дело № 2-252/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Троицк 3 сентября 2010 г.
Троицкий районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Казанцевой Н.Н.
с участием помощника прокурора Троицкого района Антимирова В.В.
при секретаре Лобановой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Яснополянское сельское поселение», администрации Троицкого муниципального района об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Троицкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Янополянское сельское поселение» (далее по тексту решения Нижнесанарское сельское поселение), администрации Троицкого муниципального района о об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, указав в заявлении следующее.
В ходе проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения было установлено, что постановлением главы Троицкого муниципального района № 978 от 31.10.2008 г. утвержден акт выбора и проекты границ земельных участков для размещения твердых бытовых отходов на территории Яснополянского сельского поселения.
Для размещения твердых бытовых отходов в пос.Ясные Поляны выбран земельный участок, расположенный на расстоянии 500 м. в северо-восточном направлении от жилой застройки пос.Ясные Поляны, общей площадью 1,0 га.
Проверкой установлено, что фактически земельный участок, на котором осуществляется складирование твердых бытовых отходов значительно превышает размеры, определенные актом выбора земельного участка для складирования твердых бытовых отходов. Вдоль подъездной дороги к отведенному участку для складирования твердых бытовых отходов имеются многочисленные сваленные отходы. Отсутствуют указатели для населения о месте для складирования твердых бытовых отходов.
Кроме того, территория, отведенная документально для размещения твердых бытовых отходов не обвалована, отходы ветром раздувает на значительное расстояние. Работы по уплотнению твердых бытовых отходов, засыпке изоляционным материалом не проводятся, в районе улицы Окружная в пос.Ясные Поляны имеется несанкционированное складирование твердых бытовых отходов.
Земельный участок, отведенный для складирования твердых бытовых отходов в пос.Ясные Поляны Троицкого района относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Прокурор считает, что администрацией МО «Яснополянское сельское поселение» процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован, а администрация Троицкого муниципального района самоустранилась от решения проблемы утилизации и переработки бытовых отходов на территории Яснополянского сельского поселения.
Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории Яснополянского сельского поселения и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде.
На основании этого прокурор просил суд обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в срок до 01.01.2011 г. и обязать администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01.01.2011г.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить.
Представитель администрации МО «Яснополянское сельское поселение» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела ответчик был надлежащим образом извещен л.д.111), в материалах дела имеется заявление, в котором
глава администрации МО «Яснополянское сельское поселение» - Алимкина Т.М. просит суд рассмотреть дело в её отсутствие, заявление прокурора Троицкого района признает полностью.
Представитель администрации Троицкого муниципального района - Клышева А.Е. заявление прокурора не признала, пояснив, что администрацией проводилась работа по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и она заключается в том, что
Собранием депутатов Троицкого муниципального района принято решение от 28.07.2010 г. № 68 «Об утверждении Положения об организации утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов на территории Троицкого муниципального района», в 2007 г. в целях создания и обустройства свалок Яснополянскому сельскому поселению из бюджета Троицкого муниципального района было направлено 26000 руб., между администрацией Троицкого муниципального района и администрацией МО «Яснополянское сельское поселение» 09.07.2010 г. было заключено соглашение № 82, согласно которому сельскому поселению было передано осуществление части полномочий, а именно полномочия по организации утилизации бытовых и промышленных отходов. На основании указанного соглашения платежным поручением от 15.07.2010 г. № 20040 Яснополянскому сельскому поселению были перечислены денежные средства в сумме 40000 для организации утилизации бытовых и промышленных отходов. Кроме того, администрацией Троицкого района по заявлению администрации МО «Яснополянское сельское поселение» в целях предотвращения образования несанкционированных свалок постановлением от 31.10.2008 г. № 978 был утвержден акт выбора и проект границ земельных участков для размещения площадок твердых бытовых отходов на территории МО «Яснополянское сельское поселение». Администрацией района постоянно проводятся мероприятия направленные на поддержание экологического благополучия, а именно разработан план природоохранных мероприятий на 2008-2010 г., проводятся субботники, конкурсы по санитарной очистке территории района, специалистом-экологом выдаются разрешения на утилизацию отходов методом сжигания.
Представитель третьего лица - муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Ясные Поляны» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление, в котором руководитель третьего лица просит рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП «ЖКХ пос.Ясные Поляны.»
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации МО «Яснополянское сельское поселение» и представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя администрации Троицкого муниципального района, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Троицкого района подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.ст. 14,15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г № 4690-88.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Из материалов дела и показаний представителя администрации Троицкого муниципального района усматривается, что требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются.
Как установлено судом в пос. Ясные Поляны в нарушение установленных санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-881) не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, не определены места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, территория, отведенная для размещения твердых бытовых отходов не обвалована, работа по засыпке изоляционным материалом не проводится.
Кроме того, перевод земельного участка, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов из категории земель сельскохозяйственного назначения в установленном порядке, не произведен. Размещение свалки требованиям Санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 г. № 16 не отвечает.
Содержание и эксплуатация свалки твердых бытовых отходов осуществляется с нарушением указанных выше санитарных правил. Изоляция слоев мусора инертным материалом или грунтом не проводится, сетки для улавливания мусора при ветровом напоре не установлены, учет поступающих отходов, и контроль за их распределением не ведется, не обеспечивается уборка санитарно-защищенных зон.
Не проводится работа и по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вышеуказанное было подтверждено в судебном заседании показаниями представителей ответчиков, а также подтверждается актом обследования территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» от 22.06.2010 г. № 66, составленного представителем территориального отдела в городе Троицке и Троицком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области л.д.6-11).
Доводы представителя администрации Троицкого муниципального района о том, что администрацией организована утилизация и переработка бытовых отходов посредством издания Положения об организации утилизации (захоронинию) бытовых и промышленных отходов, заключения с сельским поселением соглашения о передаче им полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, перечисления сельскому поселению денежных средств для проведения утилизации бытовых и промышленных отходов, а также проведения субботников и конкурсов по санитарной очистке территории района, суд считает несостоятельными.
По мнению представителя администрации Троицкого муниципального района под утилизацией отходов понимается деятельность, связанная с централизованным (в определенном месте) сбором и захоронением твердых бытовых отходов.
Суд не может согласиться с этим утверждением, поскольку в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано определение понятия «захоронение отходов». Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Определение понятия «утилизация» ни в положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ни в положениях Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не содержится.
Понятие «утилизация» содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение». Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст.
Суд считает, что приведенное в указанном выше ГОСТе определение понятия «утилизации» наиболее подходит к рассматриваемым правоотношениям и полагает, что именно приведенное в этом ГОСТе понятие «утилизации» необходимо применить к рассматриваемым судом отношениям.
Согласно вышеуказанному ГОСТу утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
Иными словами утилизация - это употребление (переработка) отходов с пользой.
Под переработкой отходов понимается превращение бытовых и промышленных отходов во что-то новое.
Таким образом, с учетом ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», предписывающей администрации муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, администрация Троицкого муниципального района должна организовать (подготовить, наладить, упорядочить) работу по использованию бытовых отходов в качестве вторичных ресурсов и организовать их переработку с целью получения новых товаров.
Учитывая указанное выше, понятие «утилизация» не тождественно понятию «захоронение».
Исходя из вышеизложенного несостоятельными суд считает и доводы представителя администрации Троицкого района о том, что администрация Троицкого муниципального района передала администрации МО «Яснополянское сельское поселение» часть своих полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а именно полномочия по уплотнению и изоляции бытовых и промышленных отходов, поскольку уплотнение и изоляция отходов не является их утилизацией.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено законом.
Суд считает, что администрация МО «Яснополянское сельское поселение» и администрация Троицкого муниципального района не доказала суду, что на территории МО «Яснополянское сельское поселение» организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а также организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, а поэтому суд считает необходимым принудить ответчиков выполнить обязанности, возложенные на них федеральным законодательством.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, рудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, обязание ответчиков исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и отходами производства может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Прокурор Троицкого района просит суд обязать ответчиков исполнить обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в срок до 01.01.2011 года.
Суд считает, что этого срока будет недостаточно и поэтому полагает необходимым определить срок исполнения этих обязанностей до 01.06.2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в срок до 01.06.2011 г.
Обязать администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01.06.2011г.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Н. Казанцева