О признании бездействия администрации МО `Дробышевское сельское поселение` по осуществлению полномочий в сфере обеспечения пожарной безопасности незаконными и понуждении устранить выявленные нарушения.



дело № 2-39/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Троицк                                                                                    16 марта 2011 г.

Троицкий районный суд Челябинской области в составе председательствующего Казанцевой Н.Н. с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3 при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» о признании бездействия по осуществлению, предусмотренных федеральным законодательством полномочий в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности и обязании устранить выявленные нарушения законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» (далее по тексту решения Администрация), указав в заявлении следующее.

Прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства Администрацией в области соблюдения Правил пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Прокуратурой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного пожарного надзора <адрес> и Троицкого муниципального района <адрес> (далее по тесту решения - Отдел пожарного надзора) была проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности», а именно в с.<данные изъяты> на естественных водоемах не оборудованы пирсы для забора воды пожарными автомобилями в любое время года с твердым покрытием размером 12Х12 м., у источников наружного противопожарного водоснабжения и на путях к ним не установлены соответствующие указатели, не установлено звуковое устройство для оповещения людей о пожаре, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, удаление в летний период сухой растительности).

ДД.ММ.ГГГГ Отделом пожарного надзора была проведена внеплановая проверка тех же объектов и установлено, что выявленные ранее нарушения устранены не были.

ДД.ММ.ГГГГ Отделом пожарного надзора была проведена очередная проверка на территории муниципального образования «Дробышевское сельское поселение» (далее по тексту решения - МО «<данные изъяты> сельское поселение»), результаты которой показали, что ранее выявленные нарушения устранены Администрацией не были.

Помимо этого были обнаружены другие нарушения. Они заключались в том, что территории населенных пунктов <данные изъяты> не обеспечены пожарным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Поселки <данные изъяты> не имеют естественных и искусственных водоемов, что противоречит требованиям ст.ст.55,62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «технический регламент о правилах пожарной безопасности».

Кроме того, в ходе проверки установлено, что Администрацией не разработаны муниципальные целевые программы противопожарной безопасности, не обеспечено изучение населением мер пожарной безопасности, не ведется пропаганда в области пожарной безопасности, а также не разработано положение о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе и участия в борьбе с пожарами.

Прокурор считает, что администрацией МО «<данные изъяты> сельское поселение» нарушается п. 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» которым к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Бездействий Администрации, выражающееся в не устранении нарушений требований пожарной безопасности, создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

На основании этого прокурор Троицкого района просил суд признать бездействие Администрации по осуществлению предусмотренных федеральным законодательством полномочий в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности незаконным и обязать Администрацию устранить выявленные нарушения законодательства.

При подготовке дела к судебному разбирательству Прокурор Троицкого района изменил требования и просил суд признать бездействие Администрации, выразившееся в непринятии должных мер по надлежащему осуществлению предусмотренных федеральным законодательством полномочий в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности незаконным.

Кроме этого прокурор Троицкого района просил суд обязать Администрацию:

- в селе <данные изъяты> на естественных водоемах оборудовать пирсы для забора воды пожарными автомобилями в любое время года с твердым покрытием, размером 12Х12 метров;

- в селе <данные изъяты> у источников наружного противопожарного водоснабжения и на путях к ним установить соответствующие указатели;

- в селе <данные изъяты> установить звуковое устройство для оповещения людей о пожаре;

- в селе <данные изъяты> выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения;

- территории населенных пунктов <данные изъяты> обеспечить освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов к входам в здания и сооружения;

- в пос.<данные изъяты> оборудовать источники наружного пожарного водоснабжения;

- разработать муниципальную целевую программу противопожарной безопасности;

- обеспечить ведение на территории поселения пропаганды в области пожарной безопасности;

- разработать положение о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;

-обеспечить на территории сельского поселения обучение населения мерам пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ФИО5 заявление прокурора не признал, пояснив суду, что Администрация предпринимала меры к обеспечению на территории поселения мер пожарной безопасности, путем издания различных распоряжений, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории поселения, просил у главы Троицкого муниципального района денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, в связи с тем, что бюджет муниципального образования «Дробышевское сельское поселение» является дотационным и поэтому считает, что Администрация принимала меры к обеспечению на территории поселения мер первичной пожарной безопасности и в связи с этим нет оснований говорить о её бездействии.

Представитель Администрации не признал требование прокурора об обязании Администрации оборудовать в селах, указанных прокурором в заявлении на естественных водоемах пирсы для забора воды пожарными автомобилями, поскольку на письмо главы Администрации о возможности строительства пирсов на водоемах Нижнее-Обское бассейновое водное Управление в своем письме указало на нецелесообразность оборудования этих пирсов из-за того, что водные объекты мелководны, их береговые зоны заболочены и пересыхают в период мелководья и зарастают от 40 до 95%.

Не признал представитель Администрации и требование прокурора об установлении указателей у источников наружного противопожарного водоснабжения и на путях к ним, об установлении звуковых устройств для оповещения людей о пожаре, о выполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня на здания и сооружения, об обеспечении ведения на территории поселения пропаганды в области пожарной безопасности, об обеспечении на территории поселения обучения населения мерам пожарной безопасности, об обязании разработать муниципальную целевую программу, об обязании разработать положение о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, пояснив суду, что все это на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» в настоящее время уже сделано.

Представитель Администрации просил оставить без удовлетворения заявление прокурора в части обязания Администрацию обеспечить населенные пункты освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам, к входам зданий и сооружений, поскольку все населенные пункты Дробышевского сельского поселения имеют освещение, что подтверждается актами составленными ОАО «Челябэнергосбыт», свидетельствующими о присоединении населенных пунктов поселения к электрическим сетям сетевой организации - филиалу «Троицкие электрические сети» ОАО «Челябэнерго».

Возражал представитель Администрации против удовлетворения требования прокурора в части понуждения Администрацию оборудовать в <адрес> и Черноморка источники наружного противопожарного водоснабжения, поскольку глава Администрации в настоящее время обратился к главе администрации Троицкого муниципального района с просьбой выделить необходимые денежные средства для оборудования в этих селах источников наружного противопожарного водоснабжения.

Представитель третьего лица - администрации Троицкого муниципального района в судебное заседание не явился, третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в суд от третьего лица поступило заявление, в котором глава администрации просит дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения требований прокурора не возражает.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации Троицкого муниципального района.

Суд, выслушав объяснения прокурора по заявленным требованиям, мнение представителя Администрации, пояснения специалиста отдеа пожарного надзора ФИО6, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, рудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, обязание ответчиков исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них федеральными законами обязанности.

В соответствии с пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие первичных мер пожарной безопасности.

Первичные меры пожарной безопасности определяются как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 вышеуказанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений в границах сельских поселений в области пожарной безопасности. К ним в частности относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности винных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушений пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территорий поселений;

- создание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Согласно ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

- организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

- социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

При рассмотрении дела судом было установлено, что администрация не выполняет должным образом, возложенные на неё указанными выше федеральными законами полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Так в нарушение указанных выше федеральных законов, а также пунктов 90,94,114,112 Правил пожарной безопасности 01-03…, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией не оборудованы пирсы для забора воды пожарными автомобилями на естественных водоемах в селе <данные изъяты> не установлены соответствующие указатели у источников наружного противопожарного водоснабжения и на путях к ним в селе Дробышево, поселках Травянка, Иванково, Неверово,Метличье, Первомайка, Суналы, <данные изъяты> о пожаре в селе <данные изъяты>, не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения в селе <данные изъяты>

Кроме того, Администрацией в нарушение п.3, п.8, п.9 ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также пункта 27 Правил пожарной безопасности 01-03…, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечены освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также к входам в здания и сооружения территории населенных пунктов <данные изъяты>, не оборудованы источниками наружного пожарного водоснабжения <адрес> и <адрес>, не разработана муниципальная целевая программа противопожарной безопасности, не обеспечено ведение на территории поселения пропаганды в области пожарной безопасности, не разработано положение о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Указанное выше подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, составленными государственными инспекторами <адрес> и Троицкого муниципального района по пожарному надзору (л.д.7-8,14-15,99-100).

Судом установлено, что выявленные в муниципальном образовании «<данные изъяты> сельское поселение» нарушения требований пожарной безопасности, указанные выше до настоящего времени не устранены.

Таким образом, судом установлено, что Администрацией требования федеральных законов и нормативных актов, регламентирующих обязанность органов местного самоуправления обеспечить на территории сельского поселения первичные меры пожарной безопасности, должным образом не исполняются, а поэтому требование прокурора о признании бездействия Администрации в непринятии должных мер по надлежащему осуществлению полномочий в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности следует признать незаконным и обязать Администрацию устранить выявленные нарушения.

Однако суд считает, что требование прокурора об обязании Администрацию обеспечить на территории сельского поселения обучение населения мерам пожарной безопасности не подлежит удовлетворению, поскольку прокурором не доказано, что на территории поселения эта работа не ведется.

Суд считает, что Администрация, представив в суд ведомости раздачи памяток о мерах пожарной безопасности гражданам, проживающим на территории поселения доказала, что на территории поселения ведется обучение населения мерам пожарной безопасности.

Не подлежит удовлетворению и требование прокурора об обязании Администрацию на территориях населенных пунктов <данные изъяты> обеспечить освещением в темное время суток подъезды к пирсам, установленных на естественных водоемах, поскольку, как было установлено в суде, на естественных водоемах, расположенных на территории этих населенных пунктов пирсов вообще нет.

Доводы представителя Администрации о том, что требование прокурора об обязании оборудовать пирсы для забора воды пожарными автомобилями в селе <данные изъяты> на естественных водоемах не подлежит удовлетворению, поскольку на письмо главы администрации о возможности строительства пирсов на водоемах Нижнее-Обское бассейновое водное Управление в своем письме указало на нецелесообразность оборудования этих пирсов из-за того, что водные объекты мелководны, их береговые зоны заболочены и пересыхают в период мелководья и зарастают от 40 до 95%, суд считает несостоятельными. Поскольку в письме, на которое ссылается представитель Администрации, заместитель руководителя Нижнее-Обского БВУ по <адрес> дает лишь предварительное заключение о нецелесообразности строительства пирсов на водоемах, указывая в письме на необходимость проведения предварительных изысканий, чтобы сделать окончательное заключение об этом.

Несостоятельными суд считает и доводы представителя Администрации о том, что Администрация обеспечила населенные пункты освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам, к входам зданий и сооружений, поскольку все населенные пункты Дробышевского сельского поселения имеют освещение, что подтверждается актами, составленными ОАО «Челябэнергосбыт», свидетельствующими о присоединении населенных пунктов поселения к электрическим сетям к сетевой организации - филиалу «Троицкие электрические сети» ОАО «Челябэнерго». Поскольку представленные представителем Администрации акты свидетельствуют только о том, что населенные пункты были в 2006 году присоединены к электрическим сетям сетевой организации - филиалу «Троицкие электрические сети» ОАО «Челябэнерго» и не свидетельствуют о том, что Администрация обеспечила освещением места в населенных пунктах, где находятся пожарные гидранты, наружные пожарные лестницы, пожарный инвентарь, входы к зданиям и сооружениям.

Не обоснованными суд считает и доводы представителя Администрации о том, что требования прокурора об установлении указателей у источников наружного противопожарного водоснабжения и на путях к ним, об установлении звуковых устройств для оповещения людей о пожаре, о выполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня на здания и сооружения, об обеспечении ведения на территории поселения пропаганды в области пожарной безопасности, об обеспечении на территории поселения обучения населения мерам пожарной безопасности, об обязании разработать муниципальную целевую программу, об обязании разработать положение о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами не подлежат удовлетворению, так как все это на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» в настоящее время уже сделано. Поскольку в силу ст.56 ГПК РФ представитель Администрации не доказал суду, что на момент рассмотрения дела были устранены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» выразившееся в непринятии должных мер по надлежащему осуществлению предусмотренных федеральным законодательством полномочий в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»:

- в селе <данные изъяты> на естественных водоемах оборудовать пирсы для забора воды пожарными автомобилями в любое время года с твердым покрытием, размером 12Х12 метров;

- в селе <данные изъяты> у источников наружного противопожарного водоснабжения и на путях к ним установить соответствующие указатели;

- в селе <данные изъяты> установить звуковое устройство для оповещения людей о пожаре;

- в селе <данные изъяты> выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения;

- территории населенных пунктов <данные изъяты> обеспечить освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также к входам в здания и сооружения;

- в <данные изъяты> оборудовать источники наружного пожарного водоснабжения;

- разработать муниципальную целевую программу противопожарной безопасности;

- обеспечить ведение на территории поселения пропаганды в области пожарной безопасности;

- разработать положение о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Заявление прокурора Троицкого района в части обязания администрацию МО «<данные изъяты> сельское поселение» обеспечить на территории сельского поселения обучение населения мерам пожарной безопасности и обеспечить освещением подъезды к пирсам, расположенным на естественных водоемах, находящихся на территории населенных пунктов <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:     Н.Н. Казанцева