Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 сентября 2011 года г. Троицк Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Бобровский детский сад «Полянка» комбинированного вида 2 категории о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства пожарной безопасности, у с т а н о в и л : Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослался на то, что по информации о противопожарном состоянии дошкольных учреждений Троицкого муниципального района, поступившей из Отдела Государственного пожарного надзора (далее по тексту ОГПН) г. Троицка и Троицкого муниципального района выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении «Бобровский детский сад «Полянка»комбинированного вида 2 категории (далее по тексту МДОУ «Бобровский детский сад « Полянка»), а именно: эвакуационные выходы из помещений, а также коридоры на путях эвакуации их помещений с одновременным пребыванием более 15 человек выполнены шириной менее 1,2 метра; допускается перепад высот в отметках пола на пути эвакуации из солярия на наружную эвакуационную лестницу; из спальных помещений в групповых ячейках отсутствуют запасные эвакуационные выходы; ширина маршей наружных эвакуационных лестниц меньше 1,35 метра. МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка», находящееся в ведении Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района с 2009 года не устраняет указанные нарушения в связи с отсутствием финансирования со стороны Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района - главного распорядителя бюджетных средств. Во исполнение районной целевой Программы «Безопасность образовательных учреждений в Троицком муниципальном районе на 2008-2010 годы» за период с 2009 по 2010 годы МДОУ «Бобровский детский сад 2 «Полянка» для устранения нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности было выделено бюджетных средств 51 000 рублей. Как следствие ненадлежащей работы руководства МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка», которое не предприняло необходимых мер для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности, выявлены перечисленные выше нарушения. В результате бездействия МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью, как воспитанников, так и сотрудников общеобразовательного дошкольного учреждения. Просит обязать МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01.12.2011 года. В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала в полном объеме. В обоснование заявленных требований привела доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка», участвующая в деле в силу закона, Бочарова В.Р. в судебном заседании исковые требования признала частично, объяснив, что выявлены нарушения требований пожарной безопасности, однако здание детского сада в 1984 году построено по типовому плану и если устранять выявленные нарушения, то необходимо менять типовые конструкции, для чего необходимо время для составления сметной документации и немалые финансовые затраты. Считает, что из спальных помещений в групповых ячейках нет необходимости делать запасные эвакуационные выходы, поскольку эвакуационный выход имеется в непосредственной близи с выходом из групповой ячейки. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района, участвующий в деле на основании доверенности, Волчкова Н.Н. в судебном заседании сослалась на то, что действительно нарушения требований пожарной безопасности имеются, однако выполнение некоторых мероприятий возможно только в период капитального ремонта, поскольку устранение нарушений требует проведение значительного объема проектных и строительно-монтажных работ. В данной связи, а также из-за 3 отсутствия финансирования к концу года, просит предоставить срок для их устранения более, чем просит прокурор в иске. Считает, что отсутствие запасного эвакуационного выхода из спальных помещений в групповых ячейках не является нарушением, поскольку два эвакуационных выхода имеется из групповой ячейки. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Троицкого муниципального района, участвующий в деле на основании доверенности Москаль А.Н. сослался на то, что финансирование отсутствует, район дотационный, поэтому выполнение мероприятий по предписанию пожарного надзора не возможно. Суд, заслушав помощника прокурора Троицкого района, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 Закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Судом установлено, что МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» является юридическим лицом, имеет юридический адрес: <адрес>, ул. 4 квартал, <адрес>. МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» имеет лицензию, срок действия которой до ДД.ММ.ГГГГ. 4 Учредителем школы является администрация Троицкого муниципального района Челябинской области. Функции учредителя, кроме создания, реорганизации и ликвидации школы, выполняет Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района. Данные обстоятельства подтверждаются Уставом МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка», лицензией серии ДД.ММ.ГГГГ, подлинники которых исследованы судом путем обозрения в судебном заседании, Положением об Управлении по делам образования администрации Троицкого муниципального района. Зданием, расположенным по вышеуказанному адресу, детский сад пользуется на праве оперативного управления, что подтверждается договором оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему в виде акта приема передачи имущества. Таким образом, муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение является лицом ответственным за соблюдение установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности на территории здания детского сада. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.08г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) муниципальное дошкольное образовательное учреждение относится к объектам защиты и как объект защиты должно иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 указанного Технического регламента). Согласно п. 1 ч. 2 ст. 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов. В соответствии с п. 6.11* СНиП 21.01-97* количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. В соответствии с указанным СНиП коридоры на путях эвакуации из помещений, эвакуационные выходы из помещений с одновременным 5 пребыванием более 15 человек должны быть выполнены шириной не менее 1,2 метра (п.п. 6.9*, 6.13*, 6.15*, 6.16* СНиП 21.01-97*). В соответствии с п. 6.12* СНиП 21.01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. В соответствии с п. 6.28* СНиП 21.01-97* в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см. и выступ, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. В соответствии с п. 51 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) и п. 6.29 СНиП 21.01.97* ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее 1,35 м. для зданий класса Ф.1.1 Судом достоверно установлено, что МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» нарушены требования пожарной безопасности, эвакуационные выходы из помещений, а также коридоры на путях эвакуации из помещений выполнены шириной менее 1,2 метра; имеются перепад высот в отметках пола на пути эвакуации из солярия на наружную эвакуационную лестницу; из спальных помещений в групповых ячейках отсутствуют запасные эвакуационные выходы; ширина маршей наружных эвакуационных лестниц меньше 1,35 метра.. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя школы, актами проверок, предписаниями, выданными инспекторами отдела Государственного пожарного надзора (л.д. 8-14). Указанные выше нарушения создают реальную опасность для здоровья и жизни, как персонала, так и воспитанников, посетителей детского сада, устранение которых обеспечит пожарную безопасность на случай возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности. 6 Согласно статьи 6 вышеуказанного закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Из декларации пожарной безопасности, составленной в отношении МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» видно, что оценка пожарного риска не проведена. Доказательств того, что пожарный риск не превышает допустимых значений, дабы считать пожарную безопасность обеспеченной, представителем дошкольного образовательного учреждения не представлено. Из сказанного выше, суд делает вывод о том, что выявленные надзирающим органом нарушения в области пожарной безопасности подлежат устранению, за исключением запасных эвакуационных выходов из спальных помещений в групповых ячейках. Судом установлено, что на момент проверки пожарным надзором верно указано детскому саду к устранению, как нарушение в виде отсутствия запасных эвакуационных выходов из спальных помещений в групповых ячейках. Из плана эвакуации людей в случае пожара в помещении детского сада видно, что из спальных помещений запасные эвакуационные выходы отсутствуют, вместе с тем они имеются в групповых ячейках, что не соответствовало предъявляемым требованиям пожарной безопасности на момент проверки. Согласно п. 5.2.12 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с изменениями от 01.02.11г., при проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением. В соответствии с п. 6.12* СНиП 21.01-97*, на который суд ссылался выше, помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. Таким образом, не устраняя выявленное ранее нарушение пожарным надзором, не будет являться в настоящее время нарушением требований пожарной безопасности отсутствие запасных эвакуационных выходов из спальных помещений, поскольку спорные групповые ячейки имеют необходимое количество запасных эвакуационных выходов. 7 На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении требования прокурора Троицкого района в части возложения обязанности на МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» из спальных помещений в групповых ячейках сделать запасные эвакуационные выходы, надлежит отказать. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов. Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по устранению нарушения пожарной безопасности до 01 декабря 2011 года. Суд считает этот срок не достаточным, поскольку приведение помещения детского в соответствие с пожарными нормами требует значительных финансовых затрат, не малый объем работы по проектно-сметной документации и времени по выполнению самих строительно-монтажных работ. В данной связи суд устанавливает срок для устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности до 31 декабря 2012 года. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере, установленном ст. 333.19 п. 1 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, р е ш и л : Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Бобровский детский сад «Полянка» комбинированного вида 2 категории в срок до 31 декабря 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именновыполнить эвакуационные выходы из помещений, а также коридоры на путях эвакуации из помещений с одновременным пребыванием более 15 человек шириной не менее 1,2 метра; 8 устранить перепад высот в отметках пола на пути эвакуации из солярия на наружную эвакуационную лестницу; марши наружных эвакуационных лестниц выполнить шириной не менее 1,35 метра в здании, расположенном по адресу: <адрес>, ул. 4 квартал, <адрес>. В части возложения обязанности на МДОУ «Бобровский детский сад «Полянка» сделать запасные эвакуационные выходы из спальных помещений в групповых ячейках, отказать. Взыскать с Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Бобровский детский сад «Полянка» комбинированного вида 2 категории государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд. Судья: С.М. Малиновская