О признании права собственности на земельную долю



дело № 68\2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Троицк                                                                                     15 марта 2011 г.

Троицкий районный суд Челябинской области в составе председательствующего Казанцевой Н.Н. при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал следующее.

В 1992 году ему и его жене - ФИО2 на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок в долевую собственность для организации крестьянского хозяйства.

С этого времени земельный участок использовался им по назначению.

В связи с тем, что его жена умерла, он не имеет возможности зарегистрировать право общей долевой собственности на этот земельный участок.

Земельный участок, предоставленным им в 1992 году был поставлен на кадастровый учет в 1992 году, ему, как главе крестьянского хозяйства было выдано свидетельство на право собственности на этот земельный участок.

После смерти жены открылось наследство в виде доли, равной 9,19 га в праве общей долевой собственности на земельный участок, предоставленный им в долевую собственность.

Он в течение шести месяцев после смерти жены не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но считает, что принял его фактически, поскольку на момент смерти жены проживал совместно с ней, а после смерти пользовался имуществом, приобретенным ими совместно.

Поскольку он фактически принял наследство после смерти своей жены, то считает, что к нему перешло право собственности на все имущество, принадлежащее ей, в том числе и на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, который был передан им с женой в долевую собственность.

На основании этого ФИО3 просил суд восстановить ему срок для принятия наследства после смерти его жены и признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 18,38 га., расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес>.

При подготовке дела к судебному разбирательству ФИО3 изменил свои требования и просил суд установить факт принятия им наследства после смерти его жены ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ и признать за ним право собственности на земельный участок общей площадью 18,38 га., кадастровый номер , расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес>.

В судебном заседании ФИО3 заявление поддержал и просил его удовлетворить, по основаниям, указанным в нем.

Представитель ответчика - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик надлежащим образом извещен, в материалах дела имеется заявление, в котором представитель ответчика просит дело рассмотреть в её отсутствие, против удовлетворения иска ФИО3 не возражает.

Третьи лица - ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд от них поступили заявления, в которых они просят дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения иска ФИО3 не возражают.

Представители третьих лиц - Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, колхоза <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела третьи лица извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления, в которых руководители третьих лиц просят дело рассмотреть в отсутствие их представителей, против удовлетворения иска ФИО3 не возражают.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц - ФИО7, и ФИО8, а также представителей третьих лиц - Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> и колхоза <данные изъяты>

Третьи лица ФИО9 и ФИО10 не возражали против удовлетворения иска их отца - ФИО3

Суд, выслушав объяснения ФИО3, третьих лиц, показания свидетеля ФИО11, исследовав материалы дела, находит иск ФИО3 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» была разрешена приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 вышеуказанного Указа, решения по перераспределению земель принимались органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации колхозов и совхозов» были установлены основания и порядок предоставления в собственность бесплатно земельных долей членам колхозов и работникам совхозов, в том числе, ушедших на пенсию, в общей долевой собственности этих предприятий.

Согласно пункту 9 указанного выше постановления Правительства, все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имели право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай мог быть предоставлен и работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.

В силу п.10 вышеуказанного постановления Правительства член колхоза или совхоза имел право, получив земельную долю организовать крестьянское хозяйство.

В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О собственности в РСФСР», право собственности в РСФСР возникало в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Из указанных выше положений действующего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений законодательства в их взаимосвязи следует, что право собственности на земельные доли, возникало у членов реорганизуемых колхозов и совхозов на основании решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных долей в собственность этим гражданам, либо предоставлении в собственность земли бывшим членам колхозов и совхозов, решивших организовать крестьянские хозяйства или другие сельскохозяйственные организации соразмерно их долям. Регистрации права собственности граждан на земельные доли и земельные участки при реорганизации колхозов и совхозов не требовалось.

Судом установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) ФИО3 и ФИО2 был предоставлен в коллективно-долевую собственность земельный участок общей площадью 18,38 га, каждому по 9,19 га путем изъятия этого земельного участка из землепользования колхоза <данные изъяты> для организации крестьянского хозяйства <данные изъяты>

ФИО3 и ФИО2 организовали крестьянское хозяйство «<данные изъяты> Главой крестьянского хозяйства был утвержден ФИО3, а членом крестьянского хозяйства стала ФИО2

На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, как главе крестьянского хозяйства, комитетом по земельной реформе и землеустройству <адрес> было выдано свидетельство на право собственности на землю (л.д.7).

Земельный участок, предоставленный ФИО3 и ФИО2 для организации крестьянского хозяйства был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, этому земельному участку был присвоен кадастровый номер , было определено его место нахождения в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес>, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.8).

Учитывая указанное выше и приведенные нормы действующего законодательства, суд считает, что у ФИО3 и ФИО2 при жизни, возникло право общей долевой собственности на земельный участок, предоставленный им для организации крестьянского хозяйства с кадастровым номером общей площадью 18,38 га, расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес>.

Судом установлено, что ФИО3и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о браке (л.д.4).

ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.5).

Судом установлено, что ФИО3 на момент смерти ФИО2 проживал совместно с ней и продолжал проживать после её смерти в <адрес> в <адрес>.

ФИО12 просит суд установить факт принятия им наследства после смерти его жены ФИО2

Суд считает, что это требование ФИО3 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан. Суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.

Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

В силу ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется двумя способами - это подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство или фактическим принятием наследства.

В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:

вступил во владение или управление наследственным имуществом;

         принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.

В соответствии со ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Достоверно установлено, что ФИО3 являлся супругом ФИО2,

После смерти ФИО2 открылось наследство в виде доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, предоставленный с кадастровым номером общей площадью 18,38 га, расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес>.

После смерти ФИО2 наследственное дело не заводилось и не оформлялось, что подтверждается справкой нотариуса нотариального округа Троицкого городского округа и Троицкого муниципального района ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

Как установлено судом, ФИО3 в течение шести месяцев после смерти жены вступил во владение и управление наследственным имуществом, а также принял меры по сохранению этого имущества, что было подтверждено в судебном заседании показаниями третьих лиц и свидетеля ФИО11, которые пояснили суду, что ФИО3 на момент смерти ФИО2 проживал совместно с ней, а после смерти жены остался проживать в жилом помещении, в котором проживал вместе с женой и пользовался имуществом, нажитым им и его супругой, принимал меры к его сохранению.

Учитывая указанное выше, суд считает, что ФИО3 фактически принял наследство после смерти своей жены в соответствии со ст.1153 ГК РФ.

При таких обстоятельствах и в связи с тем, что никто из наследников не принял наследство, спор о праве отсутствует, суд считает возможным удовлетворить требование ФИО3 и установить факт принятия им наследства после смерти его супруги ФИО2

Подлежит удовлетворению и требование ФИО3 о признании за ним права собственности на земельный участок общей площадью 18,38 га., кадастровый номер , расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес> по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с п.4 с.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Учитывая указанные нормы действующего законодательства и в связи с тем, что суд установил факт принятия ФИО3 наследства после смерти его жены ФИО2, суд считает, что к ФИО3 как к наследнику по закону перешло право собственности на долю, принадлежащую ФИО2 в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 18,38 га., кадастровый номер 74:20:1203002:20, расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес>.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск ФИО3 в части признания за ним права собственности на весь земельный участок с кадастровым номером , расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес> подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить факт принятия ФИО3 наследства после смерти его жены ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО3 право собственности на земельный участок общей площадью 18,38 га., кадастровый номер , расположенный в 4 километрах на юго-восток от ориентира села <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.Н. Казанцева