дело № 2-117/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Троицк 12 мая 2011 г. Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., с участием помощника прокурора Троицкого района Алиевой Ю.И. при секретаре Самойловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Песчанское сельское поселение» об обязании устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Песчанское сельское поселение» (далее по тексту решения Администрация), указав в заявлении следующее. Администрацией Песчанского сельского поселения в области соблюдения Правил пожарной безопасности, допущены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отделом государственного пожарного надзора <адрес> и Троицкого муниципального района <адрес> была проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности», а именно : - в <адрес>, Каракулька не установлены звуковые устройства для оповещения людей о пожаре - <адрес> не обеспечено пожарными мотопомпами -жилой сектор <адрес> не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения - не организованна обеспечение связи и оповещения населения о пожаре - не разработана муниципальная целевая программа противопожарной безопасности - не обеспеченно на территории сельского поселения обучение населения мерам пожарной безопасности - не обеспеченно введение пропаганды в области пожарной безопасности. Прокурор считает, что администрацией МО «Песчанское сельское поселение» не исполняются требования п. 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании этого прокурор <адрес> просил суд обязать Администрацию устранить выявленные нарушения законодательства. В последующем прокурор уточнил требования в части указания срока до которого просит суд обязать устранить нарушения- до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.32-33) В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Представитель Администрации - Якимовец М.Л., действующий по доверенности ( л.д.31) заявление не признал, пояснив суду, что для исполнения указанных требований нет соответствующих денежных средств в бюджете. Бюджет сельского поселения дотационный, своих доходов и выделенных средств не хватает. Однако признал факт имеющихся нарушений в обеспечении пожарной безопасности. В настоящее время приняты меры к исполнению требований: заключен договор на установку звуковых устройств для оповещения населения, начали работу по обучению и пропаганде населения, частично некоторым гражданам уже раздали памятки. В остальном при наличии соответствующих денежных средств требования будут выполняться, согласны с заявленным прокурором сроком в заявлении, готовы принять меры к исполнению именно в указанный срок. Представитель третьего лица - администрации Троицкого муниципального района Москаль А.Н.( доверенность л.д.2) в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований прокурора в части обеспечения сельского поселения мотопомпами и устройством источника водоснабжения в <адрес>, так как для исполнения данных требований денег в бюджете сельского поселения нет, а бюджет района их выделить так же не имеет возможности. Суд, выслушав объяснения прокурора по заявленным требованиям, мнение ответчика и 3-е лица, пояснения свидетеля инспектора отдела пожарного надзора Абдулгафурова Т.Г., исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие первичных мер пожарной безопасности: реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 вышеуказанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений в границах сельских поселений в области пожарной безопасности, к которым относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ( далее по тексту 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: - реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; - разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; - обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; - обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; - организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; - социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Согласно устава Песчанского сельского поселения ( л.д. 71-126), данное поселение является муниципальным образованием, само входит в состав Троицкого муниципального района, на его территории находятся населенные пункты : Песчаное, Каракулька. При рассмотрении дела судом было установлено, что администрация сельского поселения не выполняет должным образом, возложенные на неё указанными выше федеральными законами полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Так в нарушение указанных выше федеральных законов, а также п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ( далее по тексту ППБ 01-03) на территории населенных пунктов Песчаное, Каракулька не установлены звуковые устройства для оповещения людей о пожаре. Кроме того, Администрацией в нарушение п.31 ППБ 01-03 <адрес> не обеспечена мотопомпами. В нарушение ст.4 п.3 123-ФЗ и п.89 ППБ 01-03 в <адрес> имеющие гидранты не приведены в исправное состояние В нарушение требований ст. 62 123- ФЗ в <адрес> отсутствует оборудованный источник противопожарного водоснабжения- естественные и искусственные водоемы, либо внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В нарушение ст.63 п.3 123-ФЗ в сельском поселении не разработана и не исполняется целевая программа противопожарной безопасности. В нарушение ст. 63 п.8 12-ФЗ не организованно обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности- целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения, а обучение мерам пожарной безопасности проводиться по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Указанное выше подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, составленными государственными инспекторами <адрес> и Троицкого муниципального района по пожарному надзору (л.д.6-7, 9-10,15-16) А так же показаниями представителя ответчика и свидетеля Абдулгафурова Т.Г. Представитель ответчика не отрицал фактов отсутствия по настоящее время звуковых устройств для оповещения людей о пожаре, пояснив, что только заключен договор о установке устройств ударного типа, не отрицал отсутствия в <адрес> мотопомпы и дополнительного источника водоснабжения, обеспечивающего радиус действия- 200 метров, так же, вопреки ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств приведения в работоспособное состояние гидрантов в <адрес> и разработку целевой программы. Свидетель Абдулгафуров Т.Г. пояснил в суде, что им как сотрудником отдела противопожарного надзора проведена проверка территории сельского поселения в сентябре 2010 года, выявлены нарушения: нет звуковых устройств оповещения населения о пожаре, которыми могут быть звуковые электрические сигнализации, а так же не запрещено законом устанавливать ударные устройства: что либо издающее сильный звук при ударе, но звук должен распространяться по всему населенному пункту ; так же в <адрес> отсутствуют мотопомпы и еще один источник водоснабжения, имеющегося резервуара около школы на 50 кб.м. ( л.д. 36) недостаточно, так как он не обеспечивает радиус водоснабжения- 200 м. установленный "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", при проверке в <адрес> имеющиеся гидранты были в неисправном состоянии, сведений о их ремонте от представителей сельского поселения не поступало. Однако свидетель указал, что заявленные требования прокурором об обеспечении населенных пунктов звуковым устройством оповещения населения о пожаре и обеспечение связи и оповещения населения о пожаре, это фактически одни же требования, только в разных законах они именуются по разному, при установке звуковых устройств оповещения, будет выполнены требования обеспечения связи с населением и его оповещения. Выслушав пояснения представителя ответчика, и изучив материалы дела, в части того что администрация в настоящее время приняли меры к обучению населения по вопросам противопожарной безопасности, в рамках чего частично гражданам раздали памятку ( л.д. 42-50), а так же приняли положения об обучении мерам пожарной безопасности ( л.д. 37-41), суд считает, данную проведенную работу в целях обучения и пропаганды недостаточной, так как она не исполнила цели указанных мер, не охватила весь круг населения, в положении об обучении указан четкий регламент ее проведения, а ответчиком не представлено доказательств исполнения этого регламента. Судом установлено, что выявленные в муниципальном образовании «Песчанское сельское поселение» нарушения требований пожарной безопасности не устранены с момента проводимой проверки органами ОГПН и до настоящего времени. Таким образом, судом установлено, что Администрацией требования федеральных законов и нормативных актов, регламентирующих обязанность органов местного самоуправления обеспечить на территории сельского поселения первичные меры пожарной безопасности, должным образом не исполняются, а поэтому требование обязать Администрацию устранить выявленные нарушения подлежат удовлетворению. Требование прокурора о возложении обязанности по обеспечению на территории сельского поселения связи и оповещения населения о пожаре не подлежит удовлетворению, так как данное требование дублирует требование о обязании установить звуковые устройства оповещения населения о пожаре. Согласно п. 7 ст. 63 ФЗ-123, предусмотрено необходимость обеспечения связи и оповещения населения о пожаре, а п. 114 ППБ 01-03, указывает, что на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Таким образом, требования закона об оповещении населения конкретизированы в ППБ с указанием что такие системы должны быть звуковыми. На указанные обстоятельства так же ссылается в показаниях свидетель Абдулгафуров. На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, прокурором <адрес> обоснованно предъявлено в суд указанное заявление, а возложение обязанности на ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них федеральными законами обязанности. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов. Прокурор просит установить срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно показаний представителя ответчика, который признал обоснованным указанный срок, суд считает требование прокурора в указанной части так же подлежащим удовлеворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчик как орган местного самоуправления в силу п. 19, ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Песчанское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ : - в населенных пунктах Песчаное, Каракулька установить звуковые устройства для оповещения людей о пожаре - населенный пункта Каракулька обеспечить пожарными мотопомпами - в населенном пункте Песчаное привести в исправное состояние имеющиеся пожарные гидранты - населенный пункт Каракулька обеспечить дополнительным источником наружного противопожарного водоснабжения - разработать муниципальную целевую программу противопожарной безопасности - обеспечить на территории сельского поселения обучение населения мерам пожарной безопасности - обеспечить ведение на территории поселения пропаганду в области пожарной безопасности В удовлетворении искового требования прокурора <адрес> в части возложения обязанности на администрацию МО «Песчанское сельское поселение» обеспечить на территории сельского поселения связь оповещение населения о пожаре отказать Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней. Судья