Прочие исковые дела



дело № 2-122/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Троицк                                                                                    12 мая 2011 г.

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., с участием помощника прокурора Троицкого района Алиевой Ю.И., при секретаре Самойловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шантаринское сельское поселение» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений противопожарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» (далее по тексту решения Администрация), указав в заявлении следующее.

Администрацией Шантаринского сельского поселения в области соблюдения Правил пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отделом государственного пожарного надзора <адрес> и Троицкого муниципального района <адрес> была проведена проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности» а так же других нормативных актов, а именно :

- в <адрес>, Сары, Рытвино не установлены звуковые устройства для оповещения людей о пожаре

- <адрес>, Сары, Рытвино не обеспечено пожарными мотопомпами

-жилой сектор <адрес>, Сары, Рытвино не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения

- не разработана муниципальная целевая программа противопожарной безопасности

- не обеспечено на территории сельского поселения обучение населения мерам пожарной безопасности

- не обеспечено введение пропаганды в области пожарной безопасности.

Прокурор считает, что администрацией МО «Шантаринское сельское поселение» не исполняются требования п. 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

На основании этого прокурор <адрес> просил суд обязать Администрацию устранить выявленные нарушения законодательства. В последующем прокурор уточнил исковые требования, установив срок до которого просит обязать ответчика исполнить требования: до ДД.ММ.ГГГГ ( Л.д.31-36)

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Администрации - глава сельского поселения Темников Г.М. заявление прокурора не признал, пояснив суду, что сельское поселение является дотационным, его собственные поступления в бюджет в 2010 году составили 28 % от необходимого. В связи с отсутствием денежный средств до настоящего время, и до срока указанного прокурором не смогут устранить нарушения, в 2011 году в бюджете не заложено под эти цели средств вообще. Признал отсутствие звуковых устройств оповещения, пояснив что наличие телефонной связи дает возможность оповестить население о пожаре незамедлительно. Признал отсутствие мотопомп в поселках, указав что вместо их они используют приспособленный трактор с емкостью для воды и водяным насосом. В <адрес> и Шантарино есть плотина, которая заменяет наличие естественного источника воды, откуда можно забрать воду при тушении пожара. Целевая программа не принята, так как при отсутствие денежного обеспечения в ней нет смысла. Однако требования закона о обучении населения и пропаганде исполняются, на сходах населения проводиться работа, проводится домовой обход граждан, имеется положения о порядке и сроках обучения и пропаганды.

Представитель третьего лица - администрации Троицкого муниципального района в судебном заседании иск считает не подлежащим удовлетворению так как денежных средств ни у сельского поселения ни у <адрес> на эти цели нет.

Суд, выслушав объяснения прокурора по заявленным требованиям, мнение представителя Администрации, пояснения свидетеля отдела пожарного надзора Абдулгафурова Т.Г., исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие первичных мер пожарной безопасности: реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 вышеуказанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений в границах сельских поселений в области пожарной безопасности, к которым относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ( далее по тексту 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

- организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

- социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно устава Шантаринкого сельского поселения ( л.д. 31-36), данное поселение является муниципальным образованием, само входит в состав Троицкого муниципального района, на его территории находятся населенные пункты : <адрес>, Рытвино и деревня Сары.

При рассмотрении дела судом было установлено, что администрация не выполняет должным образом, возложенные на неё указанными выше федеральными законами полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Так в нарушение указанных выше федеральных законов, а также п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ( далее по тексту ППБ 01-03) на территории населенных пунктов Шантарино, Сары, Рытвино не установлены звуковые устройства для оповещения людей о пожаре, что не оспаривается представителем ответчика, подтверждено актом проверки и предписанием ( л.д.16-27), а так же показаниям свидетеля, который пояснил что в деревнях не установлено никаких систем оповещения населения о пожаре.

Доводы представителя ответчика о том, что в условиях наличия телефонной связи населения о пожаре возможно и без звукового устройства суд не принимает, так как телефонная связь в условиях пожара не обеспечить оповещение населения, не возможно в короткие сроки обзвонить всех жителей, кроме того, данная связь может быть повреждена от самого пожара. Законом либо другим нормативным актам не предусмотрена техническая характеристика звуковых устройств, однако данное устройство должно выполнять возложенные на нее функции - незамедлительное оповещение большого круга лиц, всего населения о возникновении опасности, с учетом функций телефонной связи это не возможно.

Кроме того, Администрацией в нарушение п.31 ППБ 01-03 Шантарино, Сары, Рытвино не обеспечены мотопомпами, вышеуказанный пункт предусматривает, что сельские населенные пункты, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу. Переносная мотопомпа ( согласно ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-83, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-78) это транспортируемое устройство, предназначенное для подачи воды по напорным пожарным рукавам из водоисточников к месту пожара.

Данные обстоятельства так же не оспариваются представителем ответчика, показаниями свидетеля, который пояснил, что мотопомпы переносные в селах отсутствуют, наличие приспособленного трактора и емкостью для воды и водяным насосом не заменяют мотопомпу, так как по мобильности и возможности забора воды в разных ее источниках, она уступает мотопомпе.     

В нарушение требований ст. 62 123- ФЗ в Шантарино, Сары, Рытвино отсутствует оборудованный источник противопожарного водоснабжения, чем могут являться естественные и искусственные водоемы, либо внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Данные обстоятельства так же подтверждаются актом и предписанием, доводы представителя ответчика о том, что наличие естественного водоема в Шантарино и Сары- плотины может заменить указанные источники, суд не принимает. Данные обстоятельства не подтверждены достоверными доказательствами, согласно пояснений свидетеля указанная плотина расположена за пределами населенного пункта, не обеспечивает необходимый максимально возможный радиус обслуживания- 200 метров до населенного пункта, они не оборудованы пирсом для подъезда пожарного транспорта, и смысла оборудовать данные естественные водоемы для забора воды нет, так как не будут соблюдены требования СНиП по радиусу обслуживания. Суд доверяет показаниям свидетеля Абдулгафурова в данной части, технические требования к источникам противопожарного водоснабжения установлены "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 178. В данном своде правил предусмотрены условия для оборудования источника противопожарного водоснабжения из имеющихся естественных водоемов, и к одному из требований относиться его место расположение: п. 9.11 предусматривает, что пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Ст. 63 п.3 123-ФЗ предусматривает обязанность органов местного самоуправления по разработке и выполнению целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, однако такая программа не разработана и не исполняется. Данные обстоятельства не оспариваются представителем ответчика.

На основании всего вышеизложенного, с учетом установленных фактов не исполнения администрацией требований противопожарной безопасности возложенных на них законом, суд считает требование прокурора в указанной части обоснованными.

Требование прокурора о возложении на администрацию обязанности по обучению и пропаганде населения не подлежит удовлетворению.

Ст. 63 п.8 123-ФЗ предусматривает необходимость в сельском поселении не организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, то есть целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения, а обучение мерам пожарной безопасности проводиться по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Законами или другими нормативными актами не предусмотрен определенный регламент проведения указанной работы, следовательно, данная работа может проводиться на усмотрение органов местного самоуправления, в таком порядке, что бы обеспечить цель обучения и пропаганды.

Суд, изучив материалы дела и выслушав стороны, считает, что администрация приняла должные меры к исполнению возложенных законом обязанностей по обучению и пропаганде.

Указанное подтверждается обозреным в судебном заседании журнале подомового обхода населения поселков, в котором под подпись гражданам разъясняются, необходимость принятия мер по пожарной безопасности и вручаются памятки. В период пять месяцев 2011 года таковых обходов было проведено 5.

Кроме того согласно протокола собрания граждан от ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании так же разъяснялись меры противопожарной безопасности и ставился вопрос о необходимости создания дружины (л.д.46-48). В сельском поселении назначен внештатный инструктор по пожарной профилактике, на которого возложены соответствующие функции ( л.д. 52), принято положение об организации обучения населения ( л.д.53-56).

Данные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора в указанной части.

Доводы представителя ответчика и представителя 3-го лица в части того, что требование ОГПН, прокурора о исполнении требований противопожарной безопасности не могут быть исполнены в связи с отсутствием финансовых средств, бюджет поселения и самого <адрес> дотационный, суд считает не состоятельными. Ссылка на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчика от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности. Действительно с учетом положения ст. 9 БК РФ и ст. 52 закона об принципах организации местного самоуправления, администрация <адрес> и сельского поселения имеют консолидированный бюджет, однако отсутствие средств в указанном бюджете не снимает с органов местного самоуправления обязательств по исполнению требований закона, тем более по требованиям обеспечивающим безопасность населения, жизни и здоровья граждан.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, прокурором <адрес> обоснованно предъявлено в суд указанное заявление, а возложение обязанности на ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них федеральными законами обязанности.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор просит установить срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако с учетом сезонных условий для выполнения работ, отсутствия предусмотренных бюджетом сумм по статьям расходов на эти цели на финансовый го<адрес> года, суд считает данный срок не обоснованным и недостаточным. Так как работа по исполнению решения суда связана с работой на открытом воздухе, для ее исполнения необходимо вносить изменения в принятый бюджет, либо закладывать средства на данные расходы на будущий год, суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчик как орган местного самоуправления в силу п. 19, ч.1 ст. 333.36 НК РЫФ освобожден от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования «Шантаринское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- в поселке Шантарино, деревне Сары, поселке Рытвино установить звуковые устройства для оповещения людей о пожаре

- <адрес>, деревню Сары, <адрес> обеспечить пожарными мотопомпами

- жилой сектор поселка Шантарино, деревни Сары, поселка Рытвино обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения

- разработать муниципальную целевую программу противопожарной безопасности

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в части возложения обязанности на администрацию МО «Шантаринское сельское поселение» обеспечения на территории сельского поселения обучения населения мерам пожарной безопасности и обеспечения пропаганды в области пожарной безопасности отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.

Судья: