РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2010 года
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Лобановой И.Н.
при секретаре: Богдан О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллазанова ФИО14 к администрации города Троицк Челябинской области, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании действий незаконными, восстановлении в списках, признании права на получение и выдаче государственного жилищного сертификата на получении субсидии.
УСТАНОВИЛ
Абдуллазанов ФИО15 обратился в суд с иском о признании незаконным исключение его из сводного списка граждан получателей социальной выплаты по Челябинской области, возложении на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обязанности восстановить его в указанном списке, признании за ним права на получение субсидии за счет средств федерального бюджета и государственного жилищного сертификата для приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 квадратных метра, возложении на Министерство регионального развития Российской Федерации обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат, на том основании, что он не имеет жилья, нуждается в жилом помещении, но он без законных оснований исключен из сводного списка нуждающихся в жилом помещении, и ему незаконно отказано в выдаче Государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истец Абдуллазанов ФИО16 не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие л.д.87). Его интересы представляла Чиганова ФИО17, которая просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Троицк Челябинской области Завгородняя ФИО18 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Абдуллазанова ФИО19 просила иск удовлетворить.
Представители Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и Министерства регионального развития Российской Федерации в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие и отказать истцу в иске л.д.90, 35-36, 38-41,91).
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил удовлетворить исковые требования по следующим основаниям:
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на предоставление жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее Правила).
Согласно пункту 6 Правил участвовать в Подпрограмме могут граждане, указанные в пункте 5 Правил. В соответствии с указанным пунктом право на участие в подпрограмме, в частности, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Необходимость признания указанной категории граждан малоимущими, в целях обеспечения жильем, отсутствует.
Суд установил, что Абдуллазанов ФИО20 является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в части 1 пункта три статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», о чем ему выдано соответствующее удостоверение.
Это подтверждается объяснением представителя истца, удостоверением серии Б № 031401 л.д.7), и в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.
С 1999 года Абдуллазанов ФИО21 состоял в администрации города Троицк Челябинской области в общем списке граждан, нуждающихся в жилом помещении. На основании решения жилищной комиссии № 17 от 11 октября 1999 года, утвержденного постановлением Главы администрации города Троицк Челябинской области, он, составом семьи два человека, был включен в льготный список граждан, нуждающихся в жилом помещении, на том основании, что «получил удостоверение участника ликвидации последствий на производственном объединении «Маяк».
Абдуллазанов М.А. подал заявление о включении его в списки граждан - получателей субсидии для приобретения жилья, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и был включен в сводный список граждан - получателей социальной выплаты по челябинской области. На август 2009 года он значился в этом списке под номером 1, в качестве члена его семьи в списке значилась его жена Абдуллазанова ФИО22.
Постановлением администрации города Троицк Челябинской области № 1610 от 31 августа 2009 года было утверждено решение жилищной комиссии № 6 от 31 августа 2009 года, которым Абдуллазанов М.А. был исключен из указанного списка «в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы».
На основании решения жилищной комиссии администрации города Троицк Челябинской области № 1 от 25 января 2010 года истец восстановлен в списке граждан-получателей субсидий, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в Муниципальном образовании «город Троицк», с даты постановки на учет, с 11 октября 1999 года.
Данное решение утверждено постановлением администрации города Троицк Челябинской области № 41 от 25 января 2010 года, на момент рассмотрения спора оно не отменено, недействительным не признано, в настоящее время не оспаривается.
26 марта 2010 года Глава города Троицк Челябинской области ФИО39 сообщил Министру радиационной и экологической безопасности Челябинской области ФИО40 о том, что Абдуллазанов М.А. восстановлен в списках граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк».
Это подтверждается объяснением сторон, удостоверением № 031401 л.д.7,47), сообщениями администрации города Троицк от 20 июня 2006 года л.д.8), от 28 декабря 2006 года л.д.9), от 20 мая 2010 года л.д.109), заявлениями Абдуллазанова М.А. л.д. 12,15), списком граждан-получателей субсидии на 1 марта 2010 года, где Абдуллазанов М.А. значится под номером 1 л.д.17), постановлением администрации города Троицк Челябинской области № 41 от 25 января 2010 года л.д.18), протоколом заседания жилищной комиссии администрации города Троицк от 25 января 2010 года л.д.19-28), заявлениями Абдуллазановой Р.Ш. л.д.44,45), свидетельством о браке л.д.48), постановлением Главы администрации города Троицк № 511 от 11 октября 1999 года л.д.51), протоколом заседания жилищной комиссии от 11 октября 1999 года л.д.51-52), описью документов, представленных истцом для постановки на очередь на государственный жилищный сертификат л.д.58), заявлением Абдуллазанова М.А. о включении в программу на получение сертификата л.д.59), заявлением истца о включении в состав участников подпрограммы л.д.61), списком граждан, признанных нуждающимися на 24 марта 2010 года, где Абдуллазанов М.А. значится под номером 1 л.д.71), постановлением администрации города Троицк Челябинской области № 1610 от 31 августа 2009 года л.д.81), протоколом заседания жилищной комиссии от 31 августа 2009 года л.д.82-85), сообщением главы города Троицк от 26 марта 2010 года л.д.70), списком граждан л.д.71).
Абдуллазанов ФИО23 проживает в доме с рождения, до своей смерти там проживала его мать Абдуллазанова ФИО24, умершая в 1992 году. Абдуллазанова ФИО25 вселилась в дом после вступления в зарегистрированный брак с истцом - и проживает в доме с 2 января 1960 года. Собственник жилого дома Абдуллазанов ФИО26 проживал в доме с рождения до 1977 года.
С 1985 года до настоящего времени истец проживает в неблагоустроенном жилом доме, расположенном по адресу: город Троицк, Челябинской области, улица ..., принадлежащем на праве собственности его сыну Абдуллазанову ФИО27, с женой Абдуллазановой ФИО28, на условиях договора коммерческого найма, заключенного с собственником дома 31 мая 2005 года, сроком действия - до 31 мая 2010 года. Срок действия договора истек и на момент рассмотрения спора не продлен.
Жилой дом принадлежит Абдуллазанову ФИО29 на основании договора дарения, заключенного им с матерью истца Абдуллазановой ФИО30 31 мая 2003 года. Право собственности на дом зарегистрировано за ним в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ранее дом принадлежал Абдуллазановой ФИО31 на основании договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке.
Указанный жилой дом шлаколитой, общей площадью 62,1 квадратных метра, жилой площадью 41,8 квадратных метра, состоит из двух жилых комнат и кухни, неблагоустроен, с печным отопление, в доме нет воды, канализации, туалета.
...
Это подтверждается объяснениями представителя истца, третьего лица Абдуллазановой Р.Ш., договором дарения от 31 мая 1985 года л.д.50), актом проверки жилищных условий от 29 марта 2000 года л.д.53), справками Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ по Челябинской области л.д.54,57,60,64-66) справками о составе семьи л.д.55,56,57), сообщениями Управления Росреестра по Челябинской области л.д.62,67,68), справками МСЭ-2004 № 4245782 и МСЭ-2006 №000391233 л.д.63), сообщением Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ по Челябинской области от 31 марта 2010 года л.д.69), договором коммерческого найма, справкой о состоянии здоровья Абдуллазанова М.А. л.д.76), сведениями домовой книги л.д.77-80).
Собственник дома Абдуллазанов Б.М. в доме не проживает с 1977 года, он проживает со своей семьей в городе Казань, составом семьи 4 человека, в малосемейном общежитии. В настоящее время он намерен продать жилой дом, в котором проживает истец с женой, чтобы улучшить свои жилищные условия, отказался продлить с ними договор найма жилого помещения, и предложил им его освободить.
Общее хозяйство истец с собственником жилого дома не ведет, его семья, и семья сына живут отдельно, только на свои доходы, ведут отдельный бюджет, отдельно питается, пользуется отдельной, своей мебелью и предметами домашнего обихода.
Это подтверждается объяснением представителя истицы, третьего лица, финансовым лицевым счетом л.д.74-75), доводы представителя истца и Абдуллазаной Р.Ш. о том, что сын намерен продать дом, и просит его освободить, в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.
Суд установил, что ни Абдуллазанов ФИО33, ни его жена Абдуллазанова ФИО32 на территории России никогда жилья, ни на праве собственности, ни по договору социального найма, не имели, и не имеют в настоящее время, жилой дом, расположенный по адресу: город Троицк, Челябинской области, ..., ..., истцу и членам его семьи никогда не принадлежал, и не принадлежит в настоящее время, истец членом семьи собственника не является, Абдуллазанов М.А. и его жена Абдуллазанова Р.Ш. не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилого помещения, проживают в доме на условиях коммерческого найма жилого помещения, решение жилищной комиссии о восстановлении истца в списках нуждающихся в жилом помещении недействительным не признано, в настоящее время не оспаривается, поэтому в соответствии с положениями части 1 статьи 31 и пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует признать, что он права постоянного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: город Троицк, Челябинской области, ..., ..., не приобрел, и является нуждающимся в жилом помещении.
Доводы представителя ответчика о том, что Абдуллазанов М.А. является членом семьи собственника жилого помещения, что он обеспечен жильем, и в жилом помещении не нуждается, необоснованны, достоверными доказательствами не подтверждены, опровергаются исследованными судом доказательствами, поэтому ссылка ответчика на обеспеченность истца жилой площадью более учетной нормы, не состоятельны.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику Подпрограммы.
Поскольку суд установил, что Абдуллазанов М.А. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», нуждается в жилом помещении, его незаконно исключили из сводного списка, и после восстановления в списках очередников органом местного самоуправления, не восстановлен в сводном списке, на основании пункта 26 Правил, статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации исковые требования о признании за Абдуллазановым ФИО34 права на получение субсидии за счет средств федерального бюджета и государственного жилищного сертификата для приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 квадратных метра, признании незаконным исключение его из сводного списка граждан получателей социальной выплаты по Челябинской области и возложении на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обязанности восстановить его в указанном списке, следует удовлетворить. Поскольку суд принял решение о восстановлении нарушенного права истца, указанную обязанность ответчик должен исполнить немедленно.
В соответствии с пунктом 35 Правил государственный заказчик Подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти, поэтому на основании пунктов 26, 34 и 35 Правил следует принять решение о возложении на Министерство регионального развития Российской Федерации обязанности предоставить для Абдуллазанова ФИО35 за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 квадратных метра, выпустить и распределить для него государственный жилищный сертификат. С учетом времени, необходимого для выполнения указанной обязанности и баланса интересов сторон, суд полагает разумным и справедливым установить срок исполнения этой обязанности - в течение шести месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ
Признать незаконным исключение Абдуллазанова ФИО36 из сводного списка граждан получателей социальной выплаты по Челябинской области и возложить на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обязанность немедленно восстановить его в указанном списке.
Признать за Абдуллазановым ФИО37 право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета и государственного жилищного сертификата для приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 квадратных метра.
Возложить на Министерство регионального развития Российской Федерации обязанность в течение шести месяцев предоставить для Абдуллазанова ФИО38 за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 42 квадратных метра, выпустить и распределить для него государственный жилищный сертификат.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, через Троицкий городской суд, в течение 10 дней.
Председательствующий: