Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ...
... суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ткаченко В.В.,
при секретаре Кшуевой И.Г.,
с участием истца Козловской С.А.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ... Алтайского края Акимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Козловской ФИО11 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ-УПФР) в ... Алтайского края о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначении ее с момента обращения,
у с т а н о в и л:
Козловская С.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в ... о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, о включении периода ее работы в должности старшей пионервожатой в ... средней школе в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении ее с момента обращения к ответчику.Козловская С.А. в судебном заседании свои требования поддержала, суду пояснила, что Дата обезличена года она обратилась в УПФР в ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии, которое состоялось Дата обезличена года, в назначении пенсии ей было отказано. Основанием отказа явилось не включение в специальный трудовой стаж периода ее работы в Зеленополянской средней школе в должности старшей пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Принятое ответчиком решение, по ее мнению, не соответствует действующему законодательству.Истица Козловская С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Акимова О.Н. в судебном заседании исковые требования Козловской С.А. не признала, суду пояснила, что работа истицы в должности старшей пионервожатой не подлежит зачету в специальный трудовой стаж, поскольку эта должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, регулировавшими порядок исчисления стажа для назначения педагогическим работникам пенсии за выслугу лет. На основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 работа в должности пионервожатой может быть включена в специальный стаж при условии, если до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта гражданин полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. По состоянию на Дата обезличена года (дата, с которой не применяется вышеуказанное постановление Совета Министров СССР) специальный стаж Козловской С.А. (25 лет) не был выработан, поэтому правовых оснований для установления ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не имеется.Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.Трудовую деятельность Козловская С.А. с Дата обезличена по Дата обезличена года воспитателем детского сада, с Дата обезличена по Дата обезличена года старшей пионервожатой в ... школе, с Дата обезличена года по Дата обезличена года учителем ... средней школы. Дата обезличена года Козловская С.А. обратилась в УПФР в ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 июня 2010 года Козловская С.А. в назначении трудовой пенсии по старости было отказано, поскольку льготный стаж работы Козловская С.А. по мнению членов комиссии составил 16 лет 11 месяцев 18 дней. В льготный стаж не был включен период работы Козловской С.А. в должности старшей пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года.Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Козловской С.А. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1, 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом изложенного, оценка пенсионных прав Козловской С.А. должна быть проведена по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в должности старшей пионервожатой.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое регулировало спорные правоотношения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Из трудовой книжки Козловской С.А. видно, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена года работала воспитателем детского сада, с Дата обезличена по Дата обезличена года старшей пионервожатой в ... школе, с Дата обезличена года по Дата обезличена года учителем ... средней школы, переименованной в Муниципальное общеобразовательное учреждение «... средняя общеобразовательная школа».
Из протокола Номер обезличен заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата обезличена года и решения от Дата обезличена года следует, что Козловской С.А. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по причине недостаточности стажа из-за не включения в специальный стаж спорного периода работы в должности старшей пионервожатой.
Вместе с тем, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью лечебной и творческой работой».
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения установленного возраста, вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 года № 464 и действующих в период с 1991 до 1 ноября 1999 года, наименование должности пионервожатая не содержат.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 20 ноября 2008 года № 868-О-О, после принятия Советом Министров РСФСР вышеуказанного постановления работникам профессий, дающих право на досрочное назначение пенсии, в том числе пионервожатым, стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности пионервожатых применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривается их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствие с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года № 8-П).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что, работая в должности старшей пионервожатой, Козловская С.А. имела право на зачет периода её работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в специальный стаж, период работы истицы с Дата обезличена года по Дата обезличена года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежит.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работников просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 указанного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Педагогический стаж с учетом включения периода работы в должности пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года, составил более 25 лет, поэтому у Козловской С.А. с Дата обезличена года возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Доводы ответчика о том, что весь период работы Козловской С.А. в должности пионервожатой не подлежит включению в её специальный стаж, являются ошибочными по вышеизложенным основаниям.
Таким образом, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ... Алтайского края от Дата обезличена года об отказе Козловской С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следует признать недействительным в части не включения периода работы истицы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности старшей пионервожатой в ... средней школе ... Алтайского края в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На ответчика необходимо возложить обязанность включить Козловской С.А. этот период работы в должности старшей пионервожатой в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В остальной части иска Козловской С.А. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Козловской ФИО12 удовлетворить частично.
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ... Алтайского края от Дата обезличена года об отказе Козловской ФИО13 ФИО14 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Алтайского края период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности старшей пионервожатой в ... средней школе ... Алтайского края включить Козловской ФИО15 в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Признать за Козловской С.А. право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, с момента обращения за назначением пенсии - с Дата обезличена года.
В остальной части иска Козловской С.А отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Троицкий районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий В.В. Ткаченко