прочие исковые дела



дело № 2-119/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Троицк 12 мая 2011 г.

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., с участием помощника прокурора Троицкого района Алиевой Ю.И. при секретаре Самойловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кособродское сельское поселение» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Троицкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кособродское сельское поселение» (далее по тексту решения Администрация), указав в заявлении следующее.

Администрацией Кособродского сельского поселения в области соблюдения Правил пожарной безопасности, допущены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отделом государственного пожарного надзора гор.Троицка и Троицкого муниципального района Челябинской области была проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности», а именно :

- в п. Кособродка, Целинный, Каменная Санарка не установлены звуковые устройства для оповещения людей о пожаре

-с. Кособродка не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения

- в с. Кособродка, Каменная Санарка не обеспечено пожарными мотопомпами

- не разработал план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

- не отчищена западная окраина п. Целинный от горючих отходов

-не разработана и не осуществляется мероприятия исключающие возможность переброска огня при лесных пожарах на здания и сооружения ( устройства защитных полос, удаление в летний период сухой растительности)

Прокурор считает, что администрацией МО «Кособродское сельское поселение» не исполняются требования п. 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

На основании этого прокурор Троицкого района просил суд обязать Администрацию устранить выявленные нарушения законодательства. В последующем прокурор уточнил требования в части указания срока до которого просит суд обязать устранить нарушения- частично до 1.10.2011 года, и до 30.06.2011 ( л.д.84-87)

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Администрации, глава сельского поселения Величко Н.П. ( л.д.86) заявление не признала, пояснив суду, что для исполнения указанных требований нет соответствующих денежных средств в бюджете. Бюджет сельского поселения дотационный, своих доходов и выделенных средств не хватает. Так же указала, что основной объем требований пожарной безопасности выполнен. Звуковые устройства оповещения населения имеются в каждом населенном пункте, были вывешены металлические части на столбы в каждом селе, при необходимости они при ударе издают мощный звук, оповещая людей о пожаре. В п. Каменная Санарка обеспеченно мотопомпой, мотопомпа принадлежит частному лицу: бывшему лесничему с ним заключен договор безвозмездного пользования мотопопой, в с. Кособродка нет мотопомпы, но есть приспособленный трактор с емкостью для воды и водяным насосом. В с. Кособродка есть один источник водоснабжения объемом на 10 кб.м., находящийся на балансе у школы, со школой заключен договор на его использование, рядом расположена река, у которой есть подъезды для забора воды, подъезды пирсами не оборудованы. В настоящее время разработан план и схема тушения пожаров, как для лесных массивов, так и для населенных пунктов, западная окраина Целинного очищена, все населенные пункты опаханы, сухостой удален между лесом и поселками имеется опашка, которая не даст огню с леса перебраться в населенный пункт. В остальном при наличии соответствующих денежных средств требования о дополнительных мотопомпах, о дополнительном источнике водоснабжения будут выполняться, но не согласны с заявленным прокурором сроком в заявлении, так как эти работы затратны для бюджета и требуют много времени для исполнения.

Представитель третьего лица - администрации Троицкого муниципального района Москаль А.Н.( доверенность л.д.19) в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований прокурора в части обеспечения сельского поселения мотопомпами и устройством источника водоснабжения, так как для исполнения данных требований денег в бюджете сельского поселения нет, а бюджет района их выделить так же не имеет возможности.

Суд, выслушав объяснения прокурора по заявленным требованиям, мнение ответчика и 3-е лица, пояснения свидетеля инспектора отдела пожарного надзора Абдулгафурова Т.Г., исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие первичных мер пожарной безопасности: реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 вышеуказанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений в границах сельских поселений в области пожарной безопасности, к которым относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ( далее по тексту 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

- организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

- социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно устава Кособродского сельского поселения ( л.д. 87-92), данное поселение является муниципальным образованием, само входит в состав Троицкого муниципального района, на его территории находятся населенные пункты : Целинный, Каменка, Подгорное, Каменная Санарка, Кособродка, Репино и Дачный.

При рассмотрении дела судом было установлено, что администрация сельского поселения не выполняет должным образом, возложенные на неё указанными выше федеральными законами полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Так в нарушение указанных выше федеральных законов, а также п. 31 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 ( далее по тексту ППБ 01-03) на территории населенных пунктов с. Кособродка не обеспечена мотопомпами.

В нарушение требований ст. 62 123- ФЗ в п. Кособродка отсутствует оборудованный источник противопожарного водоснабжения- естественные и искусственные водоемы, либо внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Указанное выше подтверждается актами от 24.04.2009 г. от 30.09.2010 г., составленными государственными инспекторами гор. Троицка и Троицкого муниципального района по пожарному надзору (л.д.6,10), а так же показаниями представителя ответчика и свидетеля Абдулгафурова Т.Г.

Представитель ответчика не отрицал фактов отсутствия по настоящее время мотопомпы в с. Кособродка, его доводы о наличии в селе приспособленного транспорта с емкостью для воды и водяным насосом несостоятельны, так как данное приспособление мотопомпой не является, по функциональным возможностям заменить ее не может. Ст. 110 ФЗ-123 предусматривает, что мотопомпы могут быть переносными и прицепными, они осуществляют забор и подачу воды к очагу пожара, конструкция переносных мотопомп должна обеспечивать возможность их переноса двумя операторами и установку на грунт, при этом п.31 ППБ 01-03 предусматривает необходимость наличия именно переносных мотопомп в сельских населенных пунктах с количеством усадеб не более 300.

Так же представитель ответчика не отрицал факта отсутствия на территории сельского поселения Кособродки источника водоснабжения, обстоятельства того, что на территории у школы имеется искусственный водоем емкостью 10 кб.м., который состоит на балансе у школы и сельским поселением заключен договор со школой на его использование ( фототаблицы л.д.107-108 116), так же не состоятельны. Согласно договора о пользовании водой из емкостью заключен он со школой расположенной в п. Каменная Санарка, во-вторых требованиями "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 предусмотрены строгие нормативы для указанных искусственных источников водоснабжения по объему имеющейся воды, по количеству проживающих граждан, размеру населенного пункта и этажности зданий.

Свидетель Абдулгафуров Т.Г. пояснил в суде, что им как сотрудником отдела противопожарного надзора проведена проверка территории сельского поселения в сентябре 2010 года, выявлены нарушения, в марте 2011 года проведена проверка п. целинный, как наиболее огнеопасного поселка, который расположен в близи с лесным массивом. По настоящее время в с. Кособродка нет мотопомп, заменить их на трактор с емкостью воды нельзя, так как это будет приспособленное устройство, оно не дает возможности по мобильности и объему передаваемой к месту пожара воды заменить мотопомпу. В с. Кособродка нет источника водоснабжения, который может быть искусственным, естественным приспособленным водоемом или системой водоснабжения. Для поселка Кособродка искусственный водоем должен быть по объему не менее 50 кб.м., а расположенная рядом река не даст возможности забора воды, так как подъезд к ней не оборудован пирсом.

На основании изложенного, суд считает требование прокурора о возложении обязанности по обеспечению населенного пункта Кособродка источниками наружного противопожарного водоснабжения и пожарной мотопомпой подлежащими удовлетворению

Выслушав пояснения представителя ответчика, свидетеля и изучив материалы дела, суд считает, что в остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с их добровольным исполнением ответчиком в настоящее время.

Так судом установлено достоверно, что в настоящее время с. Кособродка, Целинный и Каменная Санарка обеспечены устройствами звукового оповещения населения о пожаре, данные устройства являются так называемо « ударного типа», а именно имеется металлическая конструкция которая при наличии опасности или возгорания может при ударе издавать звук, что подтверждается показаниями представителя ответчика и фототаблицами ( л.д. 76, 77, 117, 118, 119, 121, 122). Поскольку нормативными актами не предусмотрены технические требования к звуковым устройствам оповещения именно в населенных пунктах на отрытой территории, а имеются только своды правил для звуковой сигнализации установленной в зданиях и сооружениях, и свидетель Абдулгафуров в суде пояснил, что звуковые устройства могут быть как электрическая сигнализация, так и другие приспособления, но они должны выполнять функции по незамедлительному оповещению всего населения, суд считает требования в данной части исполненными.

Так же исполнены требования о обеспечении с. Каменная Санарка пожарной мотопомпой, согласно копии договора ( л.д. 112) сельское поселение заключило договор с Щукиным С.М. о безвозмездном пользовании мотопомпой в с. Каменная Санарка сроком до 31.12.2011 года. Как пояснила глава поселения в последующем, в случае не приобретения мотопомпы в собственность поселения, договор будет продлен.

Требования о разработке и принятии плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ исполнены, ответчиком представлены указанные планы как для пожаров в населенных пунктах так и в лесах, что подтверждается копиями этих документов и распоряжением об организационно- правовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности ( л.д.38, 49, 101-105)

Так же в настоящее время в сельском поселении проведена работа по отчистке границы п. Целинный от горючих отходов, что подтверждено показаниями свидетеля Абдулгафурова, который пояснил, что проверял п. Целинный в марте 2011 года и не установил наличия данных отходов на окраине, а так же актом выявленных нарушений ( л.д.134) согласно которого такового нарушения при проверке исполнения требований пожарной безопасности в п. Целинный не установлено.

Исполнены требовании и по проведению организации и исполнению мероприятий по исключению возможности переброски огня при лесных пожарах на здания и сооружения, а именно проведена опашка населенных пунктов, убран сухостой, что подтверждается показаниями представителя ответчика, фототаблицами ( л.д. 62-75,124-133), а так же копией договора по проведению опашки ( л.д.111)

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, прокурором Троцкого района обоснованно предъявлено в суд указанное заявление, а возложение обязанности на ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них федеральными законами обязанности.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор просит установить срок для исполнения по тем требованиям которые суд счет обоснованными до 1.10.2011 года. Однако с учетом сезонных условий для выполнения работ, отсутствия предусмотренных бюджетом сумм по статьям расходов на эти цели на финансовый год 2011 года, суд считает данный срок не обоснованным и недостаточным. Так как работа по исполнению решения суда связана с работой на открытом воздухе, для ее исполнения необходимо вносить изменения в принятый бюджет, либо закладывать средства на данные расходы на будущий год, суд считает необходимым установить срок до 1.03.2012 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчик как орган местного самоуправления в силу п. 19, ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования «Кособродское сельское поселение» в срок до 1.03.2012 года: обеспечить населенный пункт Кособродка источниками наружного противопожарного водоснабжения и пожарной мотопомпой

В удовлетворении исковых требований прокурора Троицкого района в части возложения обязанности на администрацию МО «Кособродскому сельское поселение» обеспечения на территории сельского поселения: п. Кособродка, Целинный, Каменная Санарка устройства звуковой сигнализацией, обеспечения п. Каменная Санарка пожарной мотопомпой, разработки плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, отчистки западной окраины п. целинный от горючих отходов, разработки и осуществления мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.

Судья: