апелляционное определение о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка



Апелляционное определение

25 февраля 2011 года г. Троицк Челябинская область

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи А.А. Путилова,

при секретаре Яцкевич Ю.В.,

с участием прокурора Пановой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства социальных отношений Челябинской области на решение мирового судьи судебного участка № 1 города Троицк Челябинской области от 22 декабря 2010 года

Установил:

Прокурор города Троицка Челябинской области обратился к мировому судье с иском в защиту прав и законных интересов Артемьевой А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации города Троицка Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании единовременного пособия при рождении ею 16 октября 2009 года ребенка А.Д.А., на том основании, что пособие в размере 11488 руб. 34 коп. ей назначено, но до настоящего времени не выплачено.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 города Троицка Челябинской области от 22 декабря 2010 года исковые требования удовлетворены, с Управления социальной защиты населения администрации города Троицка Челябинской области за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Артемьевой А.А. взыскано единовременное пособие при рождении ребенка в размере 11 488 руб. 34 коп.

Министерство социальных отношений Челябинской области просит отменить решение мирового судьи и принять новое решение о взыскании в пользу истицы суммы пособия за счет средств казны муниципального образования г. Троицк Челябинской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого мировым судьей решения в части определения источника финансирования. Считают, что Министерство и Фонд социального страхования РФ выполнили свои обязательства по финансовому обеспечению и перечислению средств на выплату единовременного пособия при рождении ребенка Артемьевой А.А. Поскольку пособие последней не было выплачено в результате незаконных действий специалиста отдела выплат УСЗН администрации г. Троицка, на основании ст. 1069 ГК РФ невыплаченное Артемьевой А.А. пособие подлежит возмещению соответствующим муниципальным образованием за счет казны муниципального образования.

Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение мирового судьи изменить в части источника финансирования, за счет которого следует произвести взыскание в пользу Артемьевой А.А. В обоснование сослались на то, что они перечислили Министерству социальных отношений сумму на выплату единовременного пособия при рождении ребенка Артемьевой А.А. в полном объеме. Считают, что взыскание единовременного пособия за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета может повлечь превышение пределов бюджетных ассигнований, и ущемление прав других лиц на получение пособий за счет этих трансфертов. Поскольку пособие не было выплачено в результате незаконных действий работника УСЗН администрации г. Троицка, подлежат применению нормы, устанавливающие ответственность за причинение вреда гражданам. На основании ст. 1069 ГК РФ считают, что пособие Артемьевой А.А. должно быть взыскано за счет казны муниципального образования г. Троицк.

В судебном заседании представитель Министерства социальных отношений Челябинской области не участвовал, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представители Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просили апелляционные жалобы удовлетворить.

Прокурор против удовлетворения апелляционных жалоб. Считает решение мирового судьи законным и обоснованным.

Артемьева А.А. просила принять решение на усмотрение суда, пояснила, что пособие до настоящего времени ей не выплачено и на ее счет никогда не зачислялось.

Представитель администрации города Троицк Челябинской области Завгородняя О.С., представитель финансового управления администрации города Троицк Челябинской области Абрамов А.С. и представитель управления социальной защиты населения администрации города Троицк Челябинской области Бочкарева Ю.А. просили в удовлетворении жалоб отказать, и оставить решение мирового судьи без изменения.

Уткина М.В. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение мирового судьи законным и обоснованным.

При вынесении решения 22 декабря 2010 года судья правильно определила нормы закона, которыми следовало руководствоваться, все юридически значимые обстоятельства, дала правильную оценку всем добытым доказательствам. Решение мотивировано, выводы судьи, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, добытым доказательствам. Нарушений материального права и процессуального закона не установлено.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (статьи 3 и 11) установлено право родителя на получение единовременного пособия при рождении ребенка.

До 1 января 2010 года единовременное пособие при рождении ребенка назначалось и выплачивалось одному из родителей, если родители, не работают - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (пункты 23 и 26 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 865, абзац 2 статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01 января 2010 года).

Данный порядок выплат закреплен в действующем с 01.01.2010 года «Порядке и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ N 1012н от 23.12.2009 года.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ, в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ, с 1 января 2010 года выплата указанного пособия производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 11 раздела 3 Положения об Управлении социальной защиты населения администрации города Троицк, утвержденного решением Собрания депутатов города Троицк Челябинской области от 18 февраля 2009 года № 13, Управление социальной защиты населения осуществляет на территории города Троицк реализацию мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области

Мировым судьей достоверно установлено, и это нашло свое подтверждение в апелляционной инстанции, что 16 октября 2009 года у Артемьевой А.А., проживающей в городе Троицк Челябинской области, родился сын А.Д.А. (л.д.13). В связи с этим она обратилась в Управление социальной защиты населения администрации города Троицк Челябинской области с заявлением о назначении и выплате ей единовременного пособия при рождении ребенка, представив все необходимые документы.

Решением начальника управления социальной защиты населения администрации города Троицк Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Артемьевой А.А. назначено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 11 488 руб. 34 коп. (л.д.8).

На основании заявки Министерства социальных отношений Челябинской области, Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации были направлены денежные средства на выплату единовременного пособия при рождении ребенка по Челябинской области, в том числе и для выплаты пособия Артемьевой А.А.

До настоящего времени пособие при рождении ребёнка в размере 11 488 руб. 34 коп. Артемьевой А.А. не выплачено, что сторонами не оспаривается.

Эти обстоятельства подтверждаются актом проверке перечисления сумм государственных пособий гражданам, имеющим детей, на их лицевые счета в кредитные учреждения от 16.03.2010 года (л.д.18), информацией о гражданах, которые не получили или частично получили пособия (л.д.19-20), выпиской из лицевого счета по вкладу (л.д. 15).

Приговором Троицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ Уткина М.В. была признана виновной в хищении путем мошенничества денежных средств в сумме 1 107 480 руб. 16 коп. перечисленных в период с ноября 2008 года по февраль 2010 года из средств фонда социального страхования РФ и бюджета Челябинской области на счет УСЗН администрации г. Троицка для выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и единовременного пособия при рождении ребенка (л.д.65-66).

Ввиду того, что Артемьевой А.А. назначено, но не выплачено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 11 488 рублей 34 копейки, то данное пособие, как и было постановлено решением мирового судьи, должно быть взыскано с Управления социальной защиты населения г. Троицка Челябинской области в соответствии с п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ N 1012н от 23.12.2009 года, и п. 11 раздела 3 Положения об Управлении социальной защиты населения администрации города Троицк, утвержденного решением Собрания депутатов города Троицк Челябинской области от 18 февраля 2009 года № 13.

Решение, мирового судьи о взыскании в пользу истицы указанного пособия с Управления социальной защиты населения администрации города Троицк Челябинской области, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, также является обоснованным и законным, в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ). Каких-либо иных источников финансирования расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка законодательством не предусмотрено.

Доводы изложенные в апелляционных жалобах о том, что при определении за чьих средств должно было быть взыскано пособие, судья должна была руководствоваться статьей 1069 ГК РФ, поскольку Артемьевой А.А. был причинен вред, так как та не получила пособие по причине незаконных действий работника УСЗН администрации города Троицк Уткиной М.В. не основаны на материальном праве и являются ошибочными.

Спорные правоотношения не могут быть урегулированы статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанные статьи регулируют правоотношения, возникшие в результате причинения гражданину вреда в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления.

Как следует из приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, Уткина М.В. в результате своих преступных действий причинила ущерб УСЗН администрации города Троицка, а не гражданке Артемьевой А.А. Деньги были похищены со счета УСЗН администрации г. Троицка. Денежные средства на счет истицы не поступали. Пособие истице назначено, но не было выплачено. Прокурор обратился с иском в защиту прав Артемьевой А.А. с требованием взыскать в ее пользу назначенное, но не выплаченное пособие. С требованиями о возмещении истице вреда он не обращался, таких требований истица также не заявляла.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным требованиям.

Доводы ответчиков, подавших апелляционные жалобы, о том, что решение о взыскании в пользу истицы единовременного пособия за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, фактически приведет к повторному финансированию и ущемлению прав других получателей пособия, может повлечь превышение пределов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, не могут являться основанием для отмены принятого мировым судьей решения и взыскания суммы пособия за счет казны муниципального образования, поскольку противоречат положениям Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1162 «О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке».

При таких обстоятельствах и в соответствии со 328 и 330 ГПК РФ, решение мирового судьи следует оставить без изменения, так как нарушений норм материального и процессуального права не установлено, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, а жалобы Министерства социальных отношений Челябинской области и Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 331-335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 города Троицк Челябинской области от 22 декабря 2010 года по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в интересах Артемьевой А.А. к Управлению социальной защиты населения администрации города Троицка Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий: