о назначении досрочной пенсии



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года ...

... суд Алтайского края в составе:

председательствующего: В.В. Ткаченко,

при секретаре: Кшуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной ФИО12 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ... о назначение досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шубина Р.Ф. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала на то, что имеет общий трудовой стаж работы более 25 лет, весь период работала фельдшером, т.е. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Дата обезличена года истец обратилась в ГУ - УПФР в ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Дата обезличена года ГУ - УПФР в ... районе истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, из-за отсутствия требуемого стажа. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости не были засчитаны несколько периодов работы, в частности: с Дата обезличена по Дата обезличена года в должности зав. профилакторием в колхозе «ФИО13», ТОО «ФИО14», СПК «ФИО15», т.к. наименование учреждений не предусмотрено Списками.

В период работы в должности зав. профилакторием в колхозе «ФИО16» (впоследствии неоднократно переименовывалось) фактически истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. На базе колхоза был создан фельдшерский здравпункт для колхозников и жителей ..., где истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По мнению истца, тот факт, что наименование предприятия, в котором она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не предусмотрено Списками, не может являться основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Основное значение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии должен иметь характер осуществляемой деятельности (лечебная и иная), а не наименование учреждения. Если законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, то до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них специального стажа, периоды работы в негосударственных учреждениях, должны засчитываться в стаж профессиональной деятельности.

Истец просит признать ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» с Дата обезличена года, возложить на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в ... районе обязанность по включению в специальный стаж Шубиной Р.Ф., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности зав. профилакторием колхоза «ФИО17» и возложить на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в ... обязанность по назначению ей трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» с Дата обезличена года.

В судебном заседании истец Шубина Р.Ф. и ее представитель Шубин Ю.А. уточнили исковые требования, просили обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... включить в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы истицы с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... назначить Шубиной ФИО18 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата обезличена года, по основаниям указанным в исковом заявлении. Кроме того, истица Шубина Р.Ф. показала, что в спорный период она фактически исполняла обязанности медицинской сестры по физиотерапии. В спорный период работы она проходила повышения квалификации по специальности медицинской сестры по физиотерапии. На повышения квалификации направлялась ЦРБ, но издавался ли приказ ЦРБ о направлении ее на повышение квалификации, она не знает. Повышение квалификации она проходила за свой счет. На работу, в спорный период, она принималась и увольнялась руководителем сельскохозяйственного предприятия. В ФИО19 ФАП она не работала, а работала всего лишь в одном помещении с ФАП.

Представитель ответчика по доверенности Акимова О.Н. в судебном заседании исковые требования истца не признал, просил отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме, в обоснование своих возражений ссылаясь на то, что истец Дата обезличена года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Управления Номер обезличен от Дата обезличена года в назначении указанной пенсии Шубиной Р.Ф. было отказано. Отказ был связан с тем, что на момент обращения истца в УПФР в ... медицинский стаж истца составил 7 лет 9 месяцев 11 дней, вместо требуемых 30 лет. В медицинский стаж не был включен период работы истца с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности зав. профилакторием в колхозе «ФИО20». При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного медицинского страхования» (до Дата обезличена года) подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями. Истцом при подаче заявления не была представлена справка, уточняющая особый характер труда и не подтверждено наличие выделенного структурного лечебно-профилактического подразделения у колхоза «ФИО21». Представитель ответчика считает, что к показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании, необходимо отнестись критически, т.к. выделенное помещение и некоторое медицинское оборудование не свидетельствует о наличии у предприятия структурно выделенного фельдшерского здравпункта. Правовое регулирование необособленных структурных подразделений предприятий осуществляется внутренними документами организации. Создание необособленных подразделений и утверждение их организационной структуры осуществляется приказом руководителя организации исходя из целей и задач, стоящих перед соответствующим хозяйствующим субъектом. Подразделения действуют в соответствии с Положениями о них, утверждаемыми руководителем организации. Законодательством, действовавшим в период 1984-1994 г.г. (ГК РСФСР), создание структурного подразделения юридического лица было обусловлено волеизъявлением данного юридического лица, которое в соответствии со ст. 28 ГК РСФСР должно было быть принято соответствующим органом юридического лица. В связи с этим доводы истца о том, что наличие кабинета и мединструмента на предприятии свидетельствуют о наличии структурного подразделения предприятия колхоза «ФИО22» представитель ответчика считает несостоятельными. Период работы истца с Дата обезличена года по Дата обезличена года (15 лет 6 месяцев 6 дней) обоснованно не включен в специальный стаж истца. При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного медицинского страхования» (после Дата обезличена года) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Постановлением Правления ПФР от 21 октября 2002 года № 122п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета...» утверждена форма отчета (СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-4-1, СЗВ-4-2 и др.). Раздел «Период трудовой или иной общественно полезной деятельности» содержит сведения о периодах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Представитель ответчика указывает также на то, что, согласно Приложению 1 к Инструкции по заполнению форм документов индивидуального учета, разработан Классификатор параметров, используемых в формах документов персонифицированного учета, например, код ЗП81ГД - лечебная или иная работа по охране здоровья населения в городах. Если предприятие имеет структурно выделенный фельдшерский здравпункт, то в форме «Стаж работы за отчетный период», предоставляемой работодателем в органы Пенсионного фонда, в столбце «Выслуга лет» должен быть проставлен страхователем код, в соответствии с классификатором параметров. В случае истца код ЗП81ГД - лечебная или иная работа по охране здоровья населения в городах. В индивидуальных сведениях, представленных в пенсионный фонд организациями где работала истец за 1998-2002 г.г. в столбце «выслуга лет» код не проставлен. Представленные данные за 1998-2002 г.г., опровергают доводы истца, что на предприятии существовал фельдшерский здравпункт.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

Шубина (Коцуб) ФИО23 в 1984 году окончила ... медицинское училище по специальности акушерка. л.д.6)

Изменении фамилии истицы Коцуб Р.Ф. на Шубину Р.Т. подтверждается свидетельством о заключении брака.

Трудовая книжка, которая является основным документом, подтверждающим периоды работы, на имя Шубиной ФИО24, свидетельствует о том, что истица Дата обезличена года принята на должность заведующей профилакторием колхоза « ФИО25». Дата обезличена года в связи с реорганизацией колхоза « ФИО26» в ТОО « ФИО27» принята в порядке перевода заведующей профилакторием. Дата обезличена года в связи с реорганизацией ТОО « ФИО28» в СПК « ФИО29» принята в порядке перевода заведующей профилакторием. Дата обезличена года уволена в связи с сокращением штата. л.д.8-9).

Информация главы Администрации ... сельского Совета о том, что истица ФИО2 с Дата обезличена года по Дата обезличена года работала в ... ФАП л.д.34) опровергаются показаниями истицы, копией ее трудовой книжки.

Свидетельство о прохождении повышения квалификации подтверждает, что в 1990 году истица в ... УПК проходила специализацию, медсестра по физиотерапии. Занимаемая должность истицы в свидетельстве указана медицинская сестра. л.д. 11). Должность указанная в свидетельстве о повышении квалификации не подтверждается материалами дела и опровергается записями в трудовой книжке истицы.

Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу под п. 20 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 27 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Несмотря на то, что на момент обращения истицы за установлением пенсии и определения ее специального стажа действовал лишь Список № 781, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, а все предыдущие утратили силу, согласно п. 9 ст. 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, обратившихся не позднее 1 января 2013 года, применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного закона.

При разрешении конкретного спора суд может применять закон с учетом конкретных возникших между сторонами правоотношений, установленных по делу обстоятельств.

Так, работа истицы, осуществляемая ранее 1991 года, подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке предусмотренном Списком утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, далее действовавшим до 01.11.1999 года Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФРС от 06.09.1991 № 464 право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждениям. Последним засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы. В силу п.З названных правил работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка.

Должность медицинская сестра, фельдшер поименованы в разделе «Наименование должностей» Списка. В п. 13 раздела «Наименование учреждений» Списка имеется указание на фельдшерско-акушерский пункт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 г. N 781, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

Приказом Минздравмедпрома РФ № 130 от 23.06.1994 года «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения», были утверждены Положение о фельдшерском здравпункте ( Приложение №5 к Приказу), Положение о фельдшере здравпункта (Приложение №6 к Приказу).

Согласно положению, фельдшерский здравпункт- структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятие промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся и учащимся учебных заведений. Фельдшерский здравпункт независимо от формы собственности ведет учетно-отчетную документацию и в установленном порядке представляет ее руководителю учреждения здравоохранения или органа управления здравоохранением.( Утратил силу, на основании приказа Министерства здравоохранения РФ №285 от 16.07.1999 г.)

Приказом Минздравмедпрома России № 35 от 20.02.1995 года «Об оплате труда работников здравоохранения » была утверждена номенклатура учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, где в п. 15 было указано, что здравпункты организуются при предприятиях, учреждениях и организациях и входят в состав поликлиники или амбулатории.

Приказом Минздрава РФ от 11.11.1996 № 372 «О внесении дополнений и изменений в Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», были внесены изменения в приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ от 20.02.1995 №35, п. 15 был изложен в следующей редакции: « здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся».

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории РФ с 1.11.1999 года и предусматривал, что засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Как указывалось ранее, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 г. N 781, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

В соответствии с пунктом 6 Правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449). Указанные изменения в п.6 были внесены после обращения истицы в Пенсионный Фонд.

Согласно номенклатуре учреждений здравоохранения ( в ред.Приказа Минздрава РФ от 28.02.2000 №73, от 04.06.2001 № 180), фельдшерско-акушерский пункт относится к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения. Участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты организуются в сельских населенных пунктах, а также на объектах строительства, осуществляемого вне населенных пунктов.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Согласно примечанию 5 к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Таким образом, в системе здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты, медпункты, в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены, а могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений. Здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника. Функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности. Техническое оснащение здравпунктов должно позволять им выполнять следующие задачи: оказание первичной медико-санитарной помощи, транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, проведение лечебных и профилактических мероприятий (Письмо Минздрава России от 15.12.2002 N 02-5-08/20-АР602).

Определением о подготовке дела к судебному разбирательству л.д.82-83) истицы было предложено предоставить дополнительные доказательства, в том числе свидетельствующие о том, что профилакторий в спорный период являлся структурным подразделением поликлиники или иной организации здравоохранения.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Указанный принцип закреплен в ст. 12 ГПК РФ и последовательно реализуется в его положениях.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.

В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ч.2 ст. 57 ГПК РФ).

Таким образом, обязанность доказывания возложена на стороны, суд лишь вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства, но не обязан этого делать. Тем более, суд не вправе по своей инициативе, без ходатайства об этом сторон, собирать доказательства по делу, поскольку это противоречит принципу состязательности.

Суд полагает, что истица не доказала, что профилакторий в спорный период ее работы являлся структурным подразделением поликлиники или иной организации здравоохранения, что она работала в непосредственном подчинении главному врачу поликлиники. Как установлено материалами дела( копии трудовой книжки) истица принималась на работу, увольнялась с работы по приказу руководителя сельскохозяйственного предприятия, при этом никакого согласования с главным врачом ЦРБ не было.

Истицей не предоставлено доказательств тому, что ответственность за результаты ее функциональной деятельности соразмерны с ответственностью медсестры по физиотерапии. Представленные истицей Уставы сельскохозяйственных предприятий, в спорные периоды ее работы, не свидетельствуют о том, что профилакторий осуществлял лечебную деятельность.

Нет доказательств и тому, что в вопросах оценки профессиональной деятельности в виде поощрения и наказания, принимали участие специалисты органов здравоохранения.

Истицей не предоставлено доказательств, что основной задачей профилактория является оказание первой доврачебной медицинской помощи, как предусмотрено в Положении о фельдшерско-акушерском пункте.

При таких обстоятельствах у суда нет законных оснований для удовлетворения исковых требований истицы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

В иске Шубиной ФИО31 ФИО30 к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в ... Алтайского края о включении в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости -отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд, через Троицкий районный суд.

Судья Ткаченко В.В.