> года за №14 о списке кандидатов в депутаты Троснянского районного совета народных депутатов, выдвинутом Троснянским районным отделением КПРФ по одномандатным избирательным округам, было постановлено: 1. Признать решение общего собрания Троснянского районного отделения КПРФ от <......> года с приложениями по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов не соответствующими требованиям законодательства РФ о выборах и не учитывать его при принятии решения о заверении списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов, выдвинутого Троснянским районным отделением КПРФ <......> года; 2. Заверить список кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам в количестве 10 человек, выдвинутый в установленном порядке Троснянским районным отделением КПРФ <......> года.; 3. Выдать уполномоченному представителю Троснянского районного отделения КПРФ копию заверенного списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов, выдвинутого Троснянским местным отделением КПРФ и постановление о заверении списка кандидатов (л.д._________). Суд находит законными и обоснованными доводы председателя Территориальной избирательной Комиссии ФИО8 о том, что п. 15. ст.35 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» гласит, что «После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов». Так же нашел свое подтверждение в суде довод ФИО8 о том, что ни одного документа, с решениями Троснянского районного отделения КПРФ об исключении заявленных кандидатов из представленного комиссии <......> года списка в территориальную избирательную комиссию не поступало. Внесения других изменений в уже представленный список в избирательную комиссию для заверения п. 15. ст.35 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не допускается. Суд установил, что представленный <......> года в территориальную избирательную комиссию Список кандидатов в депутаты от Троснянского районного отделения КПРФ содержит сведения о 10 кандидатах: ФИО12, ФИО13,, ФИО14, ФИО15,, ФИО16, ФИО11, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 Заявителем не было представлено суду доказательств того, что кто – либо из перечисленных выше 10 кандидатов снял свою кандидатуру, выбыл либо исключен из данного списка, соответственно у заявителя отсутствовали законные основания, предусмотренные ст.35 Закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» для внесения изменений в представленный <......> года список кандидатов. Суд так же установил, что территориальная избирательная комиссия не была уведомлена об общем собрании проводимом, местным отделением КП РФ <......> года на котором обсуждались вопросы доизбрании кандидатов в депутаты: ФИО2, ФИО21, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и кандидата на должность главы Муравльского сельского поселения ФИО7, что безусловно является грубым нарушением раздела г. п. 1 статьи 27 Федерального Закона от 11 июля 2001 года №95 ФЗ «О политических партиях». Оспариваемый заявителем п.1 постановления территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области № 14 от <......> года не содержит сведений об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты, а в нем указано на признание решения общего собрания Троснянского районного отделения КП РФ от <......> года с приложениями по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты не соответствующими требованиям законодательства РФ о выборах. Более того, п.2 данного постановления представленный <......> года список кандидатов в депутаты от КП РФ в количестве 10 человек, выдвинутый в установленном законом порядке был заверен Территориальной избирательной комиссией. На вопрос прокурора Толмачева о том, почему уже после проведения общего собрания, которое состоялось <......> года, <......> года был представлен в территориальную избирательную комиссию список из 10 кандидатов в депутаты, без учета доизбранных, заявитель в лице Салтанова А.И. пояснил суду, что не успели оформить надлежащим образом итоги общего собрания, что было сделано лишь <......> года. Такого рода доводы заявителя в лице Салтанова А.И. не являются для суда юридически значимыми, поскольку не организованность в оформлении своих решений Троснянским местным отделением КП РФ не является предметом рассмотрения в рамках данного гражданского дела. Суд так же установил, что общее партийное собрание Троснянского местного отделения КПРФ, проведенное <......> г., итогом которого явилось доизбрание кандидатов в депутаты: ФИО2, ФИО21, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и кандидата на должность главы Муравльского сельского поселения ФИО7, было проведено с грубым нарушением п. 5.3. Устава КПРФ согласно которому: выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления относится к компетенции конференции местного отделения, что согласуется с положениями ст. 25 Федерального Закона № 95 –ФЗ от 11.07.2001 года в редакции от 03.11.2010 года «О политических партиях» и не имело места в данном случае. Таким образом, суд находит, что Постановление Территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловкой области № 14 от <......> года было вынесено без нарушений требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального Закона № 95 –ФЗ от 11.07.2001 года в редакции от 03.11.2010 года «О политических партиях» , а потому доводы заявителя изложенные выше суд не принимает, находя их не состоятельными, а поданное заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-199, 260.1,261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Троснянского местного отделения КП РФ в лице секретаря местного отделения А.И. Салтанова об отмене п.1 постановления территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области № 14 от <......> года и возложения обязанности заверить и зарегистрировать список кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам – отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд через Троснянский районный суд в течение 5 дней со дня его принятия. Председательствующий __________________