О признании незаконным отказа в выдаче рецепта, возложении обязанности в выдаче рецепта



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года                                       г. Троицк

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в интересах ФИО9 к ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» о признании отказ в выдаче рецепта незаконным, возложении обязанности по выдаче рецепта,

у с т а н о в и л :

Прокурор Троицкого района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах ФИО10., указав в его обоснование следующее.

ФИО11 является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Троицкого муниципального района. Она включена в регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Ей ежегодно предоставляется право на получение набора социальных услуг, который включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами. Она с заявлением об отказе в получении данной дополнительной медпомощи не обращалась. Однако, не смотря на имеющееся у нее право, 28.03.2010 года ей не выдали рецепт на получение лекарственного средства - <данные изъяты>. Также в марте 2010 года лекарственное средство <данные изъяты> в виду его малоэффективности заменено на лекарственное средство <данные изъяты>, рецепт на которое ей также не был выдан. Отказ в выдаче рецепта был связан с тем, что в виду недостаточного финансирования заявки на лекарственные средства оформляются не в полном объеме. Данный отказ нарушает право ФИО12. на получение лекарственных средств в полном объеме, а также на отсроченное обслуживание, установленное п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг.

Просит признать отказ врача ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» в выдаче ФИО1 рецепта на получение лекарственных средств, включенных в Перечень и назначенных ей врачом, незаконным, возложить на ММЛПУ «Ключевская

2

участковая больница Троицкого муниципального района» обязанность по выписке рецептов на получение лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Алиева Ю.И. поддержала исковые требования в полном объеме и пояснила, что ФИО1 является инвалидом третьей группы по общему заболеванию и имеет право на получение бесплатно лекарственного средства <данные изъяты> В период с 01.03.2011г. по 01.04.2011г. при обследовании ФИО1 лечащим врачом назначался препарат, включенных в Перечень лекарственных средств. 28.03.2011 года она обратилась за медицинской помощью в Ключевскую больницу, ей назначили <данные изъяты>, но отказали в выдаче рецепта для получения лекарства в аптечной сети. В марте же 2011 года препарат <данные изъяты> в виду его малоэффективности, был заменен аналогом - препаратом <данные изъяты>, в выдаче рецепта на который ФИО1 также отказано. Данный отказ был выражен в самом действии: не выписывании рецепта на лекарство. Считает данный отказ незаконным. Вина Ключевской больницы заключается в том, что администрация больницы делала не в полном объеме заявки на необходимое лекарство, что привело к тому что в период с 01 марта 2011 года по 01 апреля 2011 года ФИО1 не получила в полном объеме лекарственные средства.

Истец ФИО1 не участвовала в судебном разбирательстве      08 сентября 2011 года, просила окончить рассмотрение дела в ее отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.

В судебном заседании 07 сентября 2011 года исковые требования прокурора в ее интересах поддержала, суду объяснила, что ранее она получала лекарственные средства по назначению врача будучи находясь на стационарном лечении. С прошлого года вынуждена обращаться в участковую больницу за рецептом для получения препарата <данные изъяты> Заявки на необходимое лекарственное средство больницей были сделаны не в полном объеме, также и выписаны рецепты, поэтому ею получался препарат не в том объеме, который необходим для полного курса лечения, поэтому каждый раз ей приходится обращаться вновь в участковую больницу для выписки рецепта, чтобы не прерывать прием лекарственного средства. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ММЛПУ «Ключевская участковая больница», участвующий в деле в силу закона, Макаров М.П. иск не признал,

3

суду пояснил, что заявки на препарат, назначенный ФИО1 врачом, отправлены, рецепты ей выписываются по мере поступления препарата в аптеку, но рецепт выдается на тот объем, в каком он поступил, а не в требуемом. ФИО1 в течение года получено препарата <данные изъяты> - 6 упаковок в первом полугодии и два раза по пять во втором полугодии, в настоящее время готовы выдать еще пять.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Челябинской области в судебном заседании не участвовал. В своем отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие. Считает, что без учета состояния больного на момент судебного разбирательства невозможно однозначно поддерживать заявленные исковые требования, поскольку назначение лекарственных средств федеральным льготникам осуществляется лечащим врачом в соответствии с диагнозом и по медицинским показаниям. По состоянию на 29 августа 2011 года ФИО1 получила лекарственные препараты на общую сумму 184 403,72 рубля, в том числе препарат железа <данные изъяты> - 4 упаковки, <данные изъяты> - 18 упаковок. Рецепты на отсроченном обеспечении ФИО1 в аптечных учреждениях не зарегистрированы.

Заслушав участников процесса, свидетелей ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 18.07.2011) предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 41 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим     социально     значимыми заболеваниями, устанавливаются

4

органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), в соответствии с настоящими Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно отнесена категория лиц с гематологическим, онкологическим заболеванием.

Порядок предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения ифинансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета, утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 г. № 272-П «О Порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета».

Согласно данному Порядку лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по Министерству здравоохранения Челябинской области. Лекарственное обеспечение предоставляется отдельным группам населения согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется бесплатно аптечными организациями на основании рецептов учреждений здравоохранения.

5

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 года право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами имеют определенные категории граждан, в том числе инвалиды.

Лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2006 г. N 8322) (далее - лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписанные на рецептурных бланках (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 (ред. от 06.08.2007) "О Порядке отпуска лекарственных средств").

Право на лекарственное обеспечение имеют граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке (Решение Комиссии по проведению административной реформы в Челябинской области от 09.12.2009 N 01/137 "Об утверждении административного регламента Министерства здравоохранения Челябинской области по исполнению государственной функции "Организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов").

В соответствии с п. 2.3. 2.3. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития

6

России (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (далее - Перечень)).

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007       N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" рецепты на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, выписываются самостоятельно лечащим врачом или врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждениями в соответствии со стандартами медицинской помощи. Пациенту могут быть выданы и аналоги лекарственных средств, что установлено п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004 года.

Кроме того, в соответствии с п. 2.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет        отпуск          аналогичного         лекарственного     средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Судом по делу установлено, что истец ФИО1 является инвалидом третьей группы бессрочно по общему заболеванию, она включена в регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, из чего следует, что истец ФИО1 имеет право на предоставление ей набора социальных услуг, который включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами, включенными в Перечень.

Судом также установлено, что ФИО1 врачом назначено лекарственное средство <данные изъяты> 30 000 МЕ раз в неделю, позднее лекарственное средство <данные изъяты> заменен на лекарственное средство <данные изъяты> в виду его мало эффективности. Данное обстоятельство подтверждается     медицинскими      документами,     подлинники      которых

7

исследованы судом путем обозрения в судебном заседании, копии их находятся в материалах дела.

Согласно Перечня, на который суд ссылался выше, лекарственные препараты «эпрекс» (международное наименование - <данные изъяты> <данные изъяты> «<данные изъяты>», (международное наименование - <данные изъяты>») должны отпускаться лечебными учреждениями в рамках оказания дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, к каковым относится ФИО1.

От предоставления государственной социальной помощи в виде получения лекарственных средств бесплатно, истица ФИО1 не отказывалась, что подтверждается ее объяснениями в предыдущем судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 назначено врачом 25 доз лекарственного средства на второе полугодие 2011 года, годовая потребность приблизительно 50 доз из расчета 1 раз в неделю на протяжении года.

В силу вышеуказанных положений, при обращении ФИО1 в ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» фельдшеру по результатам осмотра надлежало выписать рецепт на лекарственные препараты в полном объеме в соответствии с назначением.

Вместе с тем, судом достоверно установлено, что рецепты выписывались ФИО1 на получение лекарственного средства <данные изъяты>» несколько раз, в первом полугодии истице отпущено по данным рецептам 6 доз препарата, на начало второго полугодия 10 доз. На момент рассмотрения

дела судом у истицы ФИО1 оставалась на неделю одна кратная доза препарата <данные изъяты> Таким образом, ФИО1 в полном объеме лекарственные средства не получила.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, свидетелей ФИО5, ФИО6, материалами настоящего гражданского дела.

Статьей 1 Федерального закона от 09.12.2010 N 349-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2011 год" установлено, что в 2011 году норматив

8

финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составляет 570 рублей.

Размер субвенции определяется в соответствии с методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 1198, с учетом численности граждан, которые включены в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и которые не отказались от социальной услуги в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", а также норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь.

Субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на соответствующий финансовый год на указанные цели (Постановление Правительства РФ от 30.12.2010 N 1198 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов").

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении

9

заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.     Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

Толкуя названный закон иФедеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в полномочия Министерства здравоохранения Челябинской области входит организация обеспечения федеральных льготников лекарственными средствами. Указанное подтверждается и отзывом на иск Министерства здравоохранения Челябинской области.

Распределение финансовых средств осуществляется между лечебно - профилактическими учреждениями муниципальных образований Челябинской области. Заявки на лекарственные препараты составляются указанными лечебными учреждениями.

Из Устава Муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения «Ключевская участковая больница Троицкого района» видно, что ответчик ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» является юридическим лицом, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах принятия решений при предоставлении медицинских услуг. Предметом деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи населению обслуживаемой территории. Обслуживаемой территорией является, в частности, <адрес>.

Анализируя приведенные выше нормы, суд считает, что не зависимо от финансирования, наличия лекарственных средств в аптечной сети, лечебно - профилактическое учреждение обязано выписывать рецепт в соответствии с назначением врача (фельдшера).

Сторона ответчика признает, что из-за недостаточного финансирования на 1 полугодие 2011 года ФИО1 было заявлено 3 упаковки лекарственного средства <данные изъяты> из потребности 6 упаковок на 6 месяцев,

10

по заявке на лекарственное средство <данные изъяты>» обеспечена ФИО1 в количестве 6 упаковок. Из рецептов видно, что ФИО1 они выписаны не в соответствии с потребностью, а с указанием количества упаковок, явно меньшего количества данной потребности. До настоящего времени истец ФИО1 за первое полугодие 2011 года лекарственными средствами была обеспечена.

Судом установлено, и указывалось выше, что во втором полугодии для истицы ФИО1 заявлено и в соответствии с заявкой выписано рецептов на 5 флаконов, вместо назначенного врачом 25 флаконов препарата <данные изъяты>

В связи с не выпиской рецепта лекарственного средства в полном объеме истицей ФИО1 не реализовано право на отсроченное обслуживание, она в полном объеме лекарственными средствами не обеспечена по настоящее время.

Таким образом, ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» было обязано выписать рецепт лекарственного средства ФИО1 на весь объем требуемого лекарственного средства, как того требует Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Поскольку ответчик ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» нарушил действующее законодательство, то суд возлагает обязанность на него по выписке рецепта на получение истцом ФИО1 лекарственных средств, включенных в Перечень и назначенных ей врачом, тем самым удовлетворяет требования прокурора Троицкого района в данной части.

Вместе с тем, не смотря на то, что при обращении ФИО1 в местное лечебное профилактическое учреждение последним не был выписан рецепт на лекарственное средство, согласно назначения врача, в полном объеме, однако суд считает, что врачи предприняли все меры обеспечения ФИО1 указанным средством.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что законодательство субъекта и программные продукты по выписке рецептов, которые работают в лечебно-профилактическом учреждении, ориентирует данные учреждения на выписывание рецепта на лекарственные средства, включенные в Перечень, в рамках осуществляемого финансирования и как следствие, наличия требуемого лекарственного средства в аптечной сети.

11

То, что в своей работе ответчик ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» руководствуется тем, о чем сделан вывод суда, подтверждается объяснениями свидетеля ФИО6, которая объяснила, что постоянно ведется работа по исполнению заявок на лекарственные средства для льготников и как только заявка исполняется, хотя и в части, сразу выписывается рецепт на поступившее в аптеку количество требуемого лекарственного средства.

Указанные обстоятельства объясняют, почему рецепт выписан не на все количество лекарственного средства, назначенного врачом, а на части его и несколько раз, но ни как не свидетельствуют о том, что врачом ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» отказано истице ФИО1 в выписке рецепта, напротив таковые действия доказывают, что в выписке рецепта ей не было отказано.

Таким образом, факт отказа в выдаче рецепта ФИО1 судом не установлен.

Согласно статьям 56 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими доказательствам.

В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлено доказательств отказа врача ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» в выдаче ФИО1 рецепта на получение лекарственных средств, включенных в Перечень и назначенных ей врачом.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ.

р е ш и л :

Возложить на ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» обязанность по выписке рецепта на получение ФИО1 лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам права при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи и назначенных ей врачом.

12

В удовлетворении исковых требований о признании отказ врача ММЛПУ «Ключевская участковая больница Троицкого муниципального района» в выдаче ФИО1 рецепта на получение лекарственных средств, включенных в Перечень и назначенных ей врачом, незаконным, прокурору <адрес> отказать.

       Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд.

        

Судья: С.М.Малиновская