дело № 2-234/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Троицк 26 июля 2011 г. Троицкий районный суд Челябинской области в составе председательствующего Казанцевой Н.Н. при секретаре ФИО3, с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» о возложении обязанностей в сфере обеспечения правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» (далее по тексту решения Администрация), указав в нем, что Администрация длительное время не обеспечивает на территории сельского поселения первичные меры пожарной безопасности, которые предусмотрены ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности», а именно не установила на территории населенных пунктов <адрес> звуковые устройства для оповещения людей о пожаре, не обеспечила населенные пункты Карабаново и Кадымцево пожарными мотопомпами, не обеспечила жилой сектор <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечила территорию населенного пункта Карабоново наружным освещением, источники наружного противопожарного водоснабжения в <адрес> и <адрес> не оборудовала соответствующими указателями. Бездействие Администрации выражающееся в длительном не устранении нарушений требований пожарной безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. На основании этого, прокурор <адрес> просил суд обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Троицкого муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ на территории населенных пунктов <адрес> установить звуковые устройства для оповещения людей о пожаре, обеспечить территорию населенного пункта Карабаново наружным освещением, обеспечить жилой сектор <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения (строительство пирса с подъездной дорогой из твердого покрытия к естественному источнику), обеспечить территорию населенного пункта <адрес> наружным освещением, источники наружного противопожарного водоснабжения в <адрес> и <адрес> оборудовать соответствующими указателями. В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении, кроме требования об обеспечении населенных пунктов <адрес> пожарными мотопомпами, поскольку в судебном заседании главой администрации были представлены доказательства, подтверждающие приобретение мотопомп для этих населенных пунктов. Представитель ответчика - глава Администрации ФИО5 заявление прокурора признал в части установления на территории населенных пунктов <адрес> звуковых устройств для оповещения людей о пожаре, обеспечения территории населенного пункта Карабаново наружным освещением, обеспечения <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения, обеспечения территории населенного пункта Карабаново наружным освещением, а также в части оборудования соответствующими указателями источников наружного противопожарного водоснабжения в <адрес> и <адрес> и направления движения к ним. Представитель третьего лица - Администрации Троицкого муниципального района в судебное заседание не явился, третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела (л.д.46). Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации Троицкого муниципального района. Суд, выслушав объяснения прокурора по заявленным требованиям, мнение представителя Администрации, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, рудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, обязание ответчиков исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них федеральными законами обязанности. В соответствии с пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие первичных мер пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности определяются как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 вышеуказанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений в границах сельских поселений в области пожарной безопасности. К ним в частности относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности винных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушений пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территорий поселений; - создание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Согласно ст.63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: - реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; - разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; - обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; - обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; - организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; - социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. При рассмотрении дела судом было установлено, что администрация не выполняет должным образом, возложенные на неё указанными выше федеральными законами полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Так, в нарушение указанных выше федеральных законов, а также пунктов 27,90,114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту решения -ППБ 01-03), Администрацией на территории населенных пунктов <адрес> не установлены звуковые устройства для оповещения людей о пожаре, <адрес> не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, территория населенного пункта <адрес> не обеспечена наружным освещением, источники наружного противопожарного водоснабжения в <адрес> и <адрес> и не оборудованы соответствующими указателями. Указанное выше подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, составленными государственными инспекторами <адрес> и Троицкого муниципального района по пожарному надзору (л.д.5,9,12-13,17-18,21). Судом установлено, что выявленные в МО «<данные изъяты> сельское поселение» нарушения требований пожарной безопасности, указанные выше, до настоящего времени не устранены. Таким образом, судом установлено, что Администрацией требования федеральных законов и нормативных актов, регламентирующих обязанность органов местного самоуправления обеспечить на территории сельского поселения первичные меры пожарной безопасности, должным образом не исполняются, а поэтому требование прокурора к администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» о возложении обязанностей в сфере обеспечения правил пожарной безопасности подлежит удовлетворению, кроме требования об обязании Администрацию обеспечить населенные пункты <адрес> пожарными мотопомпами. Поскольку на момент рассмотрения дела Администрация приобрела для этих населенных пунктов две мотопомпы, что подтверждается показаниями главы Администрации и копией товаро-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31). Не подлежит удовлетворению и требование прокурора об обязании Администрацию обеспечить строительство пирса с подъездной дорогой из твердого покрытия к естественному источнику, так как действующим законодательством эта обязанность на Администрацию не возложена. Прокурор в заявлении просил суд обязать Администрацию обеспечить <адрес> и <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения в виде строительства пирса с подъездной дорогой из твердого покрытия к естественному водоему. Суд считает, что это требование не может быть удовлетворено по следующим основаниям. В соответствии со ст.62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы. Исходя из содержания пункта 94 ППБ 01-03 пирс - это площадка с твердым покрытием размерами 12 Х 12 м., эта площадка необходима для установки пожарных автомобилей и забора воды из водоема, то есть пирс -это не источник наружного противопожарного водоснабжения, а по этой причине суд не может обязать Администрацию обеспечить <адрес> и <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения в виде строительства пирса с подъездной дорогой из твердого покрытия к естественному водоисточнику. Учитывая указанное выше суд удовлетворяет требование прокурора лишь в части обязания Администрацию обеспечить <адрес> и <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения. Прокурор просит обязать Администрцию устранить нарушения пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ Суд считает, что Администрации для того, что бы обеспечить <адрес> и <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения этого срока будет недостаточно, а поэтому суд считает необходимым определить срок для выполнения этого требования прокурора до ДД.ММ.ГГГГ Судом при рассмотрении дела было установлено, что на территории <адрес> источников наружного водоснабжения на момент рассмотрения дела нет. Поскольку суд посчитал необходимым определить срок для обеспечения указанных выше населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения до ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому срок для установления у этих источников указателей также необходимо определить до ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - на территории населенных пунктов <адрес> установить звуковые устройства для оповещения людей о пожаре; - обеспечить территорию населенного пункта Карабаново наружным освещением; Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - обеспечить <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения; - источники наружного противопожарного водоснабжения в <адрес> и <адрес> оборудовать соответствующими указателями. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: Н.Н. Казанцева