Об обязании устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-149/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года г. Троицк

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Кособродская основная общеобразовательная школа» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослался на то, что по информации о противопожарном состоянии школ Троицкого муниципального района, поступившей из Отдела Государственного пожарного надзора (далее по тексту ОГПН) г. Троицка и Троицкого муниципального района выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Кособродская основная общеобразовательная школа», а именно: здание школы не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения.

МОУ «Кособродская основная общеобразовательная школа» (далее МОУ «Кособродская ООШ»), находящаяся в ведении Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района с 2008 года не устраняет указанные нарушения в связи с отсутствием финансирования со стороны Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района - главного распорядителя бюджетных средств.

Во исполнение районной целевой Программы «Безопасность образовательных учреждений в Троицком муниципальном районе на 2008-2010 годы» за период с 2008 по 2010 годы МОУ «Кособродская ООШ» для устранения нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности было выделено бюджетных средств 221 140 рублей.

Как следствие ненадлежащей работы руководства МОУ «Кособродская ООШ», которое не предприняло необходимых мер для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности, выявлены перечисленные выше нарушения.

В результате бездействия Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью, как учащихся, так и сотрудников образовательного учреждения.

Просит обязать МОУ «Кособродская ООШ» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01.09.2011 года за счет денежных средств, предоставленных Управлением по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Алиева Ю.И. исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц поддержала в части обязания МОУ «Кособродская ООШ» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем установления источника наружного противопожарного водоснабжения в срок до 01.09.11г., в обоснование чего привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МОУ «Кособродская ООШ», участвующий в деле в силу закона, Коледова С.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, объяснив, что имеется водоем общего пользования, но он малого объема и за территорией школы. Считает, что устанавливать водоем должна не только школа, но и местная администрация.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района, участвующий в деле на основании доверенности, Волчкова Н.Н. в судебном заседании сослалась на то, что действительно мероприятие, которое указано пожарным надзором необходимо выполнять, однако отсутствует финансирование.

Суд, заслушав помощника прокурора Троицкого района, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетеля ФИО10., исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

2

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Судом установлено, что МОУ «Кособродская ООШ» является юридическим лицом, имеет юридический адрес: Челябинская область, Троицкий район, п. Кособродка, ул. Красногвардейская, д. 23. МОУ «Кособродская ООШ» имеет лицензию, срок действия которой до 01 сентября 2011 года.

Учредителем школы является администрация Троицкого муниципального района Челябинской области. Функции учредителя, кроме создания, реорганизации и ликвидации школы, выполняет Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

Данные обстоятельства подтверждаются Уставом МОУ «Кособродская ООШ», лицензией серии А №287109, подлинники которых исследованы судом путем обозрения в судебном заседании, Положением об Управлении по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

Зданием, расположенным по вышеуказанному адресу, школа пользуется на праве оперативного управления, что подтверждается распоряжением Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района от 19 февраля 2010 года №24 и приложением к нему в виде Перечня передаваемого имущества и акта приема передачи.

Таким образом, муниципальное образовательное учреждение является лицом ответственным за соблюдение установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности на территории здания школы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) муниципальное образовательное учреждение относится к объектам защиты и как объект защиты должно иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 указанного Технического регламента).

Судом достоверно установлено, что МОУ «Кособродская ООШ» отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя школы, свидетеля ФИО9., актами проверок, предписаниями, выданными инспекторами отдела Государственного пожарного надзора (л.д. 8-9, 11-12, 14-15).

Согласно ст. 62 Технического регламента здания, сооружения и строения, а также территории организаций должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

Таким образом, МОУ «Кособродская ООШ» нарушены требования пожарной безопасности.

Из декларации пожарной безопасности, составленной в отношении МОУ «Кособродская ООШ» следует, что муниципальное образовательное учреждение состоит из одноэтажного приспособленного здания, которое построено в 1983 году.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Указанное выше нарушение создает реальную опасность для здоровья и жизни, как персонала, так и учащихся, посетителей школы, устранение которых обеспечит пожарную безопасность на случай возникновения пожара.

В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно статьи 6 вышеуказанного закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

3

В декларации пожарной безопасности, составленной в отношении МОУ «Кособродская ООШ», на которую суд ссылался выше, оценка пожарного риска не проведена. Доказательств того, что пожарный риск не превышает допустимых значений, дабы считать пожарную безопасность обеспеченной, представителем образовательного учреждения не представлено.

Из сказанного выше, суд делает вывод о том, что выявленные надзирающим органом нарушения в области пожарной безопасности подлежат устранению.

Не состоятельна ссылка представителя МОУ «Кособродская СОШ» на то обстоятельство, что источником водоснабжения здание школы должно быть обеспечено администрацией сельского поселения, не состоятельна.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Анализируя технический регламент, закон о местном самоуправлении, суд делает вывод о том, что именно на школе лежит ответственность по оборудованию вышеуказанного источника, как на лице, эксплуатирующим конкретное здание.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по устранению нарушения пожарной безопасности до 01 сентября 2011 года. Суд считает этот срок разумным, приходящийся на начало следующего учебного 2011-2012 года, на окончание действия лицензии. Кроме того, данный срок разумен и в силу того, что выполнение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности возможно в период летних каникул.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика МОУ «Кособродская ООШ» надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере, установленном ст. 333.19 п. 1 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ.

р е ш и л :

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Кособродская ООШ» в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности:

оборудовать источником наружного противопожарного водоснабжения здание, расположенное по адресу: Челябинская область, Троицкий район, п. Кособродка, ул. Красногвардейская, д. 23.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Кособродская ООШ» государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд.

Судья: С.М.Малиновская