Об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-155/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года г. Троицк

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослался на то, что по информации о противопожарном состоянии школ Троицкого муниципального района, поступившей из Отдела Государственного пожарного надзора (далее по тексту ОГПН) г. Троицка и Троицкого муниципального района выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа», а именно: здание школы не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения.

МОУ «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ «Нижнесанарская СОШ»), находящаяся в ведении Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района с 2008 года не устраняет указанные нарушения в связи с отсутствием финансирования со стороны Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района - главного распорядителя бюджетных средств.

Во исполнение районной целевой Программы «Безопасность образовательных учреждений в Троицком муниципальном районе на 2008-2010 годы» за период с 2008 по 2010 годы МОУ «Нижнесанарская СОШ» для устранения нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности было выделено бюджетных средств 182 450 рублей.

Как следствие ненадлежащей работы руководства МОУ «Нижнесанарская СОШ», которое не предприняло необходимых мер для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности, выявлены перечисленные выше нарушения.

В результате бездействия Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью, как учащихся, так и сотрудников образовательного учреждения.

Просит обязать МОУ «Нижнесанарская СОШ» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01.09.2011 года за счет денежных средств, предоставленных Управлением по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Кожемякина Е.А. исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц поддержала в части обязания МОУ «Нижнесанарская СОШ» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем установления источника наружного противопожарного водоснабжения в срок до 01.09.11г., в обоснование чего привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МОУ «Нижнесанарская СОШ», участвующий в деле в силу закона, Богомолова О.И. в судебном заседании исковые требования признала частично, объяснив, что своего наружного противопожарного водоснабжения у школы нет. Пожарный гидрант не представляется возможным установить из-за диаметра труб сельского водоснабжения. Считает, что устанавливать водоем должна не только школа, но и местная администрация.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района, участвующий в деле на основании доверенности, Волчкова Н.Н. в судебном заседании сослалась на то, что действительно мероприятие, которое указано пожарным надзором необходимо выполнять, однако отсутствует финансирование.

Суд, заслушав помощника прокурора Троицкого района, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного

2

самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Судом установлено, что МОУ «Нижнесанарская СОШ» является юридическим лицом, имеет юридический адрес: Челябинская область, Троицкий район, с. Нижняя Санарка, ул. Больничная, д. 25. МОУ «Нижнесанарская СОШ» имеет лицензию, срок действия которой до 15 августа 2013 года.

Учредителем школы является администрация Троицкого муниципального района Челябинской области. Функции учредителя, кроме создания, реорганизации и ликвидации школы, выполняет Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

Данные обстоятельства подтверждаются Уставом МОУ «Нижнесанарская СОШ», лицензией серии А №0000808, подлинники которых исследованы судом путем обозрения в судебном заседании, Положением об Управлении по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

Зданием, расположенным по вышеуказанному адресу, школа пользуется на праве оперативного управления, что подтверждается распоряжением Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района от 14 октября 2009 года №81 и приложением к нему в виде Перечня передаваемого имущества и акта приема передачи.

Таким образом, муниципальное образовательное учреждение является лицом ответственным за соблюдение установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности на территории здания школы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) муниципальное образовательное учреждение относится к объектам защиты и как объект защиты должно иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 указанного Технического регламента).

Судом достоверно установлено, что МОУ «Нижнесанарская СОШ» отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя школы, актами проверок, предписаниями, выданными инспекторами отдела Государственного пожарного надзора (л.д. 7-8, 10-12, 14-15, 17-18).

Согласно ст. 62 Технического регламента здания, сооружения и строения, а также территории организаций должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

Таким образом, МОУ «Нижнесанарская СОШ» нарушены требования пожарной безопасности.

Из декларации пожарной безопасности, составленной в отношении МОУ «Нижнесанарская СОШ» следует, что муниципальное образовательное учреждение состоит из двухэтажного здания, которое построено в 1970 году.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Указанное выше нарушение создает реальную опасность для здоровья и жизни, как персонала, так и учащихся, посетителей школы, устранение которых обеспечит пожарную безопасность на случай возникновения пожара.

В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями

3

Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно статьи 6 вышеуказанного закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В декларации пожарной безопасности, составленной в отношении МОУ «Нижнесанарская СОШ», на которую суд ссылался выше, оценка пожарного риска не проведена. Доказательств того, что пожарный риск не превышает допустимых значений, дабы считать пожарную безопасность обеспеченной, представителем образовательного учреждения не представлено.

Из сказанного выше, суд делает вывод о том, что выявленные надзирающим органом нарушения в области пожарной безопасности подлежат устранению.

Не состоятельна ссылка представителя МОУ «Нижнесанарская СОШ» на то обстоятельство, что источником водоснабжения здание школы должно быть обеспечено администрацией сельского поселения, не состоятельна.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Анализируя технический регламент, закон о местном самоуправлении, суд делает вывод о том, что именно на школе лежит ответственность по оборудованию вышеуказанного источника, как на лице, эксплуатирующим конкретное здание.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по устранению нарушения пожарной безопасности до 01 сентября 2011 года. Суд считает этот срок не достаточным, поскольку установка источника наружного противопожарного водоснабжения требует значительных финансовых затрат и не малый объем работы. В данной связи суд устанавливает срок для устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности до 01 июня 2012 года, что не повлияет на образовательный процесс.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика МОУ «Нижнесанарская СОШ» надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере, установленном ст. 333.19 п. 1 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ.

р е ш и л :

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Нижнесанарская СОШ» в срок до 01 июня 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности:

оборудовать источником наружного противопожарного водоснабжения здание, расположенное по адресу: Челябинская область, Троицкий район, с. Нижняя Санарка, ул. Больничная, д. 25.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Нижнесанарская СОШ» государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд.

Судья: С.М. Малиновская