дело № 2-230/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Троицк 19 августа 2010 г.
Троицкий районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Казанцевой Н.Н.
при секретаре Лобановой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к некоммерческому партнерству граждан и юридических лиц «Информ-Клуб» о ликвидации некоммерческой организации,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту решения - Управление) обратилось в суд с иском к некоммерческому партнерству граждан и юридических лиц «Информ-Клуб» (далее по тексту решения - Информ-Клуб), в обоснование которого указало следующее.
Информ-Клуб был зарегистрирован администрацией Троицкого района, как юридическое лицо 09.08.1999 года.
В единый государственный реестр юридических лиц сведения об Информ-Клубе внесены 09.10.2002 года Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Информ-Клуб был зарегистрирован также в Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управлением под № 7414030044.
Информ-Клуб в нарушение ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» не представлял отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» за 2006, 2007,2008 и 2009 годы.
Кроме того, в нарушение п.7 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» Информ-Клуб по мнению истца сменил свое место нахождение и не проинформировал об этом уполномоченный орган, то есть Управление, поскольку с юридического адреса Информ-Клуб уведомления возвращались в Управление с отметкой почты о невручении корреспонденции по причине отсутствия по этому адресу адресата.
В уставе Информ-Клуб заявленные виды деятельности не соответствуют требованиям ч.1 ст.8 ФЗ «О некоммерческих организациях», так как направлены на неопределенный круг лиц, а не только на членов партнерства.
Кроме того, учредителем Информ-Клуб является администрация Троицкого района Челябинской области, что противоречит действующему законодательству, поскольку, по мнению истца, органы местного самоуправления не могут быть учредителя такого вида некоммерческой организации, как некоммерческое партнерство.
Информ-Клуб создан, по мнению истца с нарушением закона, носящего неустранимый характер, и это обстоятельство является основанием для его ликвидации в силу абз.2 п.2 ст.61 ГК РФ.
На основании этого истец просит суд ликвидировать некоммерческое партнерство граждан и юридических лиц «Информ-Клуб», назначить ликвидатора из числа участников организации, обязать пройти процедуру ликвидации в порядке, установленном ФЗ «О некоммерческих организациях и Гражданским кодексом РФ, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с действующим законодательством, поскольку он в нарушение действующего законодательства неоднократно не представлял в Управление в установленный срок сведения, предусмотренные п.10 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и был создан с нарушением закона, носящего неустранимый характер и это обстоятельство является основанием для ликвидации Информ-Клуб.
Представитель истца - Управления в судебное заседание не явился, истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела л.д.100), ранее от истца поступало в суд заявление в с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя и удовлетворить иск.
Представитель Информ-Клуб - Царев М.Ю. в судебном заседании иск признал и пояснил суду, что Информ-Клуб действительно не представлял отчеты в Управление с 2006 по 2009 г., поскольку он не знал, что Управление стало контролирующим органом и ему следует представлять отчеты о деятельности Информ-Клуб. Юридический адрес Информ-Клуб не меняло, но по указанному адресу не находилось, поэтому видимо, по его мнению, не вся корреспонденция, адресованная Информ-Клуб доходила. Считает необоснованными доводы истца по поводу несоответствия видов деятельности, указанных в уставе закону «О некоммерческих организациях», поскольку считает, что они создавали информационные программы в целях содействия членам организации в осуществлении их деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, управленческих целей. Не согласен он и с тем, что администрация Троицкого района не имела права создавать Информ-Клуб, поскольку учредительные документы Информ-Клуб подвергались правовой экспертизе несколько раз и ни каких замечаний к ним не было.
Третьи лица - Ерахтин Е.В. и Ерахтин М.В. иск Управления признали, они согласились с тем, что Информ-Клуб неоднократно нарушал положения ФЗ «О некоммерческих организациях» о предоставлении отчетности в Управление и действительно не представлял отчетность с 2006 по 2009 г.
Представитель администрации Троицкого муниципального района - Ращектаев В.Я. возражал против иска. Считает, что виды деятельности, указанные в уставе Информ-Клуб соответствуют ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку Информ-Клуб» создавал информационные программы в целях содействия членам организации, в том числе и администрации Троицкого муниципального района в осуществлении их деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, управленческих целей. Через Информ-Клуб, как через средство массовой информации администрация передавала для населения Троицкого района необходимую для населения информацию, в том числе касающуюся социальных программ администрации, Информ-Клуб создавал и образовательные программы, что также способствовало содействию членам партнерства в достижении их целей в образовательной области.
Представитель администрации Троицкого муниципального района - Ращектаев В.Я. считает, что администрация Троицкого района имела право быть учредителем Информ-Клуб, поскольку, по его мнению, действующим на момент создания Информ-Клуб законодательством, органам местного самоуправления не было запрещено создавать такие виды организаций, а что не запрещено, то значит разрешено.
Представитель третьего лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Челябинской области в судебное заседание не явился, третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела л.д.99), ранее от третьего лица поступало в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Третье лицо - Великов В.Ю. в рассмотрении дела не участвовал, место его жительства не известно. Суд предпринял все меры к надлежащему его извещению о времени и месте рассмотрения дела. Однако повестка с его адреса, известного суду возвратилась в суд с отметкой «отсутствие адресата по адресу».
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя истца, представителя налоговой инспекции и учредителя Великова В.Ю.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, находит иск Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного но то учредительными документами, либо по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п.3 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу п.1, п.1.1, ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческих организаций производится на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации подается уполномоченным органом или его территориальным органом.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 на Министерство юстиции РФ возложены функции организации деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3,1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган, то есть в Министерство юстиции РФ документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Формы документов, указанных в п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлены приложением № 3 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212, действовавшего в момент возникновения рассматриваемых судом правоотношений.
В силу п.2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212, некоммерческая организация должна была представлять в Министерство юстиции РФ (уполномоченный орган), или его территориальный орган отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных п.3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» в соответствии с п.10 этой же статьи является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
При рассмотрении дела судом было установлено следующее.
Информ-Клуб был впервые зарегистрирован как юридическое лицо администрацией Троицкого района 09.08.1999 года.
В единый государственный реестр юридических лиц сведения об Информ-Клубе были внесены 09.10.2002 года Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Информ-Клуб зарегистрирован также в Ведомственном реестра зарегистрированных некоммерческих организаций Управления под № 7414030044.
Согласно уставу Информ-Клуб был создан администрацией Троицкого района Челябинской области, Ерахтиным А.В., Ерахтиным М.А. и Великовым В.Ю. как некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства.
Информ-Клуб в период с 2006 по 2009 год, то есть четыре года подряд не представлял в уполномоченный орган, то есть в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вышеуказанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании показаниями представителя Информ-Клуб и его учредителями.
Учитывая указанное выше, суд считает, что Информ-Клуб неоднократно нарушал действующее законодательство, а именно положения п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», а следовательно, в силу ст. 61 ГК РФ есть основания для вынесения решения о его ликвидации.
Кроме того, суд считает, что Информ-Клуб был создан с грубым нарушением действующего законодательства, а именно в связи с тем, что в качестве учредителя Инфрм-Клуб выступила администрация Троицкого района, которая, как орган местного самоуправления не имела права создавать некоммерческие организации.
В соответствии со ст. 30 ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции действовавшей на момент создания Информ-Клуб, органы местного самоуправления имели право создавать только предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, то есть предприятия, учреждения и организации, имеющие единственной своей целью извлечение прибыли от своей деятельности.
Созданная же администрацией некоммерческая организация - Инфрм-Клуб в силу ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» не имела право осуществлять предпринимательскую деятельность, единственной целью которой является извлечение прибыли.
Свою позицию по этому вопросу высказал Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ в постановлении Пленумов от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой гражданского кодекса РФ», в которых указано, что органы местного самоуправления имеют право учреждать предприятия, учреждения и организации право на учреждение которых им предоставлено действующим законодательством, а акты о регистрации после 07.12.1994 г. некоммерческих организаций, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными.
Учитывая указанное выше и в связи с тем, что выявленное нарушение является грубым нарушением действующего законодательства и носит неустранимый характер, поскольку администрация Троицкого района не желает выйти из состава учредителей Информ-Клуб и против удовлетворения иска Управления о ликвидации Инфрм-Клуб, в связи с незаконностью учредительства ею этой организации, суд считает необходимым ликвидировать Информ-Клуб.
Судом установлено также, что Информ-Клуб указал в уставе адрес место нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа в с.Бобровка Троицкого района по ул.Водопроводная,1. Однако постоянно действующего исполнительного органа у Информ-Клуб не было, руководил работой Информ-Клуб директор, который фактически там ни когда не находился, а находился в гор. Троицке.
По мнению суда, это обстоятельство также является нарушением действующего законодательств, а именно положений ст.54 ГК РФ, в которой указано, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Исходя из того, что руководитель Информ-Клуб не собирался находиться по указанному в уставе адресу, следовало в уставе указывать адрес, по которому фактически находился директор Информ-Клуб и регистрировать его по месту фактического нахождения директора организации.
Суд считает также, что в уставе Информ-Клуб заявленные виды деятельности не соответствуют требованиям ч.1 ст.8 ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку они направлены на удовлетворение потребностей неопределенного круга лиц, а не только членов партнерства.
Таким образом, судом установлено, что Информ-Клуб был создан с грубым нарушением действующего законодательства, поскольку его учредителем выступила администрация Троицкого района и это нарушение является неустранимым.
Информ-Клуб во время своей деятельности неоднократно нарушал действующее законодательство, а именно не представлял отчеты о деятельности Управлению в течение четырех лет подряд.
Учитывая указанное выше и положения п.2 ст.61 ГК РФ суд считает необходимым ликвидировать Информ-Клуб.
Доводы представителя администрации Троицкого муниципального района Ращектаева В.Я. о том, что администрация Троицкого района имела право учреждать Информ-Клуб в связи с тем, что то, что не запрещено законом, значит разрешено, суд считает несостоятельными по основаниям указанным судом в решении при обсуждении вопроса о том, могли ли органы местного самоуправления быть учредителя некоммерческих организаций.
Несостоятельными суд считает и доводы представителя администрации Троицкого муниципального района Ращектаева В.Я. о том, что уполномоченный орган был изменен не законом, а постановлением Правительства Российской Федерации и поэтому ни учредителям, ни директору Информ-Клуб не было известно об этом и это явилось причиной непредставления отчетов в Управление, поскольку в Российской Федерации все нормативные правовые акты опубликовываются в печати и поэтому считается, что они до ведены до сведения всех граждан, которые обязаны их знать и исполнять.
В связи с тем, что иск Управления удовлетворен полностью, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлины в сумме 4000 руб. в соответствии со ст. 103 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФЮ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческое партнерство граждан и юридических лиц «Информ-Клуб».
Назначить ликвидатором некоммерческого партнерства граждан и юридических лиц «Информ-Клуб» её учредителей - администрацию Троицкого муниципального района, Ерахтина А.В., Ерахтина М.В. и обязать его пройти процедуру ликвидации некоммерческого партнерства граждан и юридических лиц «Информ-Клуб», в порядке, установленном ст.19 и 20 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях» и статьями 61, 63 Гражданского кодекса РФ.
Возложить обязанности по утверждению промежуточного и ликвидационного баланса на ликвидатора некоммерческого партнерства граждан и юридических лиц «Информ-Клуб».
Обязать ликвидатора некоммерческого партнерства граждан и юридических лиц «Информ-Клуб» закончить процедуру ликвидации в течении года со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с некоммерческого партнерства граждан и юридических лиц «Информ-Клуб» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Н. Казанцева