дело № 2-121/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Троицк 18 мая 2011 г. Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., с участием помощника прокурора Троицкого района Алиевой Ю.И. при секретаре Самойловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Нижнесанарское сельское поселение» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» (далее по тексту решения Администрация), указав в заявлении следующее. Администрацией Нижнесанарского сельского поселения в области соблюдения Правил пожарной безопасности, допущены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отделом государственного пожарного надзора <адрес> и Троицкого муниципального района <адрес> была проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности», а именно : - в <адрес>, Берлин, Херсонский, Чкалово, Уразаевский, Осиповка, Белокаменка, Ягодный не обеспечены пожарными мотопомпами - не осуществлены мероприятия по установке указателей пожарных гидрантов у мест их расположения и по направлению движения к ним в Берлин - не разработаны и не осуществлются мероприятия по обеспечению жилого сектора населенных пунктов Ягодный, Уразаевский, Чкалово, Белокаменка, Осиповка, Херсонский источниками наружного противопожарного водоснабжения - не разработаны и не осуществлены мероприятия по устройству на естественных водоемах Чкалово, Херсонский, Нижняя Санарка подъездных площадок, пирсов с твердым покрытием размерами не менее 12-12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - не приведены в исправное состояние расположенные на территории сельского поселения пожарные гидранты - не обеспечены населенные пункты Нижняя Санарка, Берлин, Херсоновский, Чкалово, Уразаевский, Осиповка, Белокаменка, Ягодный звуковыми устройства для оповещения людей о пожаре Прокурор считает, что администрацией МО «Нижнесанарское сельское поселение» не исполняются требования п. 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании этого прокурор <адрес> просил суд обязать Администрацию устранить выявленные нарушения законодательства. В последующем прокурор уточнил требования в части указания срока до которого просит суд обязать устранить нарушения- частично до ДД.ММ.ГГГГ, и до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.34-36) В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Представитель Администрации, Гаджиева Г.Г., действующая по доверенности ( л.д.24), заявление не признала, пояснив суду, что для исполнения указанных требований нет соответствующих денежных средств в бюджете. Бюджет сельского поселения дотационный, своих доходов и выделенных средств не хватает. Так же указала, что основной объем требований пожарной безопасности выполнен. Звуковые устройства оповещения населения имеются в каждом населенном пункте. Мотопомп нет в населенных пунктах, однако в Нижней Санарке и Уразаевском расположены пожарные части, в остальных населенных пунктах есть приспособленные трактора с водяным насосом и емкостью для воды. В <адрес> частично гидранты отремонтированы осталось отремонтировать и оборудовать 2 штуки. В <адрес> не должно быть источника водоснабжения, так как проживает в настоящее время всего 11 человек, а в остальных поселках в плане 2011-2012 года ремонт водопровода, с установкой гидрантов, и отпадет необходимость в других источниках водоснабжения в том числе и оборудования естественных источников пирсами. Представитель третьего лица - администрации Троицкого муниципального района Москаль А.Н.( доверенность л.д.19) в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований прокурора в части обеспечения сельского поселения мотопомпами и устройством источника водоснабжения, так как для исполнения данных требований денег в бюджете сельского поселения нет, а бюджет района их выделить так же не имеет возможности. Суд, выслушав объяснения прокурора по заявленным требованиям, мнение ответчика и 3-е лица, огласив пояснения свидетеля инспектора отдела пожарного надзора Абдулгафурова Т.Г. данные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие первичных мер пожарной безопасности: реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 вышеуказанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления - поселений в границах сельских поселений в области пожарной безопасности, к которым относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ( далее по тексту 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: - реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; - разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; - обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; - обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; - организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; - социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Согласно устава Нижнесанарское сельского поселения ( л.д. 37-67), данное поселение является муниципальным образованием, само входит в состав Троицкого муниципального района, на его территории находятся населенные пункты : Нижняя Санарка, Берлин, Херсонский, Чкалово, Уразаевский, Осиповка, Белокаменка, Ягодный. При рассмотрении дела судом было установлено, что администрация сельского поселения не выполняет должным образом, возложенные на неё указанными выше федеральными законами полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Так в нарушение указанных выше федеральных законов, а также п. 31 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ( далее по тексту ППБ 01-03) на территории населенных пунктов <адрес>, Берлин, Херсонский, Чкалово, Уразаевский, Осиповка, Белокаменка, Ягодный не обеспечены мотопомпами. В нарушение требований ст. 62 123- ФЗ в <адрес>, Чкалово, Белокаменка, Осиповка, Херсонский, Нижняя Санарка отсутствует оборудованный источник противопожарного водоснабжения- естественные и искусственные водоемы, либо внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В нарушение ч.2 ст. 63 123-ФЗ и п.90 ППБ 01-03 в <адрес> не все имеющиеся гидранты находятся в исправном состоянии, а так же они не оборудованными указателями у мест их расположения и информации по направлению движения к ним Указанное выше подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ, составленными государственными инспекторами <адрес> и Троицкого муниципального района по пожарному надзору (л.д.9), приобщенным к материалам дела актом проведения профилактического осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, а так же показаниями представителя ответчика и свидетеля Абдулгафурова Т.Г. Представитель ответчика не отрицал фактов отсутствия по настоящее время мотопомп во всех населенных пунктах сельского поселения. При этом его доводы о наличии в ряде сел приспособленного транспорта с емкостью для воды и водяным насосом, а так же о том что некоторые села расположены в доступе от пожарной части 5 км, в 10 минутах езды от нее, несостоятельны. Приспособление в виде трактора и емкостью для воды мотопомпой не является, по функциональным возможностям заменить ее не может. Ст. 110 ФЗ-123 предусматривает, что мотопомпы могут быть переносными и прицепными, они осуществляют забор и подачу воды к очагу пожара, конструкция переносных мотопомп должна обеспечивать возможность их переноса двумя операторами и установку на грунт, при этом п.31 ППБ 01-03 предусматривает необходимость наличия именно переносных мотопомп в сельских населенных пунктах с количеством усадеб не более 300, а более 300 усадеб прицепными. При этом сама работа мотопомпы должна поддерживать соответствующее давление воды, мобильность ее переноса и установки, мобильность безопасность транспортировки к месту пожара, если мотопомпы прицепные, то они должны стационарно монтироваться на автомобильных прицепах, обеспечивая безопасность транспортировки мотопомп к месту пожара и их устойчивое размещение. Использование водяной емкости и присоединенного к ней насоса ограничивает все вышеперечисленные функции мотопомпы, а так же имеется ограничение по объему воды именно объемом емкости. Не основаны на законе ссылки ответчика о том, что в случае нахождения пожарной части вблизи населенного пункта снимают необходимость наличия мотопомп в данном пункте. Так же представитель ответчика не отрицал факта отсутствия на территории Уразаевского, Чкалово, Белокаменка, Осиповка, Херсонский, Нижняя Санарка источника водоснабжения. Ответчик пояснил, что в плане у сельского поселения проводить капитальный ремонт водопровода, оборудования его гидрантами, что и будет являться источником водоснабжения. Действительно согласно требованиями "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 178 предусмотрены виды источников: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, естественные или искусственные скопления воды, используемой для водоснабжения. При этом указанными правилами предусмотрены строгие нормативы для указанных источников водоснабжения по объему имеющейся воды, по количеству проживающих граждан, размеру населенного пункта и этажности зданий, а так же по оборудованию этих источников. Как пояснил представитель ответчика таковых источников в этих поселках нет, но в плате ремонт имеющегося водопровода и оборудования в соответствии с требованиями. Не отрицал представитель ответчик и факт того что в настоящее время не все имеющиеся гидранты в <адрес> отремонтированы и оборудованы в соответствии с СНиП и ГОСТ, это же подтверждается и актом профилактического осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Свидетель Абдулгафуров Т.Г. пояснил ДД.ММ.ГГГГ в суде, что им как сотрудником отдела противопожарного надзора проведена проверка территории сельского поселения в осенью 2010 года, а <адрес> как наиболее подверженного опасности от лесных пожаров в апреле 2011 года. Выявлены нарушения: отсутствие в марте 2011 года проведена проверка п. целинный, как наиболее огнеопасного поселка, который расположен в близи с лесным массивом. По настоящее время в <адрес> не мотопомп, заменить их на трактор с емкостью воды нельзя, так как это будет приспособленное устройство, оно не дает возможности по мобильности и объему передаваемой к месту пожара воды заменить мотопомпу. В селах нет источника водоснабжения, который может быть искусственным, естественным приспособленным водоемом или системой водоснабжения. Использование естественного водоема как источника возможно при его правильном оборудовании пирсами, при этом должен быть радиус обслуживания от водоема и от гидранта. На основании изложенного, суд считает требование прокурора о возложении обязанности по обеспечеию мотопомпами, источниками водоснабжения, ремонту и оборудования имеющихся гидрантов подлежащими удовлетворению Выслушав пояснения представителя ответчика, свидетеля и изучив материалы дела, суд считает, что в остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с их добровольным исполнением ответчиком в настоящее время а так же частично отсутствием необходимости установленной законом для исполнения требований. Так судом установлено достоверно, что в настоящее время населенные пункты обеспечены устройствами звукового оповещения населения о пожаре, данные устройства являются так называемо « ударного типа», а именно имеется металлическая конструкция которая при наличии опасности или возгорания может при ударе издавать звук, что подтверждается показаниями представителя ответчика и актом проведения профилактического осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Требования об обеспечения <адрес> источником наружного противопожарного водоснабжения не подлежат удовлетворению, так как согласно п. 4.1 примечания- 2 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", установлено, что допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение в населенных пунктах с числом жителей до 50 человек и застройкой зданий высотой до 2-х этаже. Как пояснил представитель ответчика в настоящее время в указанном поселке проживают 11 человек, все здания одноэтажные, сторона истца не опровергла эти доводы. Требования по разработке и осуществления мероприятий по устройству естественных водоемов <адрес>, Херсонский, Нижняя Санарка подъездными площадками - пирсами с твердым покрытием размерами не менее12-12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время являются некорректными, так как данные пирсы устанавливаются на естественные водоемы, из которых используется вода для тушения пожара. Поскольку, законом и сводом правил по системам источников наружного водоснабжения установлены различные системы наружного водоснабжения, которые должны организовать органы местного самоуправлении, то органы местного самоуправления вправе выбрать вид водоснабжения. Как пояснила представитель ответчика в селах <адрес>, Херсонский, Нижняя Санарка будут установлены источники водоснабжения в виде водопроводных сетей, которые будут отремонтированы и оборудованы. При таких обстоятельствах отпадет необходимость использовать естественные водоемы как источники водоснабжения, следовательно их оборудование пирсами. Как указано выше суд удовлетворяет требования прокурора о возложении обязанности на администрацию по оборудованию этих сел источниками водоснабжения, без конкретизации вида самого источника. Если в последующем ответчик выберет вид источника водоснабжения как естественный водоем, то он должен будет их оборудовать пирсами, в противном случае они источниками являться не будут. На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, прокурором <адрес> обоснованно предъявлено в суд указанное заявление, а возложение обязанности на ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них федеральными законами обязанности. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов. Прокурор просит установить срок для исполнения по тем требованиям которые суд счет обоснованными до ДД.ММ.ГГГГ. Однако с учетом сезонных условий для выполнения работ, отсутствия предусмотренных бюджетом сумм по статьям расходов на эти цели на финансовый го<адрес> года, суд считает данный срок не обоснованным и недостаточным. Так как работа по исполнению решения суда связана с работой на открытом воздухе, для ее исполнения необходимо вносить изменения в принятый бюджет, либо закладывать средства на данные расходы на будущий год, суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчик как орган местного самоуправления в силу п. 19, ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Нижнесанарское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - обеспечить населенные пункты Нижняя Санарка, Берлин, Херсонский, Чкалово, Уразаевский, Осиповка, Белокаменка, Ягодный пожарными мотопомпами - осуществить мероприятия по установке указателей пожарных гидрантов у мест их расположения и по направлению движения к ним в <адрес> ( с отображением информации о расстоянии до пожарного гидранта) - разработать и осуществить мероприятия по обеспечению жилого сектора населенных пунктов Уразаевский, Чкалово, Белокаменка, Осиповка, Херсонский источниками наружного противопожарного водоснабжения - привести в исправное состояние все расположенные на территории сельского поселения пожарные гидранты В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в части возложения обязанности на администрацию МО «Нижнесанарскому сельское поселение» обеспечения на территории сельского поселения: <адрес>, Берлин, Херсонский, Чкалово, Уразаевский, Оспиповка, Белокаменка, Ягодный устройствами звуковой сигнализацией; обеспечения <адрес> источником наружного противопожарного водоснабжения; разработки и осуществления мероприятий по устройству естественных водоемов <адрес>, Херсонский, Нижняя Санарка подъездных площадок( пирсов) с твердым покрытием размерами не менее12-12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней. Судья: