предоставление жилья



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2010 года

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего: Лобановой И.Н.

при секретаре: Богдан О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подседовой ФИО10 к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности, признании права на получение субсидии и взыскании денежной компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ

Подседова ФИО11 обратилась в суд с иском о признании за нею права на получение субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья и возложении на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанности поставить ее на учет в качестве вдовы погибшего ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на соответствующую социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением и нуждающейся в улучшении жилищных условий, взыскании с администрации Троицкого муниципального района Челябинской области денежной компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, на том основании, что она нуждается в жилом помещении, но ей незаконно отказано в реализации права на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании истица Подседова ФИО12 не участвовала, просит рассмотреть дело в ее отсутствие л.д.64). Ее интересы по доверенности представлял Исхаков ФИО13, который просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Клышева ФИО14 исковые требования не признала.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил отказать в удовлетворении иска к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о взыскании денежной компенсации морального вреда, и удовлетворить другие требования истицы по следующим основаниям:

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21, статьей 23.2 закона Российской Федерации «О ветеранах» в качестве меры социальной поддержки членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предусмотрено обеспечение нуждающихся жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Необходимость признания граждан, относящихся к категории ветеранов Великой Отечественной войны, малоимущими в целях обеспечения жильем, отсутствует.

Суд установил, что Подседова ФИО15 в установленном порядке признана вдовой участника Великой Отечественной войны, о чем Дата обезличена года ей выдано соответствующее удостоверение.

Она на условиях договора коммерческого найма проживает в неблагоустроенном жилом доме общей площадью 54,6 квадратных метра, расположенном по адресу: село ФИО6 района, ..., ..., ..., принадлежащем на праве собственности ФИО5, на основании договора купли-продажи, заключенногоДата обезличена года. Право собственности на дом зарегистрировано за ФИО5 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена года.

Ранее дом принадлежал сыну истицы ФИО7 на основании решения Троицкого районного суда Челябинской области от Дата обезличена года, вступившего в законную силу Дата обезличена года.

Собственник жилого дома вместе с истицей в доме никогда не проживал, не проживает в настоящее время, членом семьи собственника истица не является, общее хозяйство с нею не ведет.

Это подтверждается объяснением сторон, удостоверением, выданным Подседовой О.Ф. Дата обезличена года л.д.7), свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена года л.д.10), выпиской из лицевого счета л.д.11), договором найма жилого помещения от Дата обезличена года л.д.12-13), сведениями технического паспорта на жилой дом л.д.44-52), договором купли-продажи от Дата обезличена года л.д.33), показаниями свидетеля ФИО5.

Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля не имеется, ее показания последовательны, соответствуют исследованным судом доказательствам, свидетель не заинтересована в исходе дела.

В декабре 2009 года Подседова О.Ф. обратилась в администрацию ФИО16 с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении.

На основании решения жилищной комиссии администрации ФИО17 от 4 декабря 2009 года Подседова ФИО18 поставлена на учет на улучшение жилищных условий, и включена в список ветеранов, инвалидов и семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на том основании, что она 1914 года рождения, страдает рядом тяжелых хронических заболеваний, является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет, и проживает в неблагоустроенном жилье на условиях коммерческого найма.

Распоряжением Номер обезличен Главы администрации ФИО19 от Дата обезличена года списки ветеранов, куда включена истица, утверждены.

Общественная жилищная комиссия администрации Троицкого муниципального района не включила истца в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением на том основании, что Дата обезличена года она продала принадлежавший ей жилой дом, намеренно ухудшив свои жилищные условия. О своем решении она сообщила истице Дата обезличена года.

Это подтверждается объяснением сторон, выпиской из решения жилищной комиссии администрации ФИО20 от Дата обезличена года л.д.14), распоряжением Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.15), сообщением администрации Троицкого муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.16).

Подседова О.Ф. жилья на праве собственности, либо по договору социального найма никогда не имела и не имеет в настоящее время, вместе с собственником дома ФИО5 она в доме никогда не проживала, членом семьи собственника не являлась ранее, и не является в настоящее время. Она проживает в доме по адресу: село ФИО6 района ..., ..., ..., на условиях договора коммерческого найма.

Это подтверждается справкой Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ Челябинской области от Дата обезличена года л.д.9), свидетельством о государственной регистрации права собственности на дом, в котором она проживает л.д.10), сведениями лицевого счета л.д.11), договором найма жилого помещения, заключенным ею с ФИО5 Дата обезличена года л.д.12-13), сообщением Управления Росреестра по Челябинской области от Дата обезличена года л.д.17), содержанием договора купли-продажи от Дата обезличена года л.д.33), из которого следует, что продавцом дома являлся ФИО7, а не истица, решением Троицкого районного суда Челябинской области от Дата обезличена года л.д.62-63), которым установлено, что дом, в котором живет истица, строил ФИО7, и право собственности на дом признано за ним.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с положениями части 8 статьи 57 Жилищного кодека Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые последствия сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

С учетом положений указанной нормы закона речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства, подтверждающие, что договор купли-продажи жилого дома от Дата обезличена года заключала истица с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, суду не представлены.

Суд установил, что жилой дом по адресу: село ФИО6 района, ..., ..., ..., где истица проживает, ей не принадлежит, она членом семьи собственника не является. В соответствии с положениями части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации следует признать, что она, как член семьи собственника, права постоянного пользования этим жилым помещением, не имеет.

Она проживает в доме на условиях срочного договора коммерческого найма.

При таких обстоятельствах ссылка ответчика на намеренное ухудшение истицей жилищных условий несостоятельна.

Достоверно установлено, что Подседова О.Ф. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является нуждающейся в жилом помещении, жилищная комиссия администрации ФИО21 приняла решение о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий, это решение утверждено Главой администрации муниципального образования, в установленном порядке не оспорено и не отменено, доказательства намеренного ухудшения истицей жилищных условий отсутствуют, поэтому в соответствии с положениями статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации у ответчика не имелось оснований для отказа поставить истицу на учет в качестве вдовы погибшего ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на соответствующую социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением и нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ответчик не освобожден от обязанности всесторонне исследовать доводы заявителя о нуждаемости в жилом помещении, достоверно проверить обстоятельства, на которые ссылается заявитель, установить основания проживания в жилом помещении, и принять обоснованное решение.

Поскольку суд установил, что Подседова О.Ф. является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны, нуждается в жилом помещении, ей незаконно отказано в постановке на учет для обеспечения жилым помещением, на основании статьи 21 закона Российской Федерации «О ветеранах», статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации исковые требования о признании за нею права на получение субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья, и возложении на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанности поставить ее на учет в качестве вдовы погибшего ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на соответствующую социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением и нуждающейся в улучшении жилищных условий, следует удовлетворить.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 150 Гражданским кодексом Российской Федерации содержит перечень нематериальных благ, принадлежащих гражданину, которые он может защищать в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами. В частности такими нематериальными благами закон определяет жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, и другие.

Подседова ФИО22 основывает требование о взыскании денежной компенсации морального вреда на нарушении ее права на обеспечение жилым помещением.

Спор возник из обязательств по обеспечению социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, то есть речь идет о материальном благе.

Между тем статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает возможности денежной компенсации морального вреда при нарушении имущественных прав граждан, поэтому в рассматриваемом случае она не может быть применена.

Истица не доказала, что действиями ответчика нарушены ее неимущественные права и ей причинен моральный вред, поэтому в удовлетворении иска о взыскании денежной компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ

Признать за Подседовой ФИО23 право на получение субсидии из федерального бюджета на приобретение жилья и возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность поставить Подседову ФИО24 на учет в качестве вдовы погибшего ветерана Великой Отечественной войны, имеющей право на соответствующую социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением и нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Отказать Подседовой ФИО25 в удовлетворении иска о взыскании с администрации Троицкого муниципального района Челябинской области денежной компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: