Об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов Администрацию Троицкого муниципального района, организовать сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов администрацию МО `Клястицкое сельское поселение`



дело № 2- 74/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Троицк 23 марта 2011 г.

Троицкий районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Казанцевой Н.Н.

с участием помощника прокурора Троицкого района Алиевой Ю.И.

при секретаре Тюменцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Клястицкое сельское поселение», администрации Троицкого муниципального района об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Троицкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Клястицкое сельское поселение» (далее по тексту решения администрация МО «Клястицкое сельское поселение»), администрации Троицкого муниципального района о об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, указав в заявлении следующее.

В ходе проведенной проверки 15.11.2010 г. соблюдения требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения было установлено, что на территории Клястицкого сельского поселения имеются нарушения.

Так, администрацией Клястицкого сельского поселения для складирования мусора используются участки земли, не предназначенные для складирования и сбора твердых бытовых отходов без документов, подтверждающих их климатогеографическое и почвенные особенности, а именно отсутствует утвержденный в установленном порядке акт выбора и проект границ земельного участка для размещения площадки для размещения на нем твердых бытовых отходов, а также заключение о согласовании размещения этого участка земли с контролирующими органами.

Кроме того, проверка показала, что участки земли по периметру села Клястицкое в радиусе 300-400 метров и от магистральной дороги Троицк-Челябинск северо-восточного направления, а также на окраине села Клястицкое в радиусе 200-300 метров от жилого сектора замусорены отходами.

Также администрацией Клястицкого сельского поселения не обеспечена работа по вывозу бытовых отходов с территории не предназначенной для складирования твердых бытовых отходов, а также из жилого сектора, отсутствуют сетки для улавливания мусора при ветровом напоре, не проводятся мероприятия по уплотнению бытовых отходов изолирующим слоем грунта. Свалки ни как не организованы, не ограждены, мусор разбросан отдельными кучами и разносится ветром.

Прокурор считает, что администрацией МО «Клястицкого сельского поселения» процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован, а администрация Троицкого муниципального района самоустранилась от решения проблемы утилизации и переработки бытовых отходов на территории Клястицкого сельскоего поселения.

Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории Клястицкого сельского поселения и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде.

На основании этого прокурор просил суд обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Клястикое сельское поселение» в срок до 01.05.2011 г. и обязать администрацию муниципального образования «Клястицкое сельское поселение» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Клястицкое сельское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и просил его удовлетворить.

Представитель администрации МО «Кястицкое сельское поселение» - Шишмарева Е.М. заявление прокурора признала частично, пояснив суду, что факты, изложенные в заявлении прокурора, соответствуют действительности, кроме обеспечения сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории жилого сектора. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в с.Клястицкое организован. Дважды в год на территории села проводятся субботники. По мере возникновения необходимости вывоза мусора от общественных зданий администрация МО «Клястицкое сельское поселение» заключает договоры с МУП «ЖКХ «Клястицкое сельское поселение» и мусор вывозится. Жители села самостоятельно заключают договоры на вывоз своего мусора с частниками, которые занимаются вывозом мусора или с МУП «ЖКХ Клястицкого сельского поселения».

Она не согласилась также с тем, что мусор разбросан по всему периметру села Клястицкое, пояснив суду, что мусор имеется только в одном месте, то есть в 700-800 метрах северо-восточнее села Клястицкое. Она признала, что в этом месте имеется несанкционированная свалка мусора.

Представитель администрации Троицкого муниципального района - Клышева А.Е. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.64).

От представителя администрации Троицкого муниципального района в суд поступил отзыв, в котором заявление прокурора она не признает и просит суд заявление прокурора оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что администрацией проводилась работа по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и она заключается в том, что

Собранием депутатов Троицкого муниципального района принято решение от 28.07.2010 г. № 68 «Об утверждении Положения об организации утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов на территории Троицкого муниципального района», между администрацией Троицкого муниципального района и администрацией МО «Клястицкое сельское поселение» 09.07.2010 г. было заключено соглашение № 74, согласно которому сельскому поселению было передано осуществление части полномочий, а именно полномочия по организации утилизации бытовых и промышленных отходов. На основании указанного соглашения платежным поручением от 15.07.2010 г. Клястицкомусельскому поселению были перечислены денежные средства в сумме 53000 для организации утилизации бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, представитель администрации счита

ет, что заявление не подлежит удовлетворению поскольку представленный в суд акт проверки соблюдения природоохранного законодательства не может являться доказательством по делу, поскольку акт не имеет номера, не указано время проведения проверки, акт составлен 15.11.2010 г., а заключение специалиста от 18.11.2011 г. В нарушение п.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» акт составлен помощником прокурора, на что он не имеет права. В нарушение этого же закона проверки прокуратура имеет право проводить лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законодательства, в акте же не указано, на основании чего была проведена проверка.

Представитель администрации Троицкого муниципального района считает, что составленный акт не соответствует форме, утвержденной Приказом Минсоцздарвразвития РФ от 19.10.2007 г. № 658. Местом составления акта указано с.Клястицкое, однако акт изготовлен с использованием оргтехники, это подтверждается тем, что лица, участвующие при проверке были ознакомлены с ним позднее и в городе Троицке. В акте идет речь о земельном участке, но не указана улица, нет привязки к каким-либо ориентирам на местности, не составлена план-схема участка. В акте указано, что отсутствует сетка для улавливания мусора при ветровом напоре, однако не ясно, где именно эта сетка должна располагаться, если санкционированных свалок в с.Клястицкое нет. К акту прилагаются фотографии, однако в акте ничего не сказано о применении фотосъемки, не указано при помощи каких средств и кем произведена фотосъемка. В прилагаемых трех листах с фотографиями нет наименования о том, что эта за фототаблица, не указано к какому именно документу она прилагается, когда и кем составлена, фото не имеют пояснительных записей. В акте нет даты вручения акта заинтересованным лицам.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации Троицкого муниципального района.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя администрации МО «Клястицкое сельское поселение», исследовав материалы дела, находит заявление прокурора Троицкого района подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.ст. 14,15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г № 4690-88.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Из материалов дела, объяснений прокурора и показаний представителя администрации МО «Клястицкое сельское поселение» усматривается, что администрацией МО «Клястицкое сельское поселение» и администрацией Троицкого муниципального района требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются.

Как установлено судом в селе Клястицкое в нарушение установленных санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-881) не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, не определены места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, отсутствует утвержденный в установленном порядке акт выбора и проект границ земельного участка для размещения на нем твердых бытовых отходов, а также заключение о согласовании размещения этого участка земли с контролирующими органами, работа по уплотнению твердых бытовых отходов, засыпке изоляционным материалом не проводится, имеющаяся на территории села Клястицкое несанкционированная свалка, требованиям Санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 г. № 16 не отвечает.

Содержание и эксплуатация этой свалки осуществляется с нарушением указанных выше санитарных правил. Изоляция слоев мусора инертным материалом или грунтом не проводится, сетки для улавливания мусора при ветровом напоре не установлены, учет поступающих отходов, и контроль за их распределением, не ведется, не обеспечивается уборка санитарно-защищенных зон.

Администрацией Троицкого муниципального района не проводится работа и по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вышеуказанное было подтверждено в судебном заседании показаниями представителя администрации МО «Клястицкое сельское поселение», а также подтверждается актом обследования территории муниципального образования «Клястицкое сельское поселение» от 15.11.2010 г., составленного старшим помощником прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А. совместно с представителем территориального отдела в городе Троицке и Троицком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (л.д.6-9).

Доводы представителя администрации Троицкого муниципального района о том, что администрацией организована утилизация и переработка бытовых отходов посредством издания Положения об организации утилизации (захоронинию) бытовых и промышленных отходов, заключения с сельским поселением соглашения о передаче им полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, перечисления сельскому поселению денежных средств для проведения утилизации бытовых и промышленных отходов, суд считает несостоятельными.

По мнению представителя администрации Троицкого муниципального района под утилизацией отходов понимается деятельность, связанная с централизованным (в определенном месте) сбором и захоронением твердых бытовых отходов.

Суд не может согласиться с этим утверждением, поскольку в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано определение понятия «захоронение отходов». Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Определение понятия «утилизация» ни в положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ни в положениях Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не содержится.

Понятие «утилизация» содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение». Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст.

Суд считает, что приведенное в указанном выше ГОСТе определение понятия «утилизации» наиболее подходит к рассматриваемым правоотношениям и полагает, что именно приведенное в этом ГОСТе понятие «утилизации» необходимо применить к рассматриваемым судом отношениям.

Согласно вышеуказанному ГОСТу утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Иными словами утилизация - это употребление (переработка) отходов с пользой.

Под переработкой отходов понимается превращение бытовых и промышленных отходов во что-то новое.

Учитывая указанное выше, понятие «утилизация» не тождественно понятию «захоронение».

Таким образом, с учетом ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», предписывающей администрации муниципального района организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, администрация Троицкого муниципального района должна организовать (подготовить, наладить, упорядочить) работу по использованию бытовых отходов в качестве вторичных ресурсов и организовать их переработку с целью получения новых товаров.

Исходя из вышеизложенного суд считает несостоятельными и доводы представителя администрации Троицкого района о том, что администрация Троицкого муниципального района передала администрации МО «Клястицкое сельское поселение» часть своих полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а именно полномочия по уплотнению и изоляции бытовых и промышленных отходов, поскольку «уплотнение и изоляция отходов» и «утилизация» понятия не тождественны.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено законом.

Суд считает, что администрация МО «Клястицкое сельское поселение» и администрация Троицкого муниципального района не доказала суду, что на территории МО «Клястицкое сельское поселение» организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а также организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, а поэтому суд считает необходимым принудить ответчиков выполнить обязанности, возложенные на них федеральным законодательством.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, рудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, обязание ответчиков исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и отходами производства может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Доводы представителя администрации Троицкого муниципального района о том, что акт от 15.11.2010 г., составленный прокурором не может быть доказательством по делу и поэтому заявление прокурора не может быть удовлетворено, суд считает несостоятельными. Поскольку наличие на территории МО «Клястицкое сельское поселение» нарушений природоохранного законодательства, отраженных в акте подтвердила в судебном заседании глава администрации МО «Клястицкое сельское поселение», поэтому содержание этого акта у суда не вызывает сомнений.

Кроме того, ссылка представителя администрации Троицкого муниципального района на то, что в силу Федерального закона «О прокуратуре» прокурор не имеет права составлять акты, о том, что проверки прокурор может проводить только на основании поступившей в прокуратуру информации, а также, что акт, составленный прокурором должен соответствовать форме акта, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития, суд считает несостоятельными.

В соответствии со ст.22 ФЗ «О прокуратуре» прокурор вправе осуществлять проверки на основании заранее утвержденного плана работы, поэтому прокуратура вправе проводить плановые проверки и без поступления в прокуратуру информации о нарушении действующего законодательства.

Поскольку статьей 22 вышеуказанного закона прокуратуре предоставлено право проведения проверок, то предоставлено и право фиксировать их результаты, в том числе и составлять акты и эти акты не обязательно должны соответствовать требованиям Приказа Минздравсоцразвития, на которое ссылается представитель администрации Троицкого муниципального района.

Несостоятельными суд считает и доводы представителя администрации Троицкого муниципального района о том, что акт не может быть доказательством по делу, указывая на его неточности в оформлении, поскольку в силу ст.55 ГПК РФ не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда лишь доказательства, полученные с нарушением закона. Судом этого установлено не было.

Неточности в оформлении акта, указанные представителем администрации Троицкого муниципального района не являются основанием для признания его доказательством, полученным с нарушением закона.

Прокурор Троицкого района просит суд обязать администрацию Троицкого муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в срок до 01.05.2011 года.

Суд считает, что этого срока будет недостаточно и поэтому полагает необходимым определить срок исполнения этих обязанностей до 01.09.2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Клястицкое сельское поселение» в срок до 01.09.2011 г.

Обязать администрацию муниципального образования «Клястицкое сельское поселение» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Клястицкое сельское поселение» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.Н. КАзанцева