Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года г. Троицк Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» о возложении обязанностей в сфере безопасности дорожного движения, у с т а н о в и л: Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослался на то, что на территории Троицкого муниципального района, а именно на территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение», имеются внутрипоселковые автомобильные дороги: в поселке Ясные Поляны: ул. Школьная, протяженностью 0,9 км.; ул. Новая, протяженностью 0,5 км.; ул. Строителей, протяженностью 0,5 км.; ул. Тихая, протяженностью 0,4 км.; ул. Энергетиков, протяженностью 0,3 км.; ул. Окружная, протяженностью 1,5 км.; ул. Лесная, протяженностью 0,8 км.; ул. Садовая, протяженностью 1 км. в поселке Ляпино: ул. Дачная, протяженностью 0,5 км., ул. Восточная, протяженностью 0,5 км., которые переданы в собственность администрации муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» законом Челябинской области от 31.03.2009 года № 370-ЗО « О разграничении имущества между Троицким муниципальным районном и Яснополянским сельским поселением». Кроме того, на территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» расположены автомобильные дороги, которые не находятся в собственности муниципального образования, на баланс не поставлены, а именно ул. Ленина и ул. Первомайская в поселке Ясные Поляны, Троицкого района. Право собственности на указанные автомобильные дороги за администрацией муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» не зарегистрировано в установленном законом порядке, вследствие чего установленные федеральным законодательством требования 2 о безопасности дорожного движения и требования о содержании автомобильных дорог не исполняются. Просит обязать администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» поставить на баланс автомобильные дороги: ул. Ленина, ул. Первомайская в п. Ясные Поляны, Троицкого района. Обязать администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в срок до 30.09.2012 года зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке на внутрипоселковые автомобильные дороги в поселке Ясные Поляны: ул. Школьная, протяженностью 0,9 км.; ул. Новая, протяженностью 0,5 км.; ул. Строителей, протяженностью 0,5 км.; ул. Тихая, протяженностью 0,4 км.; ул. Энергетиков, протяженностью 0,3 км.; ул. Окружная, протяженностью 1,5 км.; ул. Лесная, протяженностью 0,8 км.; ул. Садовая, протяженностью 1 км.; в поселке Ляпино: ул. Дачная, протяженностью 0,5 км., ул. Восточная, протяженностью 0,5 км.. В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Алиева Ю.И. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала в полном объеме и привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Яснополянское сельское поселение в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признает, о чем в материалах дела имеется заявление (л.д. 51). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОГИБДД ОВД по Троицкому муниципальному району, участвующий в деле на основании доверенности Желонкин М.М. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, объяснив, что в отношении главы Яснополянского сельского поселения составлялся протокол об административных правонарушениях за выявленные нарушения по содержанию дорог. При наличии регистрации права на указанные в иске прокурора дороги за сельским поселением, в случае обнаружения надзирающим органом в области дорожного движения нарушения по содержанию дорог, будет правильно определен субъект правонарушения, подлежащий административной ответственности, что обеспечит безопасность дорожного движения по данным дорогам. 3 Суд, заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в населенных пунктах - поселках Ясные Поляны, Ляпино, которые являются административно-территориальными единицами муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» (далее МО «Яснополянское сельское поселение») имеются внутрипоселковые автомобильные дороги (далее дороги): в поселке Ясные Поляны: ул. Школьная, протяженностью 0,9 км.; ул. Новая, протяженностью 0,5 км.; ул. Строителей, протяженностью 0,5 км.; ул. Тихая, протяженностью 0,4 км.; ул. Энергетиков, протяженностью 0,3 км.; ул. Окружная, протяженностью 1,5 км.; ул. Лесная, протяженностью 0,8 км.; ул. Садовая, протяженностью 1 км.; в поселке Ляпино: ул. Дачная, протяженностью 0,5 км., ул. Восточная, протяженностью 0,5 км. На основании Закона Челябинской области от 23.08.2007 №170-ЗО (ред. от 24.12.09г. «О разграничении имущества между Троицким муниципальным районом и Яснополянским сельским поселением», Закона Челябинской области от 24.12.2009г. № 523-ЗО «О внесении изменений в приложение к Закону Челябинской области «О разграничении имущества между Троицким муниципальным районом и Яснополянским сельским поселением» указанные дороги переданы в собственность МО «Яснополянское сельское поселение». Кроме того, судом установлено, что на территории муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» расположены на улицах Ленина и Первомайская в п. Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области автомобильные дороги, которые в собственности муниципального образования не значатся. Факт нахождения указанных дорог на территории данного муниципального образования стороной ответчика не оспаривается. Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В силу абз. 4 п. 1 Приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020 - 1 (ред. от 24. 12. 1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе 4 Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности. К вопросам местного значения поселения в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 3 ч ст. 215 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 1 ст. 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают правом владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям. Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что автодороги, указанные в иске, являются дорогами общего пользования, находятся в границах муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» и предназначены для решения вопросов местного значения. В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «органы местного самоуправления обязаны вести реестры имущества, находящегося в муниципальной собственности. Совершение любых юридических действий над объектом муниципальной собственности возможно только после включения его в указанный реестр. 5 Автомобильные дороги в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ являются недвижимыми вещами. В связи с этим на автомобильные дороги распространяются нормы ст. 131 Гражданского кодекса РФ о государственной регистрации недвижимости. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, отграничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Судом установлено, что, приняв на основании вышеуказанного закона Челябинской области имущество в виде автомобильных дорог, указанных в иске прокурора и включив в соответствующий реестр имущества, находящегося в собственности, Яснополянское сельское поселение не приняло мер к государственной регистрации права за собой указанного недвижимого имущества. Данные обстоятельства не опровергнуты стороной ответчика и доказательств обратного ею суду не представлено. На основе вышесказанного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора района, а потому подлежащими удовлетворению в части возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» зарегистрировать право собственности на внутрипоселковые автомобильные дороги в поселке Ясные Поляны: ул. Школьная, протяженностью 0,9 км.; ул. Новая, протяженностью 0,5 км.; ул. Строителей, протяженностью 0,5 км.; ул. Тихая, протяженностью 0,4 км.; ул. Энергетиков, протяженностью 0,3 км.; ул. Окружная, протяженностью 1,5 км.; ул. Лесная, протяженностью 0,8 км.; ул. Садовая, протяженностью 1 км.; в поселке Ляпино: ул. Дачная, протяженностью 0,5 км., ул. Восточная, протяженностью 0,5 км.. При разрешении спора в части возложения обязанности поставить на баланс автомобильные дороги, расположенные по улице Ленина и улице Первомайская в п. Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области суд исходил из следующего. Судом установлено, что указанные дороги ранее принадлежали учхозу «Ново-Троицкое» Уральского государственного института ветеринарной 6 медицины на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91г. №3020-1. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из реестра федерального имущества (л.д. 34-35, 32, 39), объяснениями представителя ответчика, данными в ходе подготовки к судебному разбирательству. Согласно сообщения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области указанные дороги переданы в муниципальную собственность Яснополянского сельского поселения. Учхоз «Ново-Троицкое» ликвидировано вследствие банкротства 15 мая 2009 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированной Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №6 по Челябинской области. Из данной выписки также видно, что Учхоз «Ново-Троицкое» являлось государственным предприятием. В соответствии с п. 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» социально значимые объекты, не проданные в установленном данным законом порядке, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. То, что в ходе конкурсного производства ликвидируемое предприятие имело намерение передать, а муниципальное образование «Яснополянское сельское поселение» не приняло имущество, что видно из акта приема - передачи в котором отсутствует подпись представителя принимающей стороны, а также из обстоятельств дела, не свидетельствует о фактическом не принятии данных объектов в собственность, а говорит о бездействии последнего поставить его на баланс. Суд не сомневается, что в реестр федерального имущества были внесены именно автодороги ул. Ленина и ул. Первомайская п. Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области, поскольку иных дорог, являющихся предметом передачи от ликвидируемого предприятия в собственность муниципального образования, не было. Доказательств обратного суду не представлено. В ходе подготовки к судебному разбирательству представитель ответчика сослался на то, что из-за неточности описания объекта, а именно протяженности автомобильных дорог ул. Ленина и ул. Первомайская в п. 7 Ясные Поляны не возможно установить их принадлежность, поэтому надлежит их поставить на учет в качестве безхозяйного имущества, а потом в судебном порядке признать их таковым. Однако, суд считает данную ссылку неосновательной. В силу ст. 218 ч. 3 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, собственник от которого отказался. Бесхозяйной вещью на основании ст. 225 ГК РФ является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Суд считает, достоверно установленным, что указанные спорные дороги находятся на территории Яснополянского сельского поселения, имели собственника, переданы в собственность муниципального образования в силу закона, а несоответствие указанной протяженности в передаточной документации можно объяснить разным подходом к измерению протяженности, применением разных методик подсчета. Более того, со стороны ответчика не представлено доказательств, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, в обоснование своих доводов и возражений. Кроме того, устранить несоответствие возможно путем межевания в период проведения технической инвентаризации и приведения соответствия документации надлежащему образу. На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к постановлению № 3020 - 1. Суд считает, что спорные автомобильные дороги являются объектами инженерной инфраструктуры Троицкого района и согласно Указа Президента РФ, на который суд ссылался выше, относятся к муниципальной собственности в силу закона независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением 8 бюджета (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах, о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности дорог, что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бездействие органа местного самоуправления препятствует надлежащей реализации установленных законом полномочий по использованию автомобильных дорог местного значения и осуществлению дорожной деятельности и, как следствие, влечет нарушение прав граждан на безопасные условия передвижения по таким дорогам. Согласно ст. 4 Федерального закона № 196 - ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и процесса эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Судом установлено, что по содержанию автомобильных дорог, относящихся к Яснополянскому сельскому поселению, были выявлены 9 нарушения, что подтверждается материалами дела и объяснениями представителя третьего лица. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских и иных правоотношений. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Ненадлежащее состояние автодорог представляет непосредственную угрозу для безопасности участников дорожного движения, а потому прокурор района правомерно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, оценивая все доказательства по делу, суд удовлетворяет исковые требования прокурора Троицкого района в полном объеме. Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов. Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по регистрации права собственности в установленном законом порядке на внутрипоселковые автомобильные дороги до 30 сентября 2012 года. Суд считает указанный срок разумным для исполнения обязанности по регистрации права собственности на указанные выше автодороги, поскольку объем автодорог, подлежащих государственной регистрации, Яснополянского сельского поселения, велик, требует не малых финансовых затрат, тогда как бюджет на 2011 год утвержден, и дополнительное финансирование возможно на конец текущего года. Кроме того, необходимо время для сбора документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, выполнения кадастровых работ по межеванию, а также время для соблюдения сроков, предусмотренных 10 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Прокурор, обращаясь с требованием о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» о постановке на баланс автомобильных дорог: улиц Ленина и Первомайская в п. Ясные Поляны Троицкого района Челябинской области, не определил срок исполнения данной обязанности. Однако, суд считает возможным, в силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, на которую суд ссылался выше, при принятии настоящего решения установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и установление указанного срока, по мнению суда, не будет нарушением ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ. Суд считает разумным срок для исполнения обязанности по постановке на баланс указанных выше автодорог - 01 марта 2012 года. В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере, установленном ст. 333.19 п. 1 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ. р е ш и л : Обязать администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» поставить на баланс автомобильные дороги: ул. Ленина, ул. Первомайская в п. Ясные Поляны, Троицкого района, Челябинской области в срок до 01 марта 2012 года. Обязать администрацию муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» в срок до 30 сентября 2012 года зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке на внутрипоселковые автомобильные дороги в поселке Ясные Поляны, Троицкого района, Челябинской области: ул. Школьная, протяженностью 0,9 км.; ул. Новая, протяженностью 0,5 км.; ул. Строителей, протяженностью 0,5 км.; ул. Тихая, 11 протяженностью 0,4 км.; ул. Энергетиков, протяженностью 0,3 км.; ул. Окружная, протяженностью 1,5 км.; ул. Лесная, протяженностью 0,8 км.; ул. Садовая, протяженностью 1 км.; в поселке Ляпино, Троицкого района, Челябинской области: ул. Дачная, протяженностью 0,5 км., ул. Восточная, протяженностью 0,5 км.. Взыскать с администрации муниципального образования «Яснополянское сельское поселение» государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд. Судья: С.М.Малиновская