дело № 2-251/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Троицк 3 сентября 2010 г.
Троицкий районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Казанцевой Н.Н.
с участием помощника прокурора Троицкого района Антимирова В.В.
при секретаре Лобановой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение», администрации Троицкого муниципального района об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Троицкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» (далее по тексту решения Нижнесанарское сельское поселение), администрации Троицкого муниципального района о об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, указав в заявлении следующее.
В ходе проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения было установлено, что постановлением главы Троицкого муниципального района № 850 от 10.10.2008 г. утвержден акт выбора и проекты границ земельных участков для размещения твердых бытовых отходов на территории Нижнесанарского сельского поселения.
Для размещения твердых бытовых отходов в с.Нижняя Санарка выбран земельный участок, расположенный на расстоянии 850 м. в юго-западном направлении от с.Нижняя Санарка, общей площадью 4,0 га.
Для размещения твердых бытовых отходов в пос.Херсонский Троицкого района выделен земельный участок, расположенный на расстоянии 500 м.в северо-восточном направлении от пос.Херсонский, общей площадью1,0 га.
Проверкой было установлено, что складирование твердых бытовых отходов в с.Нижняя Санарка и в пос.Уразаевский осуществляется не на земельных участках, специально отведенных для этих целей.
На момент проверки 16.06.2010 г. было установлено, что вдоль дороги к участку, отведенному для складирования твердых бытовых отходов, располагается несанкционированная свалка площадью 1 га. Свалка ни как не огорожена, мусор разбросан отдельными кучами и разносится ветром.
Территория, отведенная для складирования твердых бытовых отходов, не обнесена ограждением или земельным валом. Отсутствуют указатели для населения о месте расположения участка, предназначенного для складирования твердых бытовых отходов.
Кроме того, складирование бытовых отходов и мусора осуществляется непосредственно на почву, отсутствует контрольно-пропускной пункт, не установлена сетка для улавливания мусора при ветровом напоре.
Земельный участок для складирования твердых бытовых отходов в с.Нижняя Санарка Троицкого района относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Прокурор считает, что администрацией МО «Нижнесанарского сельского поселения» процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован, а администрация Троицкого муниципального района самоустранилась от решения проблемы утилизации и переработки бытовых отходов на территории Нижнесанарского сельскоего поселения.
Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории Нижнесанарского сельского поселения и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде.
На основании этого прокурор просил суд обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» в срок до 01.01.2011 г. и обязать администрацию муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01.01.2011г.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить.
Представитель администрации «Нижнесанарское сельское поселение» - Сухорукова Н.И. заявление прокурора признала, пояснив суду, что факты, изложенные в заявлении прокурора соответствуют действительности. В с.Нижняя Санарка и в пос.Уразаевский имеются земельные участки, которые были отведены специально для размещения твердых бытовых отходов, но они ни как не огорожены, мусор разбросан отдельными кучами и разносится ветром. Территория, отведенная для складирования твердых бытовых отходов, не обнесена ограждением. Отсутствуют указатели для населения о месте расположения участка, предназначенного для складирования твердых бытовых отходов, отсутствует контрольно-пропускной пункт, не установлена сетка для улавливания мусора при ветровом напоре. Земельный участок для складирования твердых бытовых отходов в с.Нижняя Санарка Троицкого района относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вдоль дороги к участку, отведенному для складирования твердых бытовых отходов действительно разбросан мусор. Контейнеры в населенных пунктах не установлены, население мусор самостоятельно вывозит на свалку, мусор не разделяется на виды. По мере накопления мусора он сжигается, либо перемешивается с землей и утрамбовывается.
Представитель администрации Троицкого муниципального района - Клышева А.Е. заявление прокурора не признала, пояснив, что администрацией проводилась работа по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и она заключается в том, что
Собранием депутатов Троицкого муниципального района принято решение от 28.07.2010 г. № 68 «Об утверждении Положения об организации утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов на территории Троицкого муниципального района», в 2008 г. в целях создания и обустройства свалок Нижнесанарскому сельскому поселению из бюджета Троицкого муниципального района было направлено 44000 руб., между администрацией Троицкого муниципального района и администрацией МО Нижнесанарское сельское поселение» 09.07.2010 г. было заключено соглашение № 76, согласно которому сельскому поселению было передано осуществление части полномочий, а именно полномочия по организации утилизации бытовых и промышленных отходов. На основании указанного соглашения платежным поручением от 15.07.2010 г. Нижнесанарскому сельскому поселению были перечислены денежные средства в сумме 64000 для организации утилизации бытовых и промышленных отходов. Кроме того, администрацией Троицкого района по заявлению администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение» в целях предотвращения образования несанкционированных свалок постановлением от 10.10.2008 г. № 850 был утвержден акт выбора, проект границ земельных участков для размещения площадок твердых бытовых отходов на территории МО «Нижнесанарское сельское поселение». Администрацией района постоянно проводятся мероприятия направленные на поддержание экологического благополучия, а именно разработан план природоохранных мероприятий на 2008-2010 г., проводятся субботники, конкурсы по санитарной очистке территории района, специалистом-экологом выдаются разрешения на утилизацию отходов методом сжигания.
Суд, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Троицкого района подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.ст. 14,15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г № 4690-88.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Из материалов дела и показаний представителей ответчиков усматривается, что администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение» и администрацией Троицкого муниципального района требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются.
Как установлено судом в населенных пунктах ( с.Нижняя Санарка, пос.Уразаевский), в нарушение установленных санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-881) не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, не определены места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, территория, отведенная для размещения твердых бытовых отходов не обвалована, работа по уплотнению твердых бытовых отходов, засыпке изоляционным материалом не проводится.
Кроме того, перевод земельного участка, на котором размещаются твердые бытовые отходы из категории земель сельскохозяйственного назначения в установленном порядке не произведена. Размещение свалки требованиям Санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 г. № 16 не отвечает.
Содержание и эксплуатация свалки твердых бытовых отходов осуществляется с нарушением указанных выше санитарных правил. Изоляция слоев мусора инертным материалом или грунтом не проводится, сетки для улавливания мусора при ветровом напоре не установлены, учет поступающих отходов, и контроль за их распределением, не ведется, не обеспечивается уборка санитарно-защищенных зон.
Не проводится работа и по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вышеуказанное было подтверждено в судебном заседании показаниями представителей ответчиков, а также подтверждается актом обследования территории муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» от 16.06.2010 г. № 65, составленного представителем территориального отдела в городе Троицке и Троицком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области л.д.6-7).
Доводы представителя администрации Троицкого муниципального района о том, что администрацией организована утилизация и переработка бытовых отходов посредством издания Положения об организации утилизации (захоронинию) бытовых и промышленных отходов, заключения с сельским поселением соглашения о передаче им полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, перечисления сельскому поселению денежных средств для проведения утилизации бытовых и промышленных отходов, а также проведения субботников и конкурсов по санитарной очистке территории района, суд считает несостоятельными.
По мнению представителя администрации Троицкого муниципального района под утилизацией отходов понимается деятельность, связанная с централизованным (в определенном месте) сбором и захоронением твердых бытовых отходов.
Суд не может согласиться с этим утверждением, поскольку в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано определение понятия «захоронение отходов». Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Определение понятия «утилизация» ни в положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ни в положениях Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не содержится.
Понятие «утилизация» содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение». Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст.
Суд считает, что приведенное в указанном выше ГОСТе определение понятия «утилизации» наиболее подходит к рассматриваемым правоотношениям и полагает, что именно приведенное в этом ГОСТе понятие «утилизации» необходимо применить к рассматриваемым судом отношениям.
Согласно вышеуказанному ГОСТу утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
Иными словами утилизация - это употребление (переработка) отходов с пользой.
Под переработкой отходов понимается превращение бытовых и промышленных отходов во что-то новое.
Таким образом, с учетом ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», предписывающей администрации муниципального района организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, администрация Троицкого муниципального района должна организовать (подготовить, наладить, упорядочить) работу по использованию бытовых отходов в качестве вторичных ресурсов и организовать их переработку с целью получения новых товаров.
Учитывая указанное выше, понятие «утилизация» не тождественно понятию «захоронение».
Исходя из вышеизложенного несостоятельными суд считает и доводы представителя администрации Троицкого района о том, что администрация Троицкого муниципального района передала администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение» часть своих полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а именно полномочия по уплотнению и изоляции бытовых и промышленных отходов, поскольку уплотнение и изоляция отходов не входит в понятие «утилизация».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено законом.
Суд считает, что администрация МО «Нижнесанарское сельское поселение» и администрация Троицкого муниципального района не доказала суду, что на территории МО «Нижнесанарское сельское поселение» организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а также организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, а поэтому суд считает необходимым принудить ответчиков выполнить обязанности, возложенные на них федеральным законодательством.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, рудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, обязание ответчиков исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и отходами производства может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Прокурор Троицкого района просит суд обязать ответчиков исполнить обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в срок до 01.01.2011 года.
Суд считает, что этого срока будет недостаточно и поэтому полагает необходимым определить срок исполнения этих обязанностей до 01.06.2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» в срок до 01.06.2011 г.
Обязать администрацию муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01.06.2011г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Н. Казанцева