дело № 2-169/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор. Троицк 9 июля 2012 г. Троицкий районный суд Челябинской области в составе председательствующего Казанцевой Н.Н. при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Троицкого муниципального района, Управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района, об отмене решения комиссии по вопросам предоставления земельных участков, обязании принять нормативный акт о предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключить договор аренды земельного участка для строительства жилого дома, У С Т А Н О В И Л: ФИО2 обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указал следующее. Решением постоянно действующей межведомственной комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Троицкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ была одобрена возможность предоставления ему земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. Официально сообщение о приеме заявлений на предоставление в аренду данного участка было опубликовано в газете «Вперёд» ДД.ММ.ГГГГ. Он был единственным заявителем и начал процедуру оформления участка ДД.ММ.ГГГГ он оплатил работы по межеванию земельного участка в районном межевом центре. Он неоднократно устно обращался к межевикам по вопросу окончания работ, где ему объяснили, что сроки увеличены за счет того, что землеустроительное дело теперь идёт через Челябинск, что значительно удлиняет сроки оформления. Кроме этого, вместе с данным участком Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района готовит к торгам целый квартал застройки по <адрес>, поэтому им удобнее оформлять все участки вместе. ДД.ММ.ГГГГ участок по <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет. Но не было издано постановление Главы Троицкого муниципального района, не подготовлен и не заключен договор аренды земельного участка ни в течение 14 рабочих дней, ни позже. Проект постановления Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями готовило еще в декабре 2011 года, но по их информации, Глава его не подписала. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями по вопросу заключения договора аренды на оспариваемый участок, однако ему было отказано, в связи с тем, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес> выставлен на аукцион по продаже права на заключение договора аренды. На основании изложенного, ФИО2 просил обязать Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района заключить с ним договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, посёлок Ясные Поляны, <адрес>, взыскать расходы по уплате государственной пошлине, компенсировать расходы по копированию документов в сумме 60 рублей. В процессе подготовки дела к судебному разбирательству по ходатайству ФИО2 к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Администрация Троицкого муниципального района, ФИО2 изменил свои исковые требования и просил отменить решение постоянно действующей межведомственной комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Троицкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ относительно участка, расположенного по адресу: <адрес>., обязать Главу администрации Троицкого муниципального района принять нормативный акт о предоставлении земельного участка в аренду по адресу: <адрес> ФИО2, обязать Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, взыскать с ответчиков уплаченную госпошлину в размере <данные изъяты> рублей, расходы по копированию документов в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Представитель администрации Троицкого муниципального района ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.109), в судебном заседании требования ФИО2 не признал. Пояснил, что иск ФИО2 удовлетворению не подлежит, так как предоставление земельных участков в аренду в силу части 2 ст.<адрес> «О земельных отношениях» осуществляется только на торгах, а также в связи с тем, что ФИО5 несвоевременно выполнил условия по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет. Представитель Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района (далее - Управление) в судебном заседании не участвовал, о дате и месте судебного разбирательства Управление было извещено надлежащим образом (л.д.152). Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района. Суд, выслушав объяснения истца, представителя администрации Троицкого муниципального района, исследовав материалы дела, находит иск ФИО2 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30.1. Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 ст.24 ЗК РФ - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 ст.24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Согласно части 3 указанной выше статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Таким образом, в указанной выше статье Земельного кодекса РФ четко определен порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. В ней указано три варианта предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Это проведение аукциона по продаже земельного участка, проведение аукциона по продаже права аренды земельного участка и опубликование сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. В ней сказано, что договор аренды должен быть заключен с лицом, подавшим заявление о предоставлении земельного участка, если кроме него заявлений от других лиц в месячный срок со дня опубликования объявления о предоставлении земельного участка в аренду не поступило. Такой договор должен быть заключен в двухнедельный срок после постановки этого земельного участка на кадастровый учет. Аналогичный порядок предусмотрен и Положением о предоставлении земельных участков для строительства на территории Троицкого муниципального района <адрес>, утвержденным Постановлением Собрания депутатов Троицкого муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.26-33). Судом установлено, что в администрации Троицкого муниципального района постановлением Главы Троицкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Троицкого муниципального района (л.д.16-19). Межведомственная комиссия по вопросам предоставления земельных участков на территории Троицкого муниципального района (далее - Комиссия) уполномочена пунктом 2.2.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства на территории Троицкого муниципального района <адрес> (далее - Положение) рассматривать и принимать решения о предоставлении земельных участков. Согласно пункту 2.2.3. Положения по результатам рассмотрения заявления комиссия вправе принять решение о публикации в средствах массовой информации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, либо решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии с установленным порядком, либо решение от отказе в предоставлении земельного участка. Судом установлено, что согласно п.14 Положения об Управлении муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района (л.д.37-43) арендодателем при сдаче в аренду муниципального имущества выступает Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района. Управление осуществляет заключение, изменение и расторжение договоров аренды. Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Троицкого муниципального района (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.122). ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился с заявлением в Администрацию (л.д.119), в котором отказался от предоставления ему земельного участка по <адрес> в <адрес> и просил предоставить ему земельный участок по адресу: <адрес> (далее спорный земельный участок), поскольку первый земельный участок был очень большой для него. ДД.ММ.ГГГГ решением Комиссии заявление ФИО2 было удовлетворено (л.д.121). Комиссия приняла решение о предоставлении ФИО2 спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства общей площадью 1500 кв.м. на общих основаниях, то есть приняла решение о предоставлении земельного участка путем опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ Администрация опубликовала сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается вырезкой из газеты «Вперед» за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Судом установлено, что по истечению месяца со дня опубликования объявления в газете о приёме заявлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду Управление сообщило ФИО2 о необходимости предоставления в Управление межевого дела и кадастрового паспорта на спорный земельный участок, поскольку других претендентов на заключение договора аренды спорного земельного участка не было. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключил с МУП «<адрес> межевой центр» договор на проведение работ по межеванию спорного земельного участка, что подтверждается квитанцией - договором № (л.д.9). Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок после его межевания был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается копией кадастрового паспорта земельного участка (л.д.10). Судом установлено, что Главой Администрации не было принято решение о предоставлении ФИО2 в аренду спорного земельного участка, а Управлением не заключен договор о предоставлении ему в аренду этого земельного участка в сроки, предусмотренные частью 3 ст.30.1 ЗК РФ. Судом установлено, что Комиссия ДД.ММ.ГГГГ приняла решение (л.д.67-75), согласно которому спорный земельный участок был выставлен на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды. Данное решение Комиссия мотивировала тем, что претенденты на получение земельных участков в аренду своевременно не выполнили условия по межеванию и постановке земельных участков на государственный кадастровый учет (л.д.75). Таким образом, судом установлено, что, Комиссия, рассмотрев заявление ФИО2 о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, приняла решение о передаче ему этого земельного участка в аренду путем опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставления спорного земельного участка в аренду. Кроме ФИО2 других претендентов на заключение договора аренды спорного земельного участка после опубликования сообщения о предоставления земельного участка в аренду не появилось. ФИО2 принял меры к формированию спорного земельного участка, заключил договор на проведение межевания спорного земельного участка. На основании данных межевого дела спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ Администрация обязана была в двухнедельный срок после постановки спорного земельного участка на кадастровый учет предоставить этот земельный участок ФИО2 в аренду, а Управление заключить с ним договор аренды. Однако, как было установлено судом, Администрация не предоставила спорный земельный участок в аренду ФИО2, а Управление не заключило с ним договор аренды, Комиссия приняла решение выставить спорный земельный участок на аукцион. Суд считает указанные выше действия Администрации, Управления и Комиссии не законными, противоречащими ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ и поэтому полагает необходимым решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выставлении спорного земельного участка на аукцион отменить, обязать Администрацию принять решение о предоставлении ФИО2 спорного земельного участка в аренду и обязать Управление заключить с ФИО2 договор о передаче ему спорного земельного участка в аренду. Доводы представителя администрации о том, что иск ФИО2 удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с ч.2 ст.<адрес> «О земельных отношениях» предоставление земельных участков в аренду осуществляется лишь на торгах, суд считает несостоятельными, поскольку в данной статьёй предусмотрен порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, а не земель, находящихся в муниципальной собственности <адрес>. Несостоятельными суд считает и доводы представителя администрации о том, что решение Комиссии о выставлении спорного земельного участка является законным, поскольку ФИО2 несвоевременно выполнил межевание спорного земельного участка и поставил его на кадастровый учет, поскольку ФИО2 представил в суд доказательства, подтверждающие заключение с МУП «<адрес> межевой центр» договора о проведении межевания спорного земельного участка еще в июле 2011 года, а поэтому суд считает, что именно материалы по межеванию земельного участка, проведенные на основании этого договора стали основанием для постановки этого земельного участка на кадастровый учет. Кроме того, в Положении о предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства не установлены сроки, в течение которых ФИО2 должен был совершить действия по формированию земельного участка и постановке его на учет, а поэтому нет оснований и утверждать, что ФИО2 несвоевременно выполнил межевание и поставил на кадастровый учет спорный земельный участок. Требование ФИО2 о взыскании с ответчиков расходов по госпошлине удовлетворению не подлежит, так как в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины. По требованию ФИО2 о взыскании с ответчиков расходов, связанных по копированию документов в сумме 60 руб. суд решение не принимает, так как ФИО2 в судебном заседании отказался от взыскания этих расходов с ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отменить решение межведомственной комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Троицкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Главу администрации Троицкого муниципального района принять решение о предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого муниципального района заключить с ФИО2 договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Н.Н. Казанцева