О возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 года                              г. Троицк

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Лагерный детский сад» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослался на то, что по информации о противопожарном состоянии дошкольных общеобразовательных учреждений Троицкого муниципального района, поступившей из Отдела Государственного пожарного надзора (далее по тексту ОГПН) г. Троицка и Троицкого муниципального района выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном дошкольном учреждении (далее по тексту МДОУ) «Лагерный детский сад», а именно: здание не обеспечено источником наружного противопожарного водоснабжения; дверь эвакуационного выхода имеет высоту менее 1,9 м.

МДОУ «Лагерный детский сад», находящееся в ведении Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района с 2009 года не устраняет указанные нарушения в связи с отсутствием финансирования со стороны Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района - главного распорядителя бюджетных средств.

Во исполнение районной целевой Программы «Безопасность образовательных учреждений в Троицком муниципальном районе на 2008-2010 годы» за период с 2009 по 2010 годы МДОУ «Лагерный детский сад» денежные средства из бюджета для устранения нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности не выделялись.

Как следствие ненадлежащей работы руководства МДОУ «Лагерный детский сад», которое не предприняло необходимых мер для устранения

2

указанных нарушений требований пожарной безопасности, выявлены перечисленные выше нарушения.

В результате бездействия администрации МДОУ «Лагерный детский сад» возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью, как воспитанников, так и сотрудников общеобразовательного дошкольного учреждения.

Просит обязать администрацию МДОУ «Лагерный детский сад» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01.12.2011 года.

В судебном заседании прокурор исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержал в полном объеме и привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МДОУ «Лагерный детский сад», участвующая в деле в силу закона Гордеева М.С. в судебном заседании исковые требования признала, что имеют место нарушения пожарной безопасности, детскому саду выделены деньги для того, чтобы установить емкость под воду, которая являлась бы источником наружного противопожарного водоснабжения, однако самой емкости в настоящее время в наличии нет. Требование об установке двери эвакуационного выхода не менее 1,9 м. не представляется возможным выполнить без капитального ремонта, при отсутствии финансирования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Троицкого муниципального района, участвующий в деле на основании доверенности Москаль А.Н. в судебном заседании объяснил, что Троицкий район является дотационным, финансирование для устранения нарушений требований пожарной безопасности отсутствует.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района, участвующий в деле на основании доверенности, Волчкова Н.Н. в судебном заседании сослалась на то, что действительно мероприятие, которое указано пожарным надзором необходимо выполнять, детскому саду выделены деньги на установку источника наружного противопожарного водоснабжения, ведется работа по обеспечению самой емкостью для этих целей. Однако установить дверь эвакуационного выхода не менее 1,9 м. не возможно без капитального ремонта всего здания, при

3

наличии соответствующей проекто-сметной документации и финансирования.

Суд, заслушав помощника прокурора Троицкого района, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по слудеющим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Судом установлено, что МДОУ «Лагерный детский сад» является юридическим лицом, имеет юридический адрес: <адрес>. МДОУ « Лагерный детский сад»» имеет лицензию, срок действия которой истек 01 февраля 2011 года.

Учредителем школы является администрация Троицкого муниципального района Челябинской области. Функции учредителя, кроме создания, реорганизации и ликвидации школы, выполняет Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

Данные обстоятельства подтверждаются Уставом МДОУ «Лагерный детский сад», лицензией серии А , Положением об Управлении по делам образования администрации Троицкого муниципального района. Подлинники указанных Устава и Положения исследованы судом путем их обозрения в судебном заседании.

4

Зданием, расположенным по вышеуказанному адресу, детский сад пользуется на праве оперативного управления, что подтверждается договором оперативного управления № 7 от 11.09.2007г. и приложением к нему в виде акта приема передачи имущества.

Таким образом, муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение является лицом ответственным за соблюдение установленных действующим законодательством требований пожарной безопасности на территории здания детского сада.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.08г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) муниципальное дошкольное образовательное учреждение относится к объектам защиты и как объект защиты должно иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 указанного Технического регламента).

Согласно ст. 62 Технического регламента здания, сооружения и строения, а также территории организаций должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.

В соответствии с п. 6.11* СНиП 21.01-97* количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

В соответствии с указанным СНиП высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метра (п.п. 6.16* СНиП 21.01-97*).

Судом достоверно установлено, что у МДОУ «Лагерный детский сад» отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения, двери эвакуационного выхода менее 1,9м, тем самым данным юридическим лицом нарушены требования пожарной безопасности.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя детского сада, актами проверок, предписаниями, выданными инспекторами

5

отдела Государственного пожарного надзора (л.д. 8-12).

Из декларации пожарной безопасности, составленной в отношении МДОУ «Лагерный детский сад» следует, что муниципальное образовательное учреждение состоит из одноэтажного здания, которое построено в 1959 году.

       Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Указанные выше нарушения создают реальную опасность для здоровья и жизни, как персонала, так и воспитанников, посетителей детского сада, устранение которых обеспечит пожарную безопасность на случай возникновения пожара.

В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться     или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

Согласно статьи 6 вышеуказанного закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Из декларации пожарной безопасности, на которую суд ссылался выше, видно, что оценка пожарного риска не проведена. Доказательств того, что пожарный риск не превышает допустимых значений, дабы считать пожарную безопасность обеспеченной, представителем дошкольного образовательного учреждения не представлено.

Из сказанного выше, суд делает вывод о том, что выявленные надзирающим органом нарушения в области пожарной безопасности подлежат устранению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей

6

имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по устранению нарушения пожарной безопасности до 01 декабря 2011 года.

Суд считает этот срок разумным для установки источника наружного противопожарного водоснабжения, поскольку выполнение данного мероприятия по устранению пожарной безопасности требует время только для решения организационного вопроса по обеспечению детского сада емкостью, финансирование же на установку данной емкости, как источник водоснабжения, уже осуществлено.

Однако срок до 01 декабря 2011 года для устранения нарушения требований пожарной безопасности в виде установки двери эвакуационного выхода не менее 1,9м суд считает не достаточным, поскольку приведение указанного выхода в соответствие с пожарными нормами требует не малый объем работы по проектно-сметной документации и времени по выполнению самих строительно-монтажных работ. В данной связи суд устанавливает срок для устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности в указанной части до 01 сентября 2012 года.

При определении срока суд также исходил из того, что выполнение мероприятий по устранению указанных выше нарушений положительно скажется на заключении Отдела Государственного пожарного надзора города Троицка и Троицкого муниципального района и поспособствует получению дошкольным общеобразовательным учреждением лицензии на осуществление своей деятельности.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика МДОУ «Лагерный детский сад» надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере, установленном ст. 333.19 п. 1 НК РФ.

7

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Лагерный детский сад» в здании, расположенном по адресу: <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:установить источник наружного противопожарного водоснабжения в срок до 01 декабря 2011 года;выполнить дверь эвакуационного выхода не менее 1,9м. в срок до 01 сентября 2012 года.

Взыскать с Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Лагерный детский сад» государственную пошлину в сумме      4 000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд.

        

Судья: С.М.Малиновская