оспаривание решения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего: Лобановой И.Н.

при секретаре: Богдан О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лугининой ФИО12 об оспаривании решения начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области и возложении обязанности

УСТАНОВИЛ

Лугинина ФИО13 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области от 24 мая 2010 года в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, и возложении на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области обязанности направить средства материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого ею жилого помещения расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., по договору купли-продажи, заключенному ею с ФИО2 Дата обезличена года, на том основании, что ей незаконно отказано в распоряжении указанными средствами.

В судебном заседании Лугинина ФИО14 заявление поддержала.

Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области Степина ФИО15 просила в удовлетворении заявления отказать, полагая отказ законным и обоснованным.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших при рассмотрении заявления, исследовав доказательства, суд решил заявление удовлетворить по следующим основаниям:

В соответствии с положениями статей 254 и 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Лугинина ФИО16 вправе оспаривать в суде отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, поскольку полагает, что этим отказом нарушены ее законные права и интересы.

Заявитель не пропустила установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок. Уведомление об отказе направлено ей 24 мая 2010 года, заявитель обратилась в суд 6 июля 2010 года.

В соответствии с положениями статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное право, способ защиты которого гражданин определяет самостоятельно.

Согласно положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность доказать законность и обоснованность принятого решения об отказе Лугининой ФИО18 в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, суд возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области (далее ГУ УПФ РФ), такие доказательства они суду не представили.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», одним из направлений использования материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий семьи.

Суд установил, что на основании решения ГУ УПФ РФ № 63 от 25 апреля 2007 года Лугининой ФИО19 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением Дата обезличена года третьего ребенка ФИО5.

Дата обезличена года Лугинина ФИО20 и ФИО21 заключили договор купли-продажи жилого дома, по которому ФИО22 продал, а Лугинина ФИО23, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО8, Дата обезличена года рождения, ФИО24, Дата обезличена года рождения, ФИО5, Дата обезличена года рождения, и ФИО6, Дата обезличена года рождения, купила в общую долевую собственность, по 1\5 доли в праве собственности каждому, жилой дом общей площадью 42,9 квадратных метра, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ....

По условиям пункта 2 указанного договора купли-продажи дом продан за 330178,75 рублей, которые выплачиваются продавцу за счет средств материнского капитала.

15 апреля 2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выполнена запись о регистрации на жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., права общей долевой собственности за Лугининой ФИО25 и ее несовершеннолетними детьми, и зарегистрировано существенное ограничение (обременения) права «ипотека в силу закона».

22 апреля 2010 года Лугинина Н.В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о направлении части неиспользованных средств материнского (семейного) капитала в размере 330178,75 рублей на оплату приобретаемого жилого помещения.

25 мая 2010 года ГУ УПФ РФ уведомило заявителя об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на том основании, что ею не представлено свидетельство о праве собственности продавца на отчуждаемое им имущество.

Это подтверждается объяснениями сторон, уведомлением № 25 от 24 мая 2010 года л.д.5), договором купли-продажи от Дата обезличена года л.д.6-8), свидетельствами о государственной регистрации права от 19 апреля 2010 года л.д.9-13), решением № 63 от 25 апреля 2007 года о выдаче государственного сертификата л.д.17-18), свидетельством о рождении ФИО5 л.д.21), свидетельством о рождении ФИО26 л.д.22), свидетельством о рождении ФИО8 л.д.23), уведомлением № 63 от 27 апреля 2007 года о выдаче государственного сертификата л.д.28), государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал л.д.31), заявлением Лугининой Н.В. от 22 апреля 2010 года л.д.35-37), показаниями свидетеля ФИО2.

Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля не имеется. Его показания последовательны, соответствуют исследованным судом доказательствам, свидетель не заинтересован в исходе дела.

До заключения договора купли-продажи Дата обезличена года ФИО9 и члены ее семьи жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма, ни на иных правах постоянного пользования, не имели, и нуждались в жилом помещении.

ГУ УПФ РФ при рассмотрении подобных заявлений не освобожден от обязанности всесторонне исследовать доводы заявителя о праве на распоряжение средствами материнского капитала, на которые он ссылается, и принять по заявлению обоснованное законное решение.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 994 от 4 декабря 2009 года, определяют перечень документов, которые необходимо предоставить одновременно с заявлением о распоряжении этими средствами. Одним из таких документов, Правила определили свидетельство о праве собственности физического лица, осуществляющего отчуждение жилого помещения, приобретаемого лицом, получившим сертификат.

Суд установил, что приобретаемый Лугининой Н.В. жилой дом, принадлежал продавцу ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ему Дата обезличена года после смерти его отца ФИО11, умершего Дата обезличена года л.д.38).

Право собственности на дом продавец ФИО2 регистрировал на основании свидетельства о праве на наследство одновременно с договором купли-продажи, заключенным им с Лугининой Н.В., и поэтому свидетельство о государственной регистрации права собственности ему не выдавали л.д.38,45).

В силу положений пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации жилой дом принадлежал ФИО2 со дня открытия наследства, то есть с 16 августа 2009 года, независимо от момента регистрации им права собственности на него, поэтому в соответствии со статьей 209 и 288 Гражданского кодекса Российской Федерации он обладал правом отчуждать жилой дом по договору купли-продажи.

В обоснование своих доводов о том, что продавец до отчуждения зарегистрировал право собственности на дом, Лугинина Н.В. предоставила в ГУ УПФ РФ свидетельство о праве на наследство по закону, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 апреля 2010 года.

Указанные документы являются достоверными доказательствами, подтверждающими право собственности продавца на отчуждаемое им имущество, и его право распорядиться этим имуществом, поэтому у ГУ УПФ РФ не имелось законных основания для отказа ФИО9 в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Приобретая жилой дом у ФИО2 в свою собственность, Лугинина Н.В. и ее дети улучшили свои жилищные условия, поскольку приобрели безусловное право пользоваться домом для постоянного проживания, приобрели право владеть, пользоваться и распоряжаться жилым помещением, поэтому следует признать, что действия заявителя по приобретению жилого дома соответствуют цели Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года, целевому использованию средств материнского (семейного) капитала, поэтому отказ заявителю в заявлении о распоряжении этими средствами на приобретение жилого дома по формальным основаниям, нельзя признать соответствующим требованиям закона, обоснованным и справедливым.

При таких обстоятельствах следует признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ от 24 мая 2010 года в удовлетворении заявления Лугининой ФИО27 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату жилого помещения по договору купли-продажи от Дата обезличена года, и возложить на них обязанность по заявлению Лугининой ФИО28 направить средства материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., по договору купли-продажи от Дата обезличена года.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 192, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области от 24 мая 2010 года в удовлетворении заявления Лугининой ФИО29 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату жилого помещения по договору купли-продажи от Дата обезличена года.

Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицк и Троицком районе Челябинской области обязанность по заявлению Лугининой ФИО31 направить средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., по договору купли-продажи от Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: