О признании бездействия по ненадлежащему распределению бюджетных средств незаконным, обязании выделить эти средства, устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-26/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года г. Троицк

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Малиновской С.М., при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина», Управлению по делам образования администрации Троицкого муниципального района о признании бездействия Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района по ненадлежащему распределению бюджетных средств для обеспечения исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, незаконным и обязании Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района выделения денежных средств, обязании МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого сослался на то, что по информации о противопожарном состоянии школ Троицкого муниципального района, поступившей из Отдела Государственного пожарного надзора (далее по тексту ОГПН) г. Троицка и Троицкого муниципального района выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина», а именно: отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения, помещения школы не оборудованы автоматической системой обнаружения пожара и оповещения людей о пожаре, двери складского помещения и электрощитовой не выполнены противопожарными с нормируемыми пределами огнестойкости, двери основного и запасного эвакуационных выходов не соответствуют предъявляемым требованиям по высоте и ширине.

МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина», находящаяся в ведении Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района, с 2008 года не устраняет указанные нарушения в связи с отсутствием финансирования со стороны Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района - главного распорядителя бюджетных средств.

В результате бездействия Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью, как учащихся, так и сотрудников образовательного учреждения.

Просит признать бездействие Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района по ненадлежащему распределению бюджетных средств для обеспечения исполнения требований законодательства о пожарной безопасности незаконным, обязать Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района выделить необходимые денежные средства для обеспечения исполнения требований законодательства о пожарной безопасности МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» в срок до 01.04.2011 года, обязать МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» (далее МОУ «Скалистская СОШ») устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01.07.2011 года за счет денежных средств, предоставленных Управлением по делам образования администрации Троицкого муниципального района.

В суде прокурор уточнил исковые требования, указав, что бездействие управления по ненадлежащему распределению денежных средств было допущено в 2008-2010 годах и при наличии районной целевой программы из бюджета для устранения нарушений законодательства о противопожарной безопасности выделено всего 212 798 рублей, поэтому считает, что Управление проявило бездействие и не приняло должных мер по надлежащему распределению бюджетных средств.

Кроме того, в порядке уточнения исковых требований прокурор определил размер необходимых денежных средств, которые Управление должно распределить школе в сумме 846 000 рублей в срок до 01.04.2011 года и определил виды работ, которые необходимо выполнить школе в срок до 01.07.2011 года для устранения нарушений пожарной безопасности, а именно: оборудовать источник наружного противопожарного водоснабжения филиалы МОУ «Скалистская СОШ» в <адрес> «а»; оборудовать эти же помещения автоматической системой обнаружения пожара и оповещения людей о пожаре, двери складского помещения в МОУ «Скалистская СОШ», расположенной в <адрес> выполнить противопожарными с нормируемыми пределами огнестойкости; в филиалах МОУ «Скалистская СОШ» двери электрощитовой выполнить противопожарными с нормируемыми пределами огнестойкости и двери

2

основного и запасного эвакуационных выходов выполнить соответствующими предъявляемым требованиям по высоте и ширине.

В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Антимиров В.В. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержал в полном объеме и привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района, участвующая в деле в силу закона, Микалуцкая С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, объяснив, что Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств и при наличии финансирования управление надлежащим образом распределяла денежные средства. МОУ «Скалистской СОШ», в частности, отдается приоритет, поскольку школа в текущем году лицензируется. За период с 2008 по 2010 года все денежные средства, которые были выделены для обеспечения требований пожарной безопасности, распределены управлением и освоены школой. На заявки школы были соответствующие реакции со стороны управления.

Представитель ответчика - МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина», участвующий в деле в силу закона, Корнеев А.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, объяснив, что пожарным надзором выявлены нарушения по основной Скалистской школе и по ее филиалам, однако не со всеми пунктами предписания он согласен, поскольку в филиалах основной школы не большое количество учащихся: в <адрес> - по 4 ученика, в <адрес> - 7 учеников, в <адрес> - 20 учеников, поэтому считает, что установленные в них дымовые датчики достаточны для оповещения на случай пожара и принятия мер к эвакуации данных учеников. Кроме того, приобретены емкости для противопожарного водоснабжения, однако они не установлены, поскольку считает, что водоснабжением школы должны заниматься органы местного самоуправления, а именно администрация сельского поселения. Не согласен и с вмененным пунктом о выполнении дверей шире и выше, поскольку здания были выстроены задолго до новых требований, в соответствии с требованиями, действовавшими на момент их застройки. Его заявки, адресованные управлению образования, без внимания не были оставлены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Троицкого муниципального района, привлеченный судом к участию в деле, Москаль А.Н., на основании доверенности, объяснил, что Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района является главным распределителем бюджетных средств и может лишь распределять поступившие денежные средства в пределах финансирования. Из-за отсутствия финансирования школе не выделяются денежные средства для выполнения мероприятий по пожарной безопасности.

Суд, заслушав помощника прокурора Троицкого района, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» является юридическим лицом, имеет юридический адрес: <адрес>. Школа имеет обособленные подразделения (филиалы), расположенные по адресам: <адрес>: <адрес> «а»; <адрес> «а»; <адрес> «а»; <адрес> «а», которые не являются самостоятельными юридическими лицами.

Учредителем школы является администрация Троицкого муниципального района Челябинской области. Функции учредителя, кроме создания, реорганизации и ликвидации школы, выполняет Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района. Финансирование школы производится учредителем в соответствии с правилами, установленными для финансирования бюджетных учреждений.

Данные обстоятельства подтверждаются Уставом МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина», подлинник которого исследован судом путем его обозрения в судебном заседании, Положением об Управлении по делам образования администрации Троицкого муниципального района (л.д. 34-43).

Зданиями, расположенными по вышеуказанным адресам, школа пользуется на праве оперативного управления в соответствии с договором №21 от 18.09.06г., что подтверждается договором о взаимоотношениях между Управлением по делам образования администрации Троицкого муниципального района и муниципальным образовательным учреждением, а именно МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» от 09.01.08г. и актами приема передачи имущества (л.д. 163-168).

Как видно из устава школы, на что суд ссылался выше, так и в соответствии со ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об Образовании»

3

учредитель, а именно администрация Троицкого муниципального района, финансирует деятельность МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина».

Пунктами 5.1 и 6 Положения об образовании в Троицком муниципальном районе, утвержденного решением собрания депутатов Троицкого муниципального района от 26.09.2007 года № 333 предусмотрено, что финансирование обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели решением о бюджете муниципального района.

Таким образом, суд делает вывод о том, что финансирование расходов МОУ «Скалистская СОШ» на проведение работ по содержанию эксплуатируемого здания и обеспечения в нем исполнения требования пожарной безопасности должно осуществляться администрацией Троицкого муниципального района.

Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района является отраслевым органом администрации Троицкого муниципального района и юридическим лицом, что видно из Положения об Управлении по делам образования администрации Троицкого муниципального района, принятого решением Собрания депутатов Троицкого муниципального района от 27.10.10г. №97.

Из утратившего силу решения Собрания депутатов Троицкого муниципального района от 27.02.08г. №394 «Об утверждении Положения об Управлении по делам образования администрации Троицкого муниципального района» и самого Положения, видно, что до принятия положения в новой редакции управление образования имело аналогичный правовой статус.

Постановлением главы администрации Троицкого муниципального района от 20.07.10 №998, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.09г. №150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» утвержден перечень главных распорядителей средств районного бюджета, согласно которого утвержден перечень главных распорядителей средств районного бюджета Троицкого муниципального района, в том числе Управление по делам образования администрации Троицкого муниципального района (л.д. 21). Ранее управление также было таковым (л.д. 53-55).

Таким образом, судом установлено, что в спорный период с 2008 по 2010 года и в настоящее время Управление является главным распорядителем средств бюджета Троицкого муниципального района, то есть отделом органа местного самоуправления, имеющего право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств.

Статья 158 Бюджетного кодекса РФ предусматривает полномочия главного распорядителя бюджета, в том числе, обеспечение результативности, адресности и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств и исполнение бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; определение порядка утверждения бюджетных смет, подведомственных получателей бюджетных средств.

Из вышеназванного постановления и приложения к нему получателем средств районного бюджета, подведомственного главному распределителю средств районного бюджета Троицкого муниципального района, а именно Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района, является МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» ( л.д. 20).

В соответствии со ст.ст. 161, 162, 163 Бюджетного кодекса РФ МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина», как бюджетное учреждение, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой - документом, устанавливающим в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств учреждения, и обладает следующими полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.

Вышеуказанные права и обязанности, как управления образования, администрации Троицкого района, так и школы в бюджетном процессе закреплены в положении "О бюджетном процессе в Троицком муниципальном районе", принятом решением Собрания депутатов

4

Троицкого муниципального района Челябинской области от 24.10.2007 N 345.

Оценивая все обстоятельства дела в совокупности, суд делает вывод о том, что администрация Троицкого муниципального района только в рамках утвержденного ежегодного бюджета и бюджетной росписи, принятой управлением образования, финансирует МОУ «Скалистская СОШ» на выполнение мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность в эксплуатируемых помещениях.

Финансирование по прочим расходам муниципальных образовательных учреждений, для обеспечения требований пожарной безопасности, ни чем не предусмотрено.

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя Финансового управления администрации Троицкого муниципального района ФИО6, главного бухгалтера Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района ФИО7, допрошенных в предыдущем судебном заседании.

Предусмотренное ст. 41 Закона «Об образовании» финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, которые определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе и устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а так же возможно органами местного самоуправления, для обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов не могут приниматься для определения финансирования по расходам на обеспечение требований пожарной безопасности на основании следующее.

Указанные нормативы определяются для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, но за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, финансируемых из местных бюджетов.

В обоснование требования прокурора о признании незаконным бездействие управления образования за 2008-2010 года в непринятии должных мер по надлежащему распределению бюджетных средств в пользу получателя - МОУ «Скалистская СОШ», представитель прокуратуры, участвующий в деле привел доводы о том, что управление образования, как распорядитель бюджетных средств, должен был исполнить свои обязанности по истребованию дополнительных средств у администрации Троицкого муниципального района, выйти с инициативой к Совету депутатов района.

Однако, незаконного бездействия Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района по распределению бюджетных средств для обеспечения исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

Незаконное бездействие подразумевает под собой такое поведение лица, выраженное в непринятии соответствующих действий, принятие которых в определенной процедуре установлено законом либо нормативным актом. Однако судом такового поведения лица, а именно управления образования, выраженное в неисполнении обязанностей возложенных на него законодательством, не установлено.

Как сказано выше, управление образования, в силу закона, обязано распределить бюджетные средства в рамках финансирования администрацией Троицкого муниципального района для определенных целей, при этом законодательно не закреплено, каким образом распределяются бюджетные средства, то есть процедура их распределения управлением образования.

Из объяснений представителя управления образования видно, что при финансировании денежные средства распределяются по приоритету тем школам, которые лицензируются, что, по мнению суда, экономически целесообразно для беспрерывного образовательного процесса и реализации гарантированных конституционных прав на получение общего образования.

МОУ «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» имеет лицензию, срок действия которой до ДД.ММ.ГГГГ.

В Троицком муниципальном районе имеется районная целевая программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений» на 2008 - 2010 года и на 2011 - 2013 года (л.д. 112-122, 124-140). Цель указанной программы реализация, в том числе, требований пожарной безопасности.

5

Согласно Решения Собрания депутатов Троицкого муниципального района Челябинской области от 26.12.2008 N 547 "О районном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг." в приложении № 3 и 6 распределение бюджетных ассигнований по разделу образования предусмотрено финансирование целевой программы Троицкого муниципального района «Комплексная безопасность образовательных учреждений».

Разработка данной программы также говорит о работе управления образования в рамках пожарной безопасности образовательных учреждений района.

В обеспечение исполнения вышеуказанной программы, управление образования, как распорядитель бюджета, должно в рамках утвержденного ежегодного бюджета Троицкого муниципального района распределить денежные средства между получателями бюджета, сюда же входит МОУ «Скалистская СОШ», на исполнение работ по обеспечению безопасности образовательного учреждения, в том числе пожарной, что не противоречит требованиям закона и возложенным на управление образования полномочиям.

Указанной целевой программой определен объем и источник финансирования по конкретным мероприятиям всех образовательных учреждений района. Во исполнение запланированных мероприятийМОУ «Скалистская СОШ», в виду малокомплектности его филиалов, оборудована автономными дымовыми датчиками.

Из данных программ следует, что в спорный период МОУ «Скалистская СОШ» не относилось к приоритетному образовательному учреждению в части распределения денежных средств по отношению к другим получателям бюджета, поскольку лицензирование данной школы приходится на 2011 год.

Однако, не имеется оснований признавать бездействие управления образования по ненадлежащему распределению бюджетных средств, незаконным, в связи с тем, что при недостаточном финансировании целесообразно обеспечить те образовательные учреждения, которые подлежат лицензированию.

Кроме того, судом установлено, что управление образования обеспечивало МОУ «Скалистская СОШ» бюджетными средствами для исполнения работ по устранению нарушения пожарной безопасности путем распределения денежных средств в рамках утвержденного бюджета.

Для выполнения требований пожарной безопасности образовательных учреждениях в 2008 году выделено 2 822,0 тыс.рублей. В ходе реализации запланированных мероприятий вышеуказанной программой за 2008 год по разделу «Пожарная безопасность» по МОУ «Скалистская СОШ» выполнены следующие мероприятия: демонтирована сгораемая отделка, установлены устройства самозакрывания, приведено в соответствие с требованиями ПУЭ электросети и электрооборудование, выполнены запасные эвакуационные выходы соответствующими по высоте и ширине, персонал обеспечен индивидуальными средствами защиты, выполнены замеры сопротивления изоляции, произведен монтаж АУПС, оснащена первичными средствами пожаротушения, восстановлены межэтажные двери, демонтированы глухие металлические решетки.

На противопожарные мероприятия образовательных учреждений выделено 499,815 тыс.рублей в 2009 году, 2 528,557 тыс.рублей в 2010 году. В результате реализации выделенных средств выполнены следующие мероприятия по МОУ «Скалистская СОШ»: проведены замеры сопротивления изоляции электропроводов, руководитель прошел специальное обучение, установлены автономные дымовые датчики в филиалах (л.д. 26-30).

Суд доверяет данной информации, поскольку при невыполнении данных мероприятий, они нашли бы свое отражении в предписании органа пожарного надзора.

Из информации о суммах денежных средств, запланированных, фактически выделенных и освоенных на устранение нарушений требований пожарной безопасности за 2008 - 2010 годы по МОУ «Скалистская СОШ» видно, что все запланированные и фактически выделенные денежные средства освоены на устранение нарушений пожарной безопасности в полном объеме, остатка неиспользованных средств по данным статьям расходов нет (л.д. 56).

Данное обстоятельство подтверждается бюджетными сметами, росписями расходов, сметами расходов МОУ «Скалистская СОШ», находящихся в материалах дела и объяснениями сторон.

Кроме того, управление образования перераспределило дополнительные доходы в пользу МОУ «Скалистская СОШ» на сумму 9,500 тыс.рублей в 2009 году (при запланированных в бюджете 0,000 тыс.рублей) и на сумму 14,21 тыс.рублей в 2010 году (при запланированных в бюджете 24,500 тыс.рублей, а фактически выделенных - 38,710 тыс.рублей).

Возможности распределить управлением образования денежные средства в большем объеме для выполнения противопожарных мероприятий

6

МОУ «Скалистская СОШ» не представилось, в виду отсутствия дополнительного финансирования в спорный период и экономии конкретной школы. Иное бы подразумевало нецелевое использование бюджетных средств. Доказательств обратного прокурором Троицкого района, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Доводы прокурора, приведенные в обоснование иска, о том, что управление образование не исполнило обязанности, возложенные на него, как распорядителя бюджетных средств, предусмотренные ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, а именно планирование соответствующих расходов, внесения предложений по формированию бюджета и истребованию дополнительных средств, необходимых для выполнения требований, связанных с пожарной безопасностью, суд считает не состоятельными.

17.08.09г. руководительМОУ «Скалистская СОШ» обращался в управление образования по вопросу финансирования для устранения нарушений, выявленных пожарным надзором. В результате, на следующий финансовый год, то есть на 2010 год были запланированы мероприятия по данной школе в целевой программе, следовательно, при принятии бюджета данная программа учитывалась. Помимо данной заявки от руководителя МОУ «Скалистская СОШ» в письменном виде ни чего не поступало, что не оспорено представителем МОУ «Скалистская СОШ» в судебном заседании.

Из объяснений представителей ответчиков видно, что при устном обращении вопросы касательно устранения нарушений в области пожарной безопасности разрешались положительно.

Таким образом, при отсутствии заявок о выделении денежных средств, объеме их в соответствии со сметами расходов, а также объеме работ, необходимых к выполнению, договоров подряда для осуществления определенных видов работ, определить объем, требуемый для выполнения мероприятий, предписанных пожарным надзором и запланировать для этих целей распределение, перераспределения денежных средств в большем объеме, чем заложено в бюджете, в пользу МОУ «Скалистская СОШ», управление образования не могло вследствие пассивного поведения руководства МОУ «Скалистская СОШ». Тогда как, МОУ «Скалистская СОШ», как получатель бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, обязано вносить распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи.

Доказательств обратного прокурором Троицкого района не представлено.

Разрешая требования прокурора об обязании Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района распределить необходимые денежные средства в сумме 846 000 рублей для обеспечения соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности МОУ «Скалистская СОШ», суд исходил из следующего.

Решением Собрания депутатов Троицкого муниципального района №118 от 28 декабря 2010 года утвержден районный бюджет на 2011 год, согласно которого распределены бюджетные ассигнования по разделу «Образование» в сумме 279 562,52 рублей, где для реализации районной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений» в Троицком муниципальном районе на 2011 год предусмотрена сумма 1 000,00 тыс.рублей. При этом, в программу безопасности образовательных учреждений входит не только пожарная безопасность, а и иные, такие, как антитеррористическая, электрическая и техническая безопасность зданий, сооружений образовательных учреждений, что видно из объяснений представителей управления образования и администрации района и самой программы.

Однако, указанная сумма в принятом бюджете на 2011 год ниже тех объемов, которые необходимо финансировать по утвержденной целевой программе безопасности образовательных учреждений. Тогда как, планирование бюджетных ассигнований осуществляется с применением определенных методов, в том числе планового метода.

Под плановым методом расчета бюджетных ассигнований принимается расчет бюджетных ассигнований в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, целевых программах, договорах, а так же в соответствии со сметной стоимостью объектов. Данное понятие содержит Методика и порядок планирования бюджетных ассигнований районного бюджета на 2011 год, утвержденные приказом Финансового управления администрации Троицкого муниципального района от 03.11.10г. №10.

Таким образом, при определении объема бюджетных ассигнований должно быть принято во внимание и объем, указанный в программе.

Кроме того, судом установлено, что на 2011 год имеется утвержденная бюджетная роспись на все образовательные учреждения, в том числе и для МОУ «Скалистская СОШ». На основании бюджетной росписи утверждена бюджетная смета МОУ «Скалистская СОШ» на 2011 года.

Из вышесказанного следует вывод о том, что на момент предъявления иска прокурором Троицкого района размер доходов и расходов, осуществляющихся в рамках районного бюджета для МОУ «Скалистская СОШ» на 2011 год, уже определен. Все бюджетные ассигнования

7

управлением образования распределены между получателями бюджета.

Статьей 22 Положения «О бюджетном процессе в Троицком муниципальном районе» предусмотрены ограниченные основания для изменения бюджетной росписи без внесения изменений в решение о районном бюджете, а именно:

1) в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 % общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных решением о районном бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;

2) в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений), исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства районного бюджета, использования средств резервного фонда и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения районного бюджета, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным решением о районном бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;

3) в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренных решением о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год общего объема бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг и общего объема бюджетных ассигнований по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на текущий финансовый год и плановый период;

4) в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов районного бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание муниципальных услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов;

5) в случае проведения реструктуризации муниципального долга в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

6) в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита районного бюджета при образовании экономии в ходе исполнения районного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита районного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.

Таковых оснований для изменения бюджетной росписи не установлено.

При таких обстоятельствах, без дополнительного финансирования и изменения бюджета Троицкого муниципального района выделение денежных средств, более чем уже зафиксировано в бюджетной росписи и бюджетной смете МОУ «Скалистская СОШ» возможно лишь путем перемещения бюджетных ассигнований между получателями бюджета.

Постановлением Главы Троицкого муниципального района Челябинской области от 12.03.2008 N 227 утвержден "Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Троицкого муниципального района и кассового плана исполнения бюджета Троицкого муниципального района".

Согласно указанного порядка, изменение бюджетной росписи главного распорядителя и кассового плана в случаях перемещения главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований между подведомственными получателями средств районного бюджета возможно лишь по кодам операций, по которым не производилось утверждение финансовым управлением сводной бюджетной росписи, и осуществляется с уведомления финансового органа и утверждения им новой бюджетной росписи, однако такового не установлено в судебном заседании.

Распределить денежные средства в определенной сумме, как того просит в своих требованиях прокурор, управление образование вправе при наличии денежных средств, однако суммы 846 000 рублей нет.

Кроме того, суду не представлены доказательства, подтверждающие размер указанных средств в качестве необходимых для обеспечения соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности МОУ «Скалистская СОШ».

Прокурор в обоснование заявленного требования об обязании Управления по делам образования администрации Троицкого муниципального района распределить необходимые денежные средства в сумме 846 000 рублей для обеспечения соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности МОУ «Скалистская СОШ» сослался на то, что указанная сумма определена по данным самого ответчика - управления образования.

8

Однако судом установлено, что смет расходов, расчета указанной суммы, доказательств, подтверждающих обоснованность заявленной суммы, прокурором не представлено.

На основании изложенного, поскольку суд не установил бездействия управления образования, то требования о признании бездействий, которые выражены в непринятии должных мер по надлежащему распределению бюджетных средств для обеспечения требований законодательства о пожарной безопасности за период 2008-2010 года незаконными, не подлежат удовлетворению, а также не подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на управление образования в срок до 01.04.2011 года распределить денежные средства в пользу МОУ «Скалистская СОШ» в размере 846 000 рублей для исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

Удовлетворяя требования прокурора о возложении на МОУ «Скалистская СОШ» обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности суд исходил из следующего.

Судом достоверно установлено, что при эксплуатации заданий, в которых расположены филиалы МОУ «Скалистская СОШ» имеются нарушения требования противопожарной безопасности, а именно: не оборудованы источником наружного противопожарного водоснабжения филиалы МОУ «Скалистская СОШ» в <адрес> «а»; не оборудованы эти же помещения автоматической системой обнаружения пожара и оповещения людей о пожаре, двери складского помещения в МОУ «Скалистская СОШ», расположенной в <адрес> не выполнены противопожарными с нормируемыми пределами огнестойкости; в филиалах МОУ «Скалистская СОШ» двери электрощитовой не выполнены противопожарными с нормируемыми пределами огнестойкости и двери основного и запасного эвакуационных выходов не выполнены соответствующими предъявляемым требованиям по высоте и ширине.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями МОУ «Скалистская СОШ», предписанием, выданным инспектором отдела Государственного пожарного надзора, актом проверки (л.д. 9-11).

Данные нарушения создают реальную опасность для здоровья и жизни, как персонала, так и учащихся, посетителей школы, устранение которых обеспечит пожарную безопасность на случай возникновения пожара.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.08г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 6 вышеуказанного закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Все эксплуатируемые МОУ «Скалистская СОШ» здания введены в эксплуатацию до введения в действие нормативных правовых актов, на которых имеется ссылка в предписании органа пожарного надзора. В имеющихся декларациях пожарной безопасности, составленных в отношении МОУ «Скалистская СОШ», оценка пожарного риска не произведена. Других доказательств представителем школы не представлено.

Из сказанного выше, суд делает вывод о том, что выявленные надзирающим органом нарушения в области пожарной безопасности подлежат устранению.

Не состоятельна ссылка представителя МОУ «Скалистская СОШ» на то обстоятельство, что источником водоснабжения здание школы должно быть обеспечено администрацией сельского поселения, не состоятельна.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Анализируя технический регламент, закон о местном самоуправлении, суд делает вывод о том, что именно на школе лежит ответственность по оборудованию вышеуказанного источника, как на лице, эксплуатирующим конкретные здания.

9

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по устранению нарушения пожарной безопасности до 01.07.2011 года. Однако с учетом того, что учебный год завершается в конце мая текущего года, с учетом объема работ, подлежащих выполнению, суд считает данный срок, не недостаточен. Поэтому считает разумным определить срок до 28 августа 2011 года, приходящийся на начало следующего учебного года. Кроме того, определенный судом срок разумен и в силу того, что выполнение мероприятий по устранению пожарной безопасности возможно в период летних каникул.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика МОУ «Скалистская СОШ» надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере, установленном ст. 333.19 п. 1 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ.

р е ш и л :

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» в срок до 28 августа 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности:

оборудовать источником наружного противопожарного водоснабжения филиалы МОУ «Скалистская СОШ» в <адрес> «а»;

оборудовать помещения, расположенные по адресам: в <адрес> автоматической системой обнаружения пожара и оповещения людей о пожаре;

двери складского помещения в МОУ «Скалистская СОШ», расположенной в <адрес> выполнить противопожарными с нормируемыми пределами огнестойкости;

в филиалах МОУ «Скалистская СОШ» по адресам: <адрес> двери электрощитовой выполнить противопожарными с нормируемыми пределами огнестойкости и двери основного и запасного эвакуационных выходов выполнить соответствующими предъявляемым требованиям по высоте и ширине.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина» государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей в местный бюджет.

В остальной части исковых требований прокурора Троицкого района отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд.

Судья: С.М.Малиновская