о признании недвижимого имущества бесхозяйным и возложении обязанностей



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. с. Троицкое

Троицкий районный суд Алтайского края, в составе:

судьи Ткаченко В.В.

при секретаре ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

ФИО8 в защиту неопределенного круга лиц к администрации ... о признании бесхозяйным имуществом, возложении обязанности поставить гидротехническое сооружение на учет и определить организацию, ответственную за эксплуатацию сооружения,

у с т а н о в и л :

ФИО8 обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации ... о признании гидротехнического сооружения –расположенного на реке ... в 2 км. от ..., ..., состоящего из плотины земляной насыпной длиною сооружения напорного фронта 100 метров, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска, безхозяйным имуществом. Обязать администрацию ... поставить на учет гидротехническое сооружение на реке ... в 2 км. от ..., ..., состоящего из плотины земляной насыпной длиною сооружения напорного фронта 100 метров, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество как безхозяйное имущество. Обязать администрацию ... определить организацию, ответственную за эксплуатацию гидротехнического сооружения, расположенное на реке ... в 2 км. от ..., ..., состоящего из плотины земляной насыпной длиною сооружения напорного фронта 100 метров, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска, до опреленения его собственника.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ... проведено обследование гидротехнических сооружений на территории ....

В соответствии с информацией ... от Дата обезличена, в ... расположено гидротехническое сооружение на реке ... в 2 км от ... района.

Согласно акту проверки от Дата обезличена Номер обезличен, составленному главным специалистом ФИО10. при участии ФИО11 специалиста-эксперта ФИО12 гидротехническое сооружение состоит из земляной насыпной плотины, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска. Длина сооружений напорного фронта составляет 100 м, напор 4 м, объем 1,74 млн.куб.м, максимальная глубина 4 м. Откосы плотины и обводной канал паводкового водосброса заросли кустарником. Состояние гидротехнического сооружения ограниченно работоспособное, неудовлетворительное. Сооружение является опасным.

... и ... предоставлена информация, что данное гидротехническое сооружение в реестре краевого и федерального имущества не значится.

По информации ... от Дата обезличена запись о правах на данное сооружение в Едином Государственном реестре прав отсутствует.

По сведениям проектных организаций: ... ... ... участия в разработке проектной документации и строительстве гидротехнического сооружения реке ... 2 км от ... района они не принимали, информацией о его собственниках и владельцах не располагают.

Таким образом, гидротехническое сооружение реке ... в 2 км от ... района является бесхозяйным имуществом.

... предоставлено уведомление от Дата обезличена Номер обезличен, согласно которому сведения о земельном участке под гидротехническим сооружение на реке ... в 2 км от ... района в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

... в течение длительного времени меры по признанию данного гидротехнического сооружения бесхозяйным имуществом не принимает.

Согласно акту обследования гидротехнического сооружения от Дата обезличена Номер обезличен, в случае разрушения плотины пруда реке ... в 2 км от ... района возможен подмыв мостового перехода по которому проходит железная дорога.

Поскольку гидротехническое сооружение реке ... в 2 км от ... района является опасным, никем не контролируется и не обслуживается, но эксплуатируется, существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, не принятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС на учет как бесхозяйного имущества нарушает вышеназванные конституционные права неопределенного круга лиц.

С целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации (подтопления населенных пунктов) и не допущения нарушения прав граждан, администрация ... обязана поставить данное ГТС на учет в качестве бесхозяйного имущества и до установления собственника гидротехнического сооружения определить организацию, ответственную за его эксплуатацию и обеспечение безопасности.

В судебном заседании помощник прокурор Денисова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика муниципального образования ... Алтайского края ФИО6 исковые требования не признал и пояснил, что гидротехническое сооружение находящееся на реке ... в 2 км. от поселка ... должно находится в собственности Российской Федерации в соответствии с частью 1 ст. 8 Водного кодекса РФ. Земельный участок под водохранилищем и ГТС – это собственность Российской Федерации, и муниципальное образование ... является ненадлежащим ответчиком.

Муниципальное образование ... не вправе распоряжаться земельным участком с расположенным на нем ГТС, так как ему не были переданы полномочия по распоряжению водными объектами, а гидротехническое сооружение является неразрывной частью водохранилища. В силу ст. 102 ЗК РФ земельный участок не подлежит межеванию под объектами водного фонда.

Третьи лица ..., ... надлежащим образом извещенные о времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщили.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям:

В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от собственности которой собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В судебном заседании установлено, что на реке ... в 2 км. от ..., ..., Алтайского края находится бесхозяйное гидротехническое сооружение, состоящего из плотины земляной насыпной длиною сооружения напорного фронта 100 метров, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска, поскольку как следует из ответов ... л.д.13), ... водохранилище на реке ... в 2 км. от ..., ... в не значится. ... не представило сведений о регистрации прав, поскольку в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав на водохранилище расположенное на реке ... в 2 км. от поселка ... Алтайского края (л.д.31). ... ... водохранилище на реке ... в 2 км. от ..., ... в не значится. (л.д15-16). ... не выступало заказчиком строительства гидротехнического сооружения (плотины) на реке ... в 2 км. от ..., ... (л.д18). ... отсутствует документация на гидротехническое сооружение (плотина) на реке ... 2 км. от ..., .... л.д. 19)

Материалами дела и в судебном заседании установлено, что откосы плотины и обводной канал паводкового водосброса заросли кустарником, возможен подмыв мостового перехода, по которому проходит железная дорога л.д.12).

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Пунктом 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года за № 237 в обязанности собственникам гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации также вменяется содержание гидротехнического сооружения в исправном состоянии, своевременное осуществление разработок и реализации мер по обеспечению его безопасности, обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.

Таким образом, ответственность собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, не принятие мер органом местного самоуправления по постановке сооружения на учет как бесхозяйного может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Таким образом, учитывая большой объем водохранилища, его неисправное состояние и серьезность последствий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, судом сделан обоснованный вывод о том, что решение поставленных в исковом заявлении вопросов относится к компетенции администрации района, а не администрации поселения. При этом администрация района, не принимая мер по признанию гидротехнического сооружения бесхозяйным в соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ.

В силу положений ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Согласно ч. 2,3 ст. 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

В соответствии с ч. 3,4 ст. 7 ФЗ от 3 июня 2006 года № 73 –ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

В силу положений ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Кроме того, на основании п.2 Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 года ( с изменениями от 24.12.03г.) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты инженерной инфраструктуры ( в том числе ГТС) независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.

При вынесении решения суд руководствуется ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом и принимает во внимание, что ответчик в опровержение доказательств истца не представил доказательств отсутствия опасности при бесхозяйности гидротехнического сооружения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО8 удовлетворить.

Признать гидротехническое сооружение, расположенное на реке ... в 2 км. от ..., ..., состоящего из плотины земляной насыпной длиною сооружения напорного фронта 100 метров, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска, безхозяйным имуществом.

Обязать администрацию ... поставить на учет гидротехническое сооружение на реке ... 2 км. от ..., ..., состоящего из плотины земляной насыпной длиною сооружения напорного фронта 100 метров, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество как безхозяйное имущество.

Обязать администрацию ... определить организацию, ответственную за эксплуатацию гидротехнического сооружения, расположенное на реке ... в 2 км. от ..., ..., состоящего из плотины земляной насыпной длиною сооружения напорного фронта 100 метров, паводкового водосброса автоматического действия, донного водовыпуска, до определения его собственника.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и протест прокурора в Алтайский краевой суд через Троицкий районный суд, в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Ткаченко В.В.