о включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обезличено и размещено 11.03.3012 года.



                                                                                                                                     Дело № 2-70/12                  

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Троицкое                                                                                                             05 марта 2012 года

Троицкий районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего:                                   Фроловой О.С.,

при секретаре:                                                     Кшуевой И.Г.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ермаковой З.М. к администрации <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> включить её в список граждан, членов семей участников ВОВ, получателей субсидий на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование требований истица указала, что является вдовой ветерана ВОВ. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О ветеранах» её муж был участником ВОВ и, соответственно, относится к ветеранам ВОВ. Ст. 21 ФЗ «О ветеранах» предусматривает одной из мер социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) участников ВОВ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз. Согласно ст. 23.2 п. 1 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по представлению мер социальной поддержки и полномочия по обеспечению жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в администрацию <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Одновременно с подачей заявления предоставила все необходимые документы об имуществе, находящемся в собственности в отношении себя. Однако, ей было отказано в постановке на учет в связи с тем, что площадь жилья, в котором она проживает в настоящее время, больше учетной нормы - 11 кв.м. на человека.

Считает указанный отказ незаконным и необоснованным, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 23.2 ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны и т.д., а так же членам их семей.

В связи с изложенным Ермакова З.М. полагала, что она, как вдова участника ВОВ, имеет право на улучшение жилищных условий исходя из общей площади жилья 36 кв.м. на одного члена семьи либо на денежную компенсацию на улучшение жилищных условий исходя из рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по <адрес>. Ранее меры по социальной поддержке по обеспечению жильем в отношении неё не принимались. В приватизации жилья она не участвовала.

Общая площадь квартиры, в которой проживает истица, составляет 49,5 кв.м., из них ФИО2 (дочери истицы), с которой она проживает, принадлежит 3/4 доли, то есть 37,12 кв.м. Исходя из нормы жилья общая площадь проживания на нас двоих должна составлять 47 кв.м. (36 кв.м. - ей, как вдове, и 11 кв.м. - ФИО2 согласно учетной норме жилья). Таким образом, общая площадь квартиры, в которой проживает Ермакова З.М., ниже учетной нормы.

Кроме того, жилье, предоставляемое согласно ФЗ «О ветеранах» должно быть полностью благоустроенное, однако, указанная квартира не отвечает данным требованиям.

В Указе Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. (с изменениями от 09.01.2010 г.), четко отражено, что жильем должны быть обеспечены все участники и ветераны ВОВ.

В связи с изложенным истица просила возложить на администрацию <адрес> обязанность включить её в список граждан, членов семей участников ВОВ, получателей субсидий на приобретение жилья, а также взыскать с ответчика расходы по оформлению искового заявления в суд в размере 1 400 руб.

В судебном заседании истица на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации <адрес> Буханов Ю.Д. с иском не согласен по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 30 - 31).

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела позиции сторон остались прежними.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения Ермаковой З.М., её представителя Дейниченко С.Н., детей истицы ФИО2, ФИО11, ФИО9, представителя администрации <адрес> Буханова Ю.Д., находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее по тексту -Указ Президента РФ) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как следует из материалов дела, Ермакова З.М. является вдовой участника ВОВ (л.д. 20) и имеет право на льготы, установленные п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

ДД.ММ.ГГГГ Ермакова З.М. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет для получения жилого помещения как вдовы участника Великой Отечественной войны (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ главой района ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, истица прописана и проживает по адресу: <адрес>1, общей площадью 49,5 кв.м. совместно со своей дочерью ФИО2 Квартира значится за последней на праве общей долевой собственности -3/4 доли в праве. Администрацией <адрес> сельсовета для постановки на учёт принята учетная норма 11 кв.м. на человека. Таким образом, обеспеченность Ермаковой З.М. общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы (л.д. 4).

Решением главы <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма общей площади жилого помещения на 1 человека в размере 11 кв.м. (л.д. 29-оборот).

Как следует из материалов дела, истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: в <адрес>1, в квартире, принадлежащей на праве собственности её дочери ФИО2 (3/4 доли) общей площадью 49,4 кв.м., жилой- 32,8 кв.м. (л.д. 9,12).

Согласно выписке из домовой книги, из похозяйственной книги в названной квартире также зарегистрирована и проживает ФИО2 (дочь истицы) (л.д. 9).

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно пояснениям Ермаковой З.М., у нее была квартира по <адрес>1 в <адрес>, которую она обменяла на квартиру по <адрес>1 и оформила на внука, стала проживать там с внуком. В 2000 году внук трагически погиб и квартира перешла по наследству его родителям, то есть её дочери ФИО2 и ее бывшему мужу. С тех пор она проживает в указанной квартире, которая стала принадлежать дочери ФИО2 Отношения между ними обычные, какие бывают между матерью и дочерью. У дочери своя семья, к ней часто приходят в гости внуки. В доме имеется туалет, она им пользуется. На кухню за продуктами ходит, но питается отдельно. Она уже в возрасте, использует продукты питания такие, которые дочь с детьми есть не будут. Она не ест мяса, жаренного и другую жирную пищу, поэтому питается отдельно. Деньги на питание отдает дочери, она все необходимое для нее закупает сама. Сама себя она уже обслуживать не может, во всем ей помогает дочь. Истица оплачивает коммунальные расходы в размере 50%, дает деньги на оплату почтальонке, которая и производит оплату.

Как пояснила в судебном заседании ФИО2, Ермакова З.М. была вселена в указанную квартиру в качестве её матери, какое- либо соглашение об особом порядке пользования квартирой между ними не достигнуто, квартира 3- комнатная, истица может пользоваться и заходить в любую комнату, у неё имеется своя комната, на кухне она кушает, также может проходить в зал, в спальню к ФИО2 Договор коммерческого найма между ними заключен не был, иные договорные отношения, связанные с проживание матери в её квартире, отсутствуют.

Оценив все представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в силу положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ Ермакова З.М. является членом семьи ФИО2, так как является её матерью, была вселена в данную квартиру, проживает вместе с дочерью в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, в связи с чем имеет равное с ней право пользования указанным жилым помещением. Соглашение об иных правах истицы по пользованию данной квартирой между матерью и дочерью не достигнуто.

Доводы представителя истицы Дейниченко С.Н. о том, что Ермакова З.М. была вселена в дом к ФИО8 не как её мать, а как посторонний человек, общего хозяйства они не ведут, питаются раздельно, несостоятельны.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его родители. Таким образом, в данном случае юридическое значение имеет факт вселения и проживания Ермаковой З.М. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её дочери ФИО2, который нашел свое подтверждение в судебном заседании. В связи с этим не имеет правового значения, в качестве кого мать была вселена в дом к дочери - члена семьи либо постороннего человека.

Кроме того, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В судебном заседании сын истицы ФИО11, а также истица Ермакова З.М. указали, что она не постоянно, а временно проживает в данном жилом помещении, так как периодически уезжает жить то к сыну в <адрес>, то другому сыну ФИО9 в <адрес> ФИО3 <адрес>, следовательно, у нее нет постоянного места жительства.

Данный довод не принимается судом, так как по делу установлено, что Ермакова З.М. имеет постоянную регистрацию в указанном жилом помещении с 2000 года (л.д. 33), к сыну ФИО9 в <адрес> (с. ФИО3 <адрес>) она приезжала в гости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где была временно зарегистрирована (л.д. 49). Кроме того, как указал ФИО9, мать приезжает к нему периодически в гости, однако постоянным местом её жительства его адрес не является, со снохой у них отношения не сложились, пенсию и другую социальную помощь она получает в <адрес> по месту своего основанного места жительства по <адрес>1.

Исходя из этого суд приходит к выводу о том, что данные выезды Ермаковой З.М. носят непродолжительный характер, являются временными, основным её местом жительства является <адрес>1. Доказательств обратного истицей суду не представлено.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 ст.50 ЖК РФ).

Принимая оспариваемое решение, орган местного самоуправления обоснованно исходил из того, что поскольку у членов семьи заявителя имеется в собственности жилое помещение, общей площадью 49, 4 кв.м, с учетом размера идеальной доли - 37,05 кв. м., обеспеченность жильем составляет 18,52 кв.м. общей площади на человека, что более учетной нормы.

При указанных обстоятельствах принятое ответчиком решение об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не противоречит закону и не нарушает прав и интересов заявителя.

Довод истицы о том, что жилое помещение, в котором она проживает, не является благоустроенным, не принимается во внимание в силу следующего.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (далее - Положение).

В силу п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п.41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

В соответствии с п.п. 7, 8 Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).

Как указал представитель администрации <адрес> Буханов Ю.Д., в соответствии с учетным делом Ермаковой З.М. в органы местного самоуправления с подобным заявлением она не обращалась, при рассмотрении вопроса о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий на непригодность её квартиры для проживания не ссылалась (л.д. 27, 28).

В связи с тем, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд отказывает истице во взыскании расходов на подготовку искового заявления.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ермаковой З.М. к администрации <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> включить её в список граждан, членов семей участников ВОВ, получателей субсидий на приобретение жилья, - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий районный суд.

Председательствующий                                                                              О.С. Фролова

Мотивированное решение изготовлено 07.03.2012 года