Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года г. Троицк Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» о возложении обязанностей в сфере безопасности дорожного движения, у с т а н о в и л: Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослался на то, что на территории Троицкого муниципального района, а именно на территории муниципального образования « Шантаринское сельское поселение», имеются внутрипоселковые автомобильные дороги: в поселке <адрес> <адрес>, протяженностью 1,1 км.; <адрес>, протяженностью 1км.; <адрес>, протяженностью 0,8 км.; <адрес>, протяженностью 0,6 км.; <адрес>, протяженностью 0,4 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,1 км.; в поселке <адрес> <адрес>, протяженностью 0,9 км.; <адрес>, протяженностью 0,2 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 1 км.; в поселке <адрес>: <адрес>, протяженностью 1,5 км.; <адрес>, протяженностью 1 км., которые переданы в собственность администрации муниципального образования « Шантаринское сельское поселение» законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО « О разграничении имущества между Троицким муниципальным районном и Шантаринским сельским поселением». Право собственности на указанные автомобильные дороги за администрацией муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» не зарегистрировано в установленном законом порядке, вследствие чего установленные федеральным законодательством требования о безопасности дорожного движения и требования о содержании автомобильных дорог не исполняются. 2 Просит обязать администрацию муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» в срок до 30.11.2011 года зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке на вышеназванные внутрипоселковые автомобильные дороги. В судебном заседании старший помощник прокурора Троицкого района Кожемякина Е.А. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала в полном объеме и привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Шантаринское сельское поселение», участвующий в деле в силу закона, Темников Г.М. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, объяснив, что указанные в иске дороги были переданы администрацией района без надлежащего оформления документов сельскому поселению. Кроме того, регистрация дорог за сельским поселением требует большие финансовые затраты, тогда как в бюджет заложено меньше расходных средств в целом, нежели необходимо на осуществление одной только регистрации дорог. Считает, ссылаясь на Устав поселения, что только при наличии финансирования орган местного самоуправления, а именно администрация сельского поселения, должна выполнять свои полномочия. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОГИБДД ОВД по Троицкому муниципальному району, участвующий в деле на основании доверенности Пшеничных И.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, объяснив, что в отношении главы Шантаринского сельского поселения составлялся протокол об административных правонарушениях за выявленные нарушения по содержанию дорог. При наличии регистрации права на указанные в иске прокурора дороги за сельским поселением в случае обнаружения надзирающим органом в области дорожного движения нарушения по содержанию дорог будет правильно определен субъект правонарушения, подлежащий административной ответственности, что обеспечит безопасность дорожного движения по данным дорогам. Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в населенных пунктах - поселках Шантарино, Сары, Рытвино, которые являются административно-территориальными единицами муниципального образования «Шантаринское сельское 3 поселение» (далее МО «Шантаринское сельское поселение») имеются указанные выше внутрипоселковые автомобильные дороги (далее дороги), что подтверждается перечнем автомобильных дорог, не принятых на баланс администрацией вышеназванного сельского поселения (л.д. 4-10). На основании Закона Челябинской области № 3-ЗО от 18.11.2010г. «О внесении изменений в приложение к Закону Челябинской области «О разграничении имущества между Троицким муниципальным районом и Шантаринским сельским поселением» указанные дороги переданы в собственность МО «Шантаринское сельское поселение». Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В силу абз. 4 п. 1 Приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020 - 1 (ред. от 24. 12. 1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности. К вопросам местного значения поселения в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательства Российской Федерации. 4 В силу п. 3 ч ст. 215 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 1 ст. 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают правом владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям. Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что автодороги, указанные в иске, являются дорогами общего пользования, находятся в границах муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» и предназначены для решения вопросов местного значения. В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «органы местного самоуправления обязаны вести реестры имущества, находящегося в муниципальной собственности. Совершение любых юридических действий над объектом муниципальной собственности возможно только после включения его в указанный реестр. Автомобильные дороги в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ являются недвижимыми вещами. В связи с этим на автомобильные дороги распространяются нормы ст. 131 Гражданского кодекса РФ о государственной регистрации недвижимости. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, отграничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Судом установлено, что приняв на основании вышеуказанного закона Челябинской области имущество в виде автомобильных дорог, указанных в иске прокурора и включив в соответствующий реестр имущества, находящегося в собственности, Шантаринское сельское поселение не приняло мер к государственной регистрации права за собой указанного недвижимого имущества. 5 Данные обстоятельства не опровергнуты стороной ответчика и доказательств обратного ею суду не представлено. На основе вышесказанного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора района, а потому подлежащими удовлетворению. Суд считает ссылку представителя ответчика на то, что должна администрация Троицкого муниципального района первоначально оформить за собой право, а затем передавать автодороги сельскому поселению, не основательной. На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к постановлению № 3020 - 1. Суд считает, что спорные автомобильные дороги являются объектами инженерной инфраструктуры Троицкого района и согласно вышеуказанного Указа Президента относятся к муниципальной собственности в силу закона независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах, о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности дорог, что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. 6 В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бездействие органа местного самоуправления препятствует надлежащей реализации установленных законом полномочий по использованию автомобильных дорог местного значения и осуществлению дорожной деятельности и, как следствие, влечет нарушение прав граждан на безопасные условия передвижения по таким дорогам. Согласно ст. 4 Федерального закона № 196 - ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и процесса эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Судом установлено, что по содержанию автомобильных дорог, относящихся к Шантаринскому сельскому поселению, были выявлены нарушения, что подтверждается материалами дела и объяснениями представителя третьего лица. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских и иных правоотношений. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Ненадлежащее состояние автодорог представляет непосредственную угрозу для безопасности участников дорожного движения, а потому прокурор района правомерно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. 7 Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов. Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по регистрации права собственности в установленном законом порядке на внутрипоселковые автомобильные дороги до 30 ноября 2011 года. Однако суд считает указанный срок не достаточным, а разумным является срок до 01 апреля 2012 года, поскольку объем автодорог, подлежащих государственной регистрации, Шантаринского сельского поселения, велик, требует не малых финансовых затрат, тогда как бюджет на 2011 год утвержден, и дополнительное финансирование возможно на конец текущего года. Кроме того, необходимо время для сбора документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, выполнения кадастровых работ по межеванию, а также время для соблюдения сроков, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере, установленном ст. 333.19 п. 1 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ. р е ш и л : Обязать администрацию муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» в срок до 01 апреля 2012 года зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке на внутрипоселковые автомобильные дороги: в поселке <адрес>: <адрес>, протяженностью 1,1 км.; <адрес>, протяженностью 1км.; <адрес>, протяженностью 0,8 км.; <адрес>, протяженностью 0,6 км.; <адрес>, протяженностью 0,4 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,1 км.; в поселке <адрес>: <адрес>, протяженностью 0,9 км.; <адрес>, протяженностью 0,2 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 0,3 км.; <адрес>, протяженностью 1 км.; в поселке <адрес>: <адрес>, протяженностью 1,5 км.; <адрес>, протяженностью 1 км. Взыскать с администрации муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд. Судья: С.М.Малиновская