дело № 2-424/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Троицк 23 декабря 2011 г. Троицкий районный суд Челябинской области в составе председательствующего Казанцевой Н.Н. при секретаре ФИО3, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> к администрации Троицкого муниципального района о признании незаконным бездействия администрации и об обязании организовать утилизацию пестицидов и агрохимикатов, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «<данные изъяты> сельское поселение», в котором просил обязать администрацию МО «<данные изъяты> сельского поселения устранить нарушения по организации хранения запрещенных и непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов, назначить ответственного за хранение этих химических веществ и обеспечить проведение мероприятий по производственному контролю за соблюдением санитарных правил в процессе хранения пестицидов и агрохимикатов. В процессе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор несколько раз менял ответчика по делу и предмет исковых требований. Последний раз прокурор в своем заявлении указал ответчиком администрацию Троицкого муниципального района и просил признать незаконным бездействие администрации Троицкого муниципального района (далее по тексту решения - Администрация) в части непринятия мер по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов и об обязании организовать утилизацию химических веществ (пестицидов и агрохимикатов). В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить. Представитель администрации Троицкого муниципального района - ФИО5 заявление прокурора не признал, поскольку, по его мнению, в компетенцию администрации Троицкого муниципального района не входит организация утилизации пестицидов и агрохимикатов, поскольку пестициды и агрохимикаты не относятся к промышленным отходам. Представитель третьего лица - ООО «<данные изъяты>» не возражала против удовлетворения заявления прокурора, пояснив суду, что разрушенный склад, в котором находятся пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, не является собственностью ООО «<данные изъяты>», поскольку право собственности на этот склад не было зарегистрировано в установленном порядке в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним после заключения с ТОО «<данные изъяты>» договора купли-продажи. ООО «<данные изъяты>» не является и владельцем этого склада, так как ни когда не пользовалось этим складом, а пестициды и агрохимикаты, хранящиеся в складе, приобретались еще в бытность совхоза «<данные изъяты>». Представитель третьего лица - администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» в судебное заседание не явился, третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела (л.д.22), имеется заявление, в котором глава администрации просит дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации (л.д.126). Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела (л.д.120), от третьего лица в суд поступило заявление, в котором начальник отдела просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя отдела, требование прокурора поддерживает и просит его удовлетворить. (л.д.124). Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного разбирательства рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц. Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя администрации Троицкого муниципального района - ФИО5, представителя ООО «<данные изъяты>», исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации. Объектами охраны окружающей природной среды в соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются земли, недра, воды, почвы, поверхностные и подземные воды, леса, иная растительность, животные и другие организмы, а также атмосферный воздух. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Учитывая указанное выше, суд считает, что прокурор <адрес> вправе был обратиться с заявлением в защиту прав и законных интересов населения муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», поскольку в связи с бездействием администрации Троицкого муниципального района возникла угроза причинения вреда здоровью граждан, проживающих на территории муниципального образования и угроза причинения вреда окружающей среде. В соответствии со ст.7 ФЗ "Об охране окружающей среды" и подпункта 13 части 2 статьи 9 Устава муниципального образования - Троицкий муниципальный район к вопросам местного значения муниципального района, связанных с охраной окружающей среды, относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В ходе проведенной прокуратурой района (л.д.26) и территориальным отделом Управления Россельхознадзора по <адрес> (л.д.29) проверки установлено, что в <адрес> находится бывший склад ядохимикатов и пестицидов, ранее принадлежавший ТОО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо прекратило свою деятельность и ликвидировано в связи с банкротством. Ранее этот склад был передан ТОО «<данные изъяты>» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>»(л.д.63-71). Однако ООО «<данные изъяты>» не зарегистрировало переход права собственности и право собственности на этот склад в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как это предусмотрено ст.131 ГК РФ. Следовательно, право собственности у ООО «<данные изъяты>» на этот склад не возникло в силу п.2 ст.223 ГК РФ, в связи с чем бывший склад ядохимикатов и пестицидов остался бесхозным. Судом установлено, что на складе находятся пришедшие в негодность химические вещества - пестициды и агрохимикаты, хранящиеся в железных бочках в количестве 28 штук и бумажных мешках в количестве 12 штук, а также россыпью, общей массой 5 тонн, что подтверждается актом проверки, проведенной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) и актом проверки, проведенной старшим инспектором отдела надзора за безопасным обращением с пестицидами, агрохимии и семенного контроля Управления Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 19 и 24 ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области обращения с пестицидами и агрохимикатами. Обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 5.1, 5.15 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов", утвержденных постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары, в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми. После их сбора для последующего обезвреживания загрязненную площадку обрабатывают соответствующими средствами. Вместе с тем результаты проверки свидетельствуют, что стены склада ядохимикатов и пестицидов по всему периметру разрушены, крыша протекает, доступ людей и животных к месту хранения свободный. На складе, в железных бочках, мешках и россыпью находится около пяти тонн пришедших в негодность ядохимикатов и пестицидов. В результате воздействия атмосферных осадков тара, в которой находятся ядохимикаты и пестициды имеет серьезные повреждения, химические вещества хранятся россыпью на земле. Нарушение правил обращения с ядохимикатами и пестицидами, невыполнение своевременных мероприятий по обезвреживанию и утилизации опасных отходов создало реальную опасность для жизни и здоровья населения муниципального образования -Троицкий муниципальный район, благоприятному состоянию природной среды и среды обитания животных. Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как было указано выше в силу ст.7 ФЗ "Об охране окружающей среды", подпункта 13 части 2 статьи 9 Устава муниципального образования - Троицкий муниципальный район к вопросам местного значения Троицкого муниципального района связанных с охраной окружающей среды, относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Поскольку судом установлено, что склад с пришедшими в негодность пестицидами и агрохимикатами, находящийся в <адрес> является бесхозяйным, то организацию обезвреживания, утилизации уничтожения и захоронения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них должны обеспечить органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Действующее законодательство, а именно ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды"подпункт 14 пункта 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к компетенции администрации Троицкого муниципального района относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а значит и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, поскольку последние относятся к отходам производства, так как использовались для производства сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Как следует из материалов дела на территории Троицкого муниципального района в <адрес> установлен факт ненадлежащего хранения опасных химических веществ - пестицидов и агрохимикатов. Данные препараты относятся к опасным отходам, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Учитывая указанное выше администрация <адрес> должна была организовать утилизацию пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, находящихся на территории <адрес> и расположенных в складе, принадлежащем ранее ТОО «<данные изъяты>», но этого не сделала, а поэтому суд считает бездействие администрации по организации утилизации этих отходов незаконным и считает необходимым обязать её организовать утилизацию этих отходов. Доводы представителя администрации <адрес> ФИО6 о том, что в компетенцию администрации <адрес> не входит организация утилизации пестицидов и агрохимикатов, поскольку к промышленным отходам пестициды и агрохимикаты не относятся, суд считает несостоятельными. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано понятие отходов производства. К отходам производства относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Пестициды и ядохимикаты были приобретены для производства сельскохозяйственной продукции и использовались именно для этих целей, а поэтому они являются отходами сельскохозяйственного производства. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие администрации Троицкого муниципального района в части непринятия мер по организации утилизации пестицидов и агрохимикатов в установленном законом порядке незаконными. Обязать администрация Троицкого муниципального района устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства и организовать утилизацию химических веществ (пестицидов и агрохимикатов), которые хранятся россыпью, в бумажных мешках и железных бочках в складском помещении, находящемся по адресу: <адрес>, в пяти километрах от <адрес>, находящегося на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» и в 500 метрах от машинного двора 1 отделения ООО «<данные изъяты>». Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: Н.Н. Казанцева