об исполнении требований природоохранного законодательства



Дело № 2-76/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 апреля 2011 года г. Троицк

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Самойловой Е.А., с участием помощника прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района, администрации Карсинского сельского поселения о возложении обязанности по устранению недостатков природоохранного законодательства : сбору и вывозу твердых бытовых отходов, организации утилизации, переработки бытовых отходов

у с т а н о в и л :

Прокурор Троицкого района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района, администрации Карсинского сельского поселения о возложении обязанности по устранению недостатков природоохранного законодательства : сбору и вывозу твердых бытовых отходов, организации утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, указав в его обоснование следующее.

На земельном участке, расположенном по адресу <адрес> у пруда с. Карсы расположена несанкционированная свалка, у которой по периметру отсутствует вал или легкое ограждение. Администрацией МО Карсинское сельское поселение не обеспечена работа по вывозу бытовых отходов с территории, не предназначенной для складирования твердых бытовых отходов из жилого сектора, не проведены мероприятия по уплотнению твердых бытовых отходов изолирующим слоем грунта, расположение данной свалки не соответствует санитарному расстоянию от жилой застройки до границы свалки- 150 метров, не обеспечивается уборки территории санитарно-защитной зоны. Фактически места для сбора мусора не организованны, не огорожены, мусор разбросан отдельными кучами и разноситься ветром. При этом администрация Карсинского сельского поселения, как органы местного самоуправления не выполняют возложенные на них обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а администрация Троицкого муниципального района не организовывает утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

В связи с неисполнением обязанностей органами местного самоуправления требований природоохранного законодательства в области обращения с твердыми бытовыми отходами ставиться под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц: граждан, проживающих в с. Карсы, а так же создает опасность причинения вреда окружающей природной среде.

Просят обязать ответчиков: администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в срок до 1.05.2011 года, а администрацию Карсинского сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Карсинского сельского поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что работниками прокуратуры в рамках плановой проверки проведен осмотр территории с. Карсы согласно которого установлено наличие несанкционированной свалки на территории с. Карсы, которая по организации и месту расположения не соответствует требования природоохранного и санитарного законодательства. Ранее выбранный предварительно земельный участок для организация полигона для твердых бытовых отходов не оборудован должным образом и не используется. Администрация Карсинского сельского поселения не организовывает в рамках своих полномочий сбор и вывоз отходов от населения на законные полигоны, а администрация Троицкого района не организовывает утилизацию и переработку указанного мусора, так же необходимо утилизировать и переработать мусор ранее скопившийся на несанкционированных свалках.

Представитель ответчика Карсинского сельского поселения исковые требования признал законными, указал, что признает наличие несанкционированной и незаконной свалки на территории села. Данная свалка возникла в 80-е годы, документов о ее законном создании не имеется. Данную свалку необходимо устранить, но на это необходимы денежные средства, за период 2010 года на денежные средства сельского поселения и на средства перечисленные для утилизации отходов от администрации Троицкого района данная свалка была частично уплотнена, ее с одной стороны окопали экскаватором дабы предотвратить разброс мусора и попадания воды при таянии снега и от дождя за пределы этой территории. Мусор от населения самим населением свозиться на данную свалку. Организовать сбор и вывоз мусора на законные полигоны администрация сельского поселения не может из-за отсутствия денег и техники. Однако согласно утвержденных правил Благоустройства на территории Карсинского сельского поселения от 14.03.2008 года вывоз отходов должен производиться самим населением либо жилищными организациями. Ранее согласованный к выбору земельный участок не оборудован по настоящее время под полигон, так как нет денег на эти мероприятия: необходимо провести межевание, перевести участок из земель сельхозназначения в другое, а затем лишь оборудовать полигон.

Представитель ответчика администрации Троицкого муниципального района в судебном заседании иск не признали. Пояснил, что со стороны администрации района все обязанности по утилизации мусора исполнены. В рамках своих обязанностей Троицкий район по соглашению передал данные полномочия сельского поселению, а денежные средства на их исполнение в размере 47.000 рублей перечислил Карсинскому сельскому поселению, которая проводила работы по утилизации. Кроме того они просят критически отнестись к обстоятельствам установленным актом осмотра территории с. Карсы как к доказательству подтверждающему исковые требования, так как составлен он не уполномоченным лицом, в нарушение установленной формы.

Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Судом установлено, что на территории с. Карсы в неустановленном на законных основаниях имеется несанкционированные свалки мусора- твердых бытовых отходов, складирование которых осуществляется не на отведенных для этих целей земельных участках. При этом расположение участка и его организация не соответствует требованиям Санитарных Правил « гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» Утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 года, а именно расположен он ближе чем за 150 метров до жилой застройки, не оборудован валом или легким ограждением по периметру существующей свалки со стороны жилых домов, не проведены мероприятия по уплотнению грунта, нет сетки для улавливания мусора при ветровом напоре, не обеспечивается уборка территории. Кроме того, администрацией Карсинского сельского поселения не производиться работы по вывозу твердых бытовых отходов от населения специальным автотранспортом на санкционированные законные полигоны для сбора и хранения отходов.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения природоохранного законодательства от 15.11.2010 года, которым установлены вышеуказанные обстоятельства, суд считает данный акт достоверным доказательством. Доводы ответчика о том, что акт составлен в нарушение требований законодательства не состоятельны. Проверка проведена работниками прокуратуры Троицкого района в рамках полномочий установленных Законом прокуратуры РФ, данная проверка являлась плановой, при ее проверке присутствовали заинтересованные лица- представитель Карсинского сельского поселения и специалист территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. Обстоятельства того, что акт составлен не по форме утверждено Приказом Минздравсоцразвития от 19.10.2007 года не относиться к данному акту, так как он составлен органами прокуратуры Троицкого района, не а органом уполномоченным проверять и составлять при проверке акты по форме утвержденной вышеуказанным Приказом.

Кроме того, обстоятельства наличия в с. Карсы несанкционированных, не оборудованных свалок мусора, а так же отсутствия мероприятий по сбору мусора от населения и вывозу его на законные полигоны, не оспариваются показаниями представителя Карсинского сельского поселения, который в суде признал наличие свалок, зафиксированных в акте от 15.11.2010 года, так же он признал, что мусор от населения не собирается и не вывозится

Таким образом, наличие несанкционированной свалки, отсутствия оборудованного полигона для сбора твердых бытовых отходов, отсутствие мероприятий в сельском поселении по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от населения, а так же мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов является нарушением природоохранного законодательства, возникшим по причине не исполнения соответствующими органами обязанностей возложенных законом.

Согласно ст. 14,15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 « Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года « Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится организация сбора и вывозы твердых бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относиться организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании этого исковые требования прокурора заявлены к надлежащим ответчикам: по возложению обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора- администрации Карсинского сельского поселения, а возложению обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов- администрации Троицкого муниципального района, и в связи с неисполнением данными органами возложенных обязанностей требования подлежат удовлетворению путем присуждения к исполнению обязанностей.

Доводы ответчика администрации Троицкого муниципального района в части того, что ими приняты все меры к организации утилизации и переработки бытовых отходов посредством передачи данных полномочий самому сельскому поселению и финансирования данных мероприятий, суд считает не состоятельными.

Согласно межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 « Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие постановление Госстандарта РФ от 28.12.2001 года № 607, дано понятие утилизация- деятельность связанная с использованием отходов на этапах их технологической цикла и обеспечение повторного использования или переработки отходов. Переработка отходов является аналогичным технологическим процессом

Судом установлено, что Троицкий муниципальный район действуя в рамках положения ч.4 ст. 15 закона об общих принципах организации местного самоуправления заключило соглашение с органами местного самоуправления Карсинского поселений, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в соответствии с БК РФ, а именно полномочия по утилизации и переработке мусора 09.07.2010 года ( л.д. 41-43), при этом перечислили денежные средства в сумме 47.000 рублей на исполнение этих полномочий.

Согласно, вышеуказанного соглашения его предметом является « уплотнение и изоляция бытовых и промышленных отходов на территории свалки», именно для этих целей были определена методика расчета межбюджетных трансфертов, поскольку уплотнение и изоляция отходов не является фактически утилизацией и переработкой, то данное соглашение не может расцениваться судом как исполнение обязанности администрацией Троицкого района по утилизации и переработке отходов.

Произведение захоронения отходов, а фактически уплотнение и изоляция на более меньшем участке, что было произведено на основании договоров заключенных администрацией Карсинского сельского поселения по договорам с 3-ми лицами от 23.09.10 года, 1.10.10года, 08.04.2010 года, в том числе и в рамках соглашения от 09.07.2010 года и полученных на эти цели средств от администрации Троицкого района - 47.000 рублей не является утилизацией отходов. Как пояснил глава Карсинского сельского поселения им были получены денежные средства от администрации Троицкого муниципального района в рамках переданных полномочий по утилизации отходов, он заключил договора с 3-ми лицами, которым оплатил работы из средств бюджета Троицкого района, фактически эти работы были выполнены лишь в виде сгребания части мусора бульдозерами, уплотнения его, создание траншеи по части ее периметра, и все это произведено на территории не санкционированной свалке.

Таким образом, суд считает, что администрация Троицкого района не приняла мер к исполнению возложенных на ее законом обязательств по утилизации и переработке отходов. Вопреки ст. 56 ГПК РФ данным ответчиком не представлено в суд достоверных доказательств всех возможных принятых мер к утилизации и переработке отходов собираемых с территории Карсинского сельского поселения.

Доводы главы Карсинского сельского поселения в части того что ими не организована работа в сбору и вывозу отходов из-за отсутствия денежных средств в бюджете сельского поселения не могут служить основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а в соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Заявленное требование прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованно.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей на благоприятную окружающую среду. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст.35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Прокурор просит установить срок для исполнения по обязанности по утилизации бытовых отходов Администрации Троицкого района до 1.05.2011 года. Однако с учетом сезонных условий, настоящего весеннего периода времени, суд считает данный срок не обоснованным и недостаточным. Так как работа по исполнению решения суда по утилизации и переработке накопившего на несанкционированной свалке мусора, частично связана с работой на открытом воздухе, суд считает необходимым установить срок до 1.09.2011 года. Возложение обязанности на администрацию Карсинского сельского поселения об организации работы по сбору и вывозу отходов не определено каким-то сроком, так как данные мероприятия должны производиться постоянно, бессрочно, в рамках исполнения полномочий возложенный законом.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Ответчики как органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, госпошлина по данному делу не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ.

р е ш и л :

Обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов вывозимых с территории муниципального образования Карсинское сельское поселения в срок до 1.09.2011 года.

Обязать администрацию муниципального образования Карсинское сельское поселение организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Карсинского сельского поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней через Троицкий районный суд.

Судья: