о признании незаконным бездействия по ликвидации свалки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Троицкое Дата обезличена года

... суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Ткаченко В.В.

С участием прокурора Денисовой А.В.

При секретаре Кшуевой И.Г.

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Троицкого сельского совета о признании незаконным бездействия администрации Троицкого сельсовета по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов и возложении обязанности ликвидировать свалку путем очистки территории,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Троицкого сельского совета о признании незаконным бездействия администрации Троицкого сельсовета по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов и возложении обязанности ликвидировать свалку путем очистки территории.

В обоснование иска указал, что прокуратурой ... совместно со специалистом-экспертом территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... и главным специалистом -экспертом Троицкого отдела, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель ... в июне 2010 года проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории ....

В ходе проверки обнаружена стихийная свалка твердых бытовых и строительных отходов протяженностью 300 метров, расположенная в 100 метрах от земельного участка по ... в ... в северо-восточном направлении вдоль проселочной дороги.

Как установлено проверкой указанная свалка не имеет правового статуса, образована стихийно. Захламление земельного участка отходами производства и потребления относиться к вредному воздействию на землю и на окружающую среду в целом, а также представляет реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в случае ее не устранения.

Просит признать незаконным бездействие администрации Троицкого сельского совета по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов и возложить обязанность ликвидировать свалку путем очистки территории в границах Троицкого сельского совета в районе ..., протяженностью 300 метров.

Обязать администрацию Троицкого сельского совета организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Троицкого сельсовета с земельного участка протяженностью 300 метров, расположенного в 100 метрах от ... в северо-восточном направлении вдоль проселочной дороги.

В судебном заседании помощник прокурора Денисова А.В. иск поддержала и показала, что Дата обезличена года она выехала на место несанкционированной свалке, где увидела, что сельский Совет принимал меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых и строительных отходов с земельного участок протяженностью 300 метров, расположенный в 100 метрах от ... ... в северо-восточном направлении вдоль проселочной дороги, но весь участок от мусора не очищен.

Представитель ответчика Жинкин Д.С., выступивший по доверенности с исковыми требованиями не согласился, и пояснил, что сельский Совет очистил от твердых бытовых и строительных отходов земельный участок протяженностью 300 метров, расположенный в 100 метрах от ... ... в северо-восточном направлении вдоль проселочной дороги, но жители села вновь завезли туда мусор.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).

В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

На основании п.п. 2.2, 2.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований (п.п. 6.4, 6.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).

Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов должно осуществлять только в строго отведенных местах - полигонах твердых бытовых отходов. При этом согласно п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).

В нарушение вышеназванных норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Троицкого сельского Совета не организованы.

В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Транспортирование отходов, т.е. их вывоз, Закон Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» определил как перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, использования, обезвреживания, захоронения и уничтожения (ст. 1 данного Закона).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании п.п. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий (ст. 1 Закона Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае»).

В сложившейся ситуации администрация Троицкого сельского Совета должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в границах сельсовета.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (п.п. 1,2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Исходя из преамбулы к ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, нормы вышеуказанных законов направлены на обеспечение здоровья населения и благоприятной окружающей среды.

Несоблюдение названных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.

В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, на защиту прав жителей Троицкого сельского Совета на благоприятную окружающую среду.

Как установлено проверкой указанная свалка не имеет правового статуса, образована стихийно л.д.6-17) и в соответствии со ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, а также ст.14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Обращение прокурора в суд с указанным иском к Троицкому сельскому совету в интересах неопределенного круга лиц является правомерным и обоснованным.

Руководствуясь изложенным, ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Троицкого сельского Совета по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов в границах Троицкого сельского совета, а именно с земельного участка протяженностью 300 метров, расположенного в 100 метрах от ... в северо-восточном направлении вдоль проселочной дороги.

Обязать администрацию Троицкого сельского совета организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор и вывоз твердых бытовых и промышленных отходов, с земельного участка протяженностью 300 метров, расположенного в 100 метрах от ... в северо-восточном направлении вдоль проселочной дороги.

Взыскать с администрации Троицкого сельского совета Алтайского края государственную пошлину в доход бюджета Троицкого района в размере 4000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течении 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий Ткаченко В.В.