дело № 2-86\2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Троицк 17 марта 2011 г.
Троицкий районный суд Челябинской области в составе председательствующего Казанцевой Н.Н. при секретаре Тюменцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ананьевой П.И. к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Троицкого муниципального района о признании бездействия по вопросу присвоения звания «Материнская слава» незаконным, понуждении Управления соцзащиты направить решение о возбуждении ходатайства о награждении в Министерство социальных отношений с анкетой и обязании Министерства социальных отношений рассмотреть ходатайство о представлении звания «Материнская слава» и направить свое решение о представлении звания «Материнская слава» в общественный Совет по наградам Челябинской области,
У С Т А Н О В И Л:
Ананьева П.И. обратилась в суд с заявлением, в обоснование которого указала следующее.
Законом Челябинской области учреждена областная награда - знак отличия Челябинской области «Материнская слава». Награжденным этим знаком выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 50000 руб.
Она является многодетной матерью, у неё пятеро детей и проживает она постоянно на территории Челябинской области, а поэтому имеет право на получение знака «Материнская слава» Ш степени.
Она со 02.10.2008 года не может решить вопрос о получении данного знака, так как управление социальной защиты населения Троицкого муниципального района (далее по тексту решения - Управление) и Министерство социальных отношений Челябинской области (далее по тексту решения - Министерство) не решают данный вопрос в соответствии с Инструкцией о порядке представления многодетных матерей к присвоению высшей степени отличия - звания Мать-героиня, награждению орденами «Материнская слава» и медалями «Медаль материнства» и вручения наград (далее по тексту решения Инструкция).
По её мнению Управление и Министерство нарушают пункты 8, 9 и 10 данной Инструкции, Управление в месячный срок со дня достижения последним ребенком возраста одного года не рассмотрело материалы о представлении её к присвоению звания «Мать-героиня» и не направило свое решение о возбуждении ходатайства вместе с анкетой в Министерство, а Министерство не рассмотрело это ходатайство и в месячный срок не направило свое решение о представлении её присвоению звания «Мать-героиня» в Президиум Верховного Совета.
На основании этого Ананьева П.И. просила суд признать бездействия Управления и Министерства по вопросу присвоения ей звания «Мать-героиня» незаконными и обязать Управление решение о возбуждении ходатайства с анкетой направить в Министерство немедленно, а также обязать Министерство немедленно рассмотреть ходатайство Управления и направить свое решение о представлении её к присвоению звания «Мать-героиня» в Президиум Верховного Совета, немедленно.
В судебном заседании Ананьева П.И. изменила свои требования и просила признать бездействия Управления и Министерства по вопросу присвоения ей звания «Мать-героиня» незаконными и обязать Управление решение о возбуждении ходатайства с анкетой направить в Министерство немедленно, а также обязать Министерство немедленно рассмотреть ходатайство Управления и направить свое решение о представлении её к присвоению звания «Мать-героиня» в Общественный Совет по наградам Челябинской области, немедленно.
Кроме того, в судебном заседании Ананьева П.И. указала на то, что она имеет право на присвоение ей не звания «Мать-героиня», а на награждение её знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» и поэтому просила суд признать бездействия Управления и Министерства по вопросу награждения её знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» незаконными и обязать Управление решение о возбуждении ходатайства с анкетой направить в Министерство немедленно, а также обязать Министерство немедленно рассмотреть ходатайство Управления и направить свое решение о награждении её знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» в Общественный Совет по наградам Челябинской области, немедленно.
Ананьева П.И. поддержала свои требования и просила их удовлетворить.
Представители Управления - Летягина Н.П. и Карпенко Н.М. в судебном заседании требования Ананьевой П.И. не признали, поскольку, по их мнению, они обязанности, возложенные на них нормативными актами Челябинской области и администрации Троицкого муниципального района по вопросу награждения Ананьевой П.И. знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» выполнили.
Представители Управления пояснили суду, что сама Ананьева П.И. в Управление с заявление о награждении её знаком отличия «Материнская слава» не обращалась. Ходатайство о награждении Ананьевой П.И. этим знаком поступило в Управление из сельской администрации 24.07.2008 г. 13.08.2008 г. это ходатайство было рассмотрено на заседании общественного совета Троицкого муниципального района по представлению многодетных матерей к награждению знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» и 08.09.2008 г. направлено Управлением в министерство социальных отношений Челябинской области.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в суд поступило заявление, в котором представитель Министерства просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, возражает против удовлетворения заявления Ананьевой П.И., поскольку на Министерство постановлением Губернатора Челябинской области от 09.04.2007 г. № 117 возложена обязанность по приему хо ходатайств о награждении знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» и передаче их в общественный совет по наградам для рассмотрения.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя Министерства.
Суд, выслушав объяснения Ананьевой П.И., её представителя - адвоката Башарову Г.П., представителей Управления, исследовав материалы дела, не находит заявление Ананьевой П.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Челябинской области от 25.01.2007 г. № 95-ЗО учрежден знак отличия Челябинской области «Материнская слава».
Этим знаком награждаются многодетные матери, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Челябинской области, имеющие пять о более детей.
Многодетным матерям, награжденным знаком отличия «Материнская слава, выплачивается единовременное денежное вознаграждение.
В целях реализации указанного выше Закона Челябинской области принято постановление Губернатора Челябинской области от 09.04.2007 г. № 117 «О мерах по реализации Закона Челябинской области «Материнская слава», которым организация работы по представлению многодетных матерей к награждению знаком отличия Челябинской области Материнская слава» возложена на глав муниципальных образований Челябинской области.
Этим же постановлением Губернатора на Министерство социальных отношений Челябинской области возложены полномочия по организации работы по приему ходатайств о награждении знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» и передаче их в общественный совет по наградам для рассмотрения, а также обязанность по подготовке проектов постановлений Губернатора Челябинской области о награждении этим знаком и выплате единовременного денежного вознаграждения после получения заключения общественного совета по наградам.
Кроме того, судом установлено, что в целях реализации Закона Челябинской области от 25.01.2007 г. № 95-ЗО «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава» главой Троицкого муниципального района Челябинской области принято постановление от 15.05.2007 г. № 242 «О мерах по реализации Закона Челябинской области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава» в Троицком районе». Этим постановлением на глав администраций сельских поселений возложены полномочия по организации работы по представлению многодетных матерей к награждению знаком отличия Челябинской области «Материнская слава».
Этим же постановлением Главы Троицкого муниципального района на глав сельских поселений возложены полномочия по направлению в общественный совет Троицкого муниципального района ходатайств с приложением необходимых документов, перечень которых утвержден этим же постановлением.
На Управление социальной защиты населения Троицкого муниципального района возложены полномочия по организации работы общественного совета Троицкого муниципального района по приему ходатайств о награждении знаком отличия Челябинской области «Материнская слава».
Из содержания постановления Главы Троицкого муниципального района от 15.05.2007 г. № 242 «О мерах по реализации Закона Челябинской области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава» в Троицком районе» следует, что ходатайства с приложением о награждении матерей знаком отличия «Материнская слава» после поступления их в Управление рассматриваются общественным Советом Троицкого муниципального района, а после заключения общественного Совета Управление готовит к передаче их в общественный совет Челябинской области для рассмотрения.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных актов в их взаимосвязи, следует, что первоначально ходатайство о награждении многодетных матерей знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» готовят сельские администрации, они и направляют эти ходатайства с приложением необходимых документов в Управление социальной защиты населения Троицкого муниципального района.
После этого ходатайства о награждении рассматриваются общественным советом Троицкого муниципального района. Общественный совет Троицкого района делает свое заключение по ходатайству, после чего Управление социальной защиты населения Троицкого района обязано ходатайство, приложенные к нему документы и заключение общественного совета Троицкого муниципального района направить в Министерство социальных отношений Челябинской области.
Министерство социальных отношений Челябинской области осуществляет прием этих документов и направляет их в общественный совет по наградам.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 (абзац 3 пункт 1) разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из вышеуказанного следует, что суду следует установить, имело ли место не исполнение Управлением и Министерством возложенных на них полномочий нормативными актами, положениями, регламентами, регулирующими порядок награждения знаком отличия Челябинской области «Материнская слава».
Судом при рассмотрении дела установлено, что ходатайство о награждении Ананьевой П.И. знаком отличия Челябинской области» Материнская слава» поступило от главы сельского поселения в Управление 24.07.2008 г.
13.08.2008 г. это ходатайство было рассмотрено на общественном совете Троицкого муниципального района, что подтверждается копией протокола № 3 от 13.08.2008 г. заседания общественного совета Троицкого муниципального района (л.д.27-36).
08.09.2008 г. Управление направило ходатайство о награждении Ананьевой П.И. знаком отличия «Материнская слава» с приложенными документами и заключением общественного совета Троицкого муниципального района в Министерство, что подтверждается копией сопроводительного письма Управления (л.д.21).
Судом установлено, что указанные выше документы были получены Министерством 02.10.2008 г., что подтверждается письмом Министерства от 19.02.2009 г. № 10-1099-А (л.д.5), но до настоящего времени не направлены в общественный совет по наградам, что подтверждается отзывом Министерства (л.д.40-41).
Таким образом, судом установлено, что Управление выполнило возложенные на него обязанности, предусмотренные нормативными актами, регулирующими порядок награждения многодетных матерей знаком отличия «Материнская слава», поскольку своевременно направило в Министерство пакет документов о награждении Ананьевой П.И. этим званием.
Министерство же не выполнило своих обязанностей, возложенных на него указанными выше нормативными документами, и не направило ходатайство о награждении Ананьевой П.И. в общественный совет по наградам и поэтому есть все основания говорить о бездействии Министерства в этой части.
Доводы Министерства о том, что оно должно направлять ходатайства о награждении по запросу общественного совета по наградам суд считает необоснованными, поскольку это не предусмотрено ни каким нормативно-правовым актом, регулирующим награждение граждан знаком отличия «Материнская слава».
Однако требования Ананьевой П.И. указанные в заявлении удовлетворению не подлежат, поскольку она в заявлении просит признать незаконными бездействия Министерства в части не рассмотрения ходатайства о её награждении знаком отличия «Материнская слава» и о не принятии решения о представлении её к награждению этим знаком и бездействия Управления в части не направления решения о возбуждении ходатайства с анкетой в Министерство. Поскольку нормативными актами, регулирующими порядок награждения знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» на эти органы эти полномочия не возложены.
По этим же основаниям не подлежат удовлетворению и требования Ананьевой П.И. об обязании Управление и Министерство эти действия совершить.
Доводы Ананьевой П.И. и её представителя - адвоката Башаровой Г.П. о том, что Управление и Министерство обязано было при решении вопроса о награждении Ананьевой П.И. руководствоваться Инструкцией о порядке представления многодетных матерей к присвоению высшей степени отличия - звания Мать-героиня, награждению орденами материнская слава и медалями Медаль материнства и вручения наград, утвержденной постановлением президиума Верховного Совета СССР от 04.01.1982 года № 2 (далее по тексту решения - Инструкия) суд считает несостоятельными, поскольку эта Инструкция была принята для реализации Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г., который в настоящее время отменен и не действует.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ананьевой Пелагеи Ивановны к Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Троицкого муниципального района о признании незаконными бездействия по вопросу присвоения знаком отличия «Материнская слава» и понуждении Управления соцзащиты направить решение о возбуждении ходатайства о награждении знаком отличия «Материнская слава» с анкетой в Министерство социальных отношений Челябинской области немедленно, а также обязании Министерство социальных отношений немедленно рассмотреть ходатайство Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района о представлении её к награждению знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» и направить решение о представлении к награждению знаком отличия Челябинской области «Материнская слава» в общественный Совет по наградам Челябинской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.Н. Казанцева