оспаривание решения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2010 года

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего: Лобановой И.Н.

при секретаре: Богдан О.А.

рассмотрев с участием прокурора Сметаниной М.В. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Троицк Челябинской области в защиту интересов Хужахметова ФИО14 и Хужахметовой ФИО15 к администрации города Троицк Челябинской области о признании недействительным и отмене постановления, признании нуждающимися в жилом помещении, признании права на участие в подпрограмме и восстановлении в списках

УСТАНОВИЛ

Прокурор города Троицк Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов Хужахметова ФИО14 и Хужахметовой ФИО15 к администрации города Троицк Челябинской области о признании недействительным и отмене постановления администрации города Троицк Челябинской области № 41 от 25 января 2010 года «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии № 1 от 25 января 2010 года», признании нуждающимися в жилом помещении, признании права на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицк на 2009-2010 годы, и возложении обязанности восстановления истцов в списках участников указанной подпрограммы.

В обоснование иска указал, что истцы необоснованно были исключены из списков участников указанной подпрограммы, поскольку своего жилья не имеют, нуждаются в жилом помещении и желают стать ее участниками.

В судебном заседании помощник прокурора города Троицк Челябинской области Сметанина ФИО18, истцы Хужахметов ФИО14 и Хужахметова ФИО15 исковые требования просили удовлетворить.

Представитель ответчика, администрации города Троицк Челябинской области Шиндина ФИО21 просила в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям:

В соответствии с Паспортом подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17 сентября 2010 года (с изменениями и дополнениями) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», а так же Паспортом подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», утвержденным постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года № 969 «О принятии областной целевой Программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы, городской целевой Программой по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицке на 2006 - 2010 годы, принятой решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области третьего созыва № 11 от 15 февраля 2006 года, постановлением администрации города Троицк Челябинской области от 30 июня 2009 года № 1244, Порядком предоставления молодым семьям социальной выплаты для улучшения жилищных условий на территории города Троицк, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющая собственные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, либо доход, достаточный для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях.

Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления молодым семьям социальной выплаты для улучшения жилищных условий (далее Порядок) отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты допускается в случае, если не представлены в полном объеме документы, предусмотренные перечнем, предоставлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий.

В приложении № 4 к Порядку и пункте 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, содержится перечень документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, среди которых указаны: документы, подтверждающие доход заявителя и членов его семьи.

Суд установил, что *** 2008 года Хужахметов ФИО14 обратился к Главе муниципального образования город Троицк Челябинской области ФИО8 с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

К указанному заявлению он приложил: копии свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: город Троицк, Челябинской области, улица ..., копию договор купли-продажи 1\2 доли в праве собственности указанного жилого дома, сообщения Управления ФРС по челябинской области об отсутствии у них сведений о регистрации права собственности на жилые помещения за ФИО29 ФИО27., ФИО28 копию свидетельства о заключении брака, копии свидетельства о рождении детей, копии паспортов, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности на дом ... в городе Троицк, справку о работе Хужахметовой Е.А. в ООО ФИО23 с 17 января 2002 года, справку Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ Челябинской области, справку о составе семьи, копию трудовой книжки Хужахметова Э.Ш., справки о доходах Хужахметовой Е.А. и о том, что она находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, копию домовой книги, справку о доходах Хужахметова Э.Ш. и с места его работы.

В заявлении от *** 2008 года Хужахметов Э.Ш. и Хужахметова Е.А. указали, что с условиями участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы ознакомлены, и обязуются ее выполнять.

На основании решения жилищной комиссии от 17 марта 2009 года, утвержденного постановлением Главы администрации города Троицк Челябинской области № 398 от *** 2009 года, Хужахметов ФИО14, проживающий по адресу: город Троицк Челябинской области, улица ..., составом семьи 5 человека, признан нуждающимся в предоставлении социальных выплат и поставлен на учет в список граждан - участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицк на 2008-2010 годы.

Это подтверждается объяснениями сторон, заявлением Хужахметова Э.Ш. л.д.6), свидетельствами о государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: город Троицк, Челябинской области, улица ... л.д.7,8), договором купли-продажи 1\2 доли в праве собственности указанного жилого дома, заключенным 19 мая 1998 года л.д.9) сообщениями Управления ФРС по Челябинской области об отсутствии у них сведений о регистрации права собственности на жилые помещения за ФИО29 ФИО27., ФИО28 л.д.10-12), свидетельством о заключении брака л.д.13), свидетельствами о рождении детей л.д.14-15), выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности на дом ... в городе Троицк от 23 сентября 2008 года л.д.22) и от 22 сентября 2008 года л.д.23), справкой о работе Хужахметовой Е.А. в ООО ФИО23 с 17 января 2002 года л.д.24), справкой Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ Челябинской области от 22 сентября 2008 года л.д.26), справкой о составе семьи и зарегистрированных в доме лицах л.д.26), сведениями трудовой книжки Хужахметова Э.Ш. л.д.27-28), справками о доходах Хужахметовой Е.А. л.д.29,30, 31,36,39 и о том, что она находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет л.д.32), сведениями домовой книги л.д.33-34), справками о доходах Хужахметова Э.Ш. и с места его работы л.д.35, 37, 38, 40, 41), постановлением Главы администрации города Троицк Челябинской области № 398 от 17 марта 2009 года л.д.49), протоколом заседания жилищной комиссии № 1 от 17 марта 2009 года л.д.49-50).

На момент подачи заявления и принятия решения о признании истца нуждающимся в предоставлении социальной выплаты и постановке на учет действовал Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 13 мая 2006 года «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», и постановление Главы администрации города Троицк Челябинской области № 864 от 11 декабря 2006 года, которым был утвержден Порядок предоставления безвозмездных субсидий на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

В соответствии с условиями указанных норм для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы (пункт 15 Правил), в том числе: копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность, всех членов семьи (все страницы), копии документов, подтверждающих состав семьи, справку с места работы, подтверждающую доход каждого трудоспособного члена семьи, выписку из решения органа местного самоуправления о признании семьи нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья, копию финансового лицевого счета, копии справки органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у членов семьи, копию справки цента технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилья на праве собственности на всех членов семьи за последние 5 лет, документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На момент признания нуждающимся в предоставлении социальных выплат и включения в список участников подпрограммы истцы в администрацию города не представили документы, подтверждающие, что они имели достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно справке о составе семьи и объяснениям истцов, членами семьи Хужахметова Э.Ш. на момент подачи заявления, и в настоящее время, являются: его жена Хужахметова ФИО15, дочь Хужахметова ФИО27, *** года рождения, дочь Хужахметова ФИО28, *** года, и сын Хужахметов ФИО29, *** года рождения.

Решение жилищной комиссии от *** 2008 года не соответствует требованиям установленного порядка учета такой категории граждан, поскольку к заявлению на участие в подпрограмме Хужахметов Э.Ш. не приложил документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области № 207 от 21 декабря 2005 года утверждена учетная норма площади жилого помещения - 9 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах.

Истцы не достигли возраста 35 лет, они проживали и проживают в настоящее время в принадлежащей им на праве собственности 1\2 доли в праве жилого дома общей площадью 66,8 квадратных метра, расположенного по адресу: город Троицк, Челябинской области, улица ... Вместе с ними в доме проживают трое детей. Другого жилья ни истцы, ни члены их семьи, не имеют.

На каждого из проживающих приходится по 6,68 квадратных метра общей площади, то есть менее учетной нормы площади жилого помещения, что свидетельствует о наличии оснований для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На момент подачи заявления на участие в программе Хужахметов Э.Ш. имел среднемесячный доход в виде заработной платы в размере **** рубля л.д.38). На его иждивении находились трое несовершеннолетних детей, и жена Хужахметова Е.А., которая не работала, поскольку была занята уходом за новорожденным ребенком, и получала пособие в размере **** рублей ежемесячно л.д.29).

Постановлением Губернатора Челябинской области от 15 апреля 2009 года № 101 установлена величина прожиточного минимума в Челябинской области в первом квартале 2009 года - для трудоспособного населения - 5010 рублей, для детей - 4440 рублей.

За шесть месяцев доходы семьи должны составлять не менее 215446 рублей \(5010+5010+4440+4440+4440)х6:0.65\. Доходы семьи на дату включения в списки были ниже прожиточного минимума, который за шесть месяцев на семью составлял **** рубля.

Документы, подтверждающие наличие других источников средств существования семьи, признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, возможность получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях, документы, подтверждающие возможность и желание истцов использовать для оплаты средства Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и средства от продажи доли жилого дома, в котором семья проживает, истцы в администрацию города Троицк не представили.

При таких обстоятельствах у жилищной комиссии не имелось оснований для принятия решения о признании истцов нуждающимися в предоставлении социальных выплат и постановке их на учет в список участников подпрограммы и у Главы администрации города Троицк челябинской области не было оснований для принятия постановления об утверждении этого решения.

На основании решения жилищной комиссии **** от *** 2010 года, утвержденного постановлением администрации ... области **** от *** 2010 года Хужахметов ФИО14 исключен из списка граждан - участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицк на 2009 -2010 годы «в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении социальной выплаты» л.д.51-53).

Выписка из указанного Постановления выслана истцам *** 2010 года л.д.46), по их утверждению они получили копию этого постановления *** 2010 года, в суд обратились *** 2010 года, то есть за пределами срока, установленного частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой закона причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

С заявлением о восстановлении пропущенного срока истцы не обращались. Их доводы о том, что они пропустили этот срок, поскольку обращались за защитой нарушенного права в прокуратуру, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока, поскольку к прокурору с заявлением они обратились *** 2010 года л.д.121), то есть тоже за пределами установленного трехмесячного срока со дня, когда они узнали о нарушении своих прав.

В соответствии с положениями пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (в редакции от 27 января 2009 года) основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, в частности, являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 Правил, непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил.

Суд установил, что по количеству членов семьи истцы могут претендовать на квартиру общей площадью не менее 90 квадратных метра. Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 22 января 2009 года № 1\1 определена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 1 квартал 2010 года по Троицкому городскому округу - 29520 рублей. При стоимости квартиры в 2656800 рублей, истцам необходимо иметь собственные денежные средства в размере 1328400 рублей.

В настоящее время Хужахметова Е.А. не работает и доходов не имеет, в семье работает, и имеет доходы только Хужахметов Э.Ш., его доходы за 6 месяцев 2010 составили **** рублей л.д.127), на его иждивении находятся нетрудоспособная жена и трое несовершеннолетних детей. Для оплаты стоимости квартиры они могут использовать средства Государственного сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 343000 рублей, деньги от продажи автомашины в размере 290 000 рублей л.д.128-135).

Согласно статьям 56 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими доказательствами.

Доказательства в подтверждение наличия собственных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, либо дохода, достаточного для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях, в подтверждение стоимости жилого помещения по ..., возможности его реализации и доказательства возможности получения ипотечного кредита на момент принятия решения о постановке их на учет и включения в списки и на момент рассмотрения спора, истцы суду не представили.

Пояснения свидетеля ФИО13 о том, что он «поможет» истцам денежными средствами, при отсутствии письменных обязательств предоставления такой помощи и доказательств наличия таких денежных средств у свидетеля, нельзя признать доказательством, подтверждающим наличие у истцов достаточных денежных средств для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Истцы не представили в администрацию города полный пакет необходимых документов, не представили документы, достоверно подтверждающие их право на участие в указанной подпрограмме, поэтому следует признать, что они были включены в число участников подпрограммы необоснованно, и у администрации города Троицк Челябинской области имелись все основания для принятия решения об исключении их из указанных списков. Это решение обосновано и соответствует требованиям закона.

Определить нуждаемость семьи Хужахметовых в предоставлении социальных выплат в рамках данного гражданского дела невозможно, поскольку суд не относится к органу, который может принять такое решение, документы, подтверждающие указанные обстоятельства, в полномочный орган они до настоящего времени не представили, не представили суду доказательства, свидетельствующие о наличии достаточных доходов или денежных средств в настоящее время.

То обстоятельство, что истцы состояли в списках участников подпрограммы, не может являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований и восстановления их в списках участников подпрограммы, поскольку само по себе это обстоятельство не свидетельствует о наличии права, а достоверные доказательства, подтверждающие это право, истцы суду не представили.

При таких обстоятельствах в удовлетворении всех исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 14, 56, 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ

Отказать прокурору города Троицк Челябинской области в удовлетворении иска, заявленного в защиту интересов Хужахметова ФИО14 и Хужахметовой ФИО15, к администрации города Троицк Челябинской области о признании недействительным и отмене постановления администрации города Троицк Челябинской области № 41 от 25 января 2010 года «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии № 1 от 25 января 2010 года», признании нуждающимися в жилом помещении, признании права на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Троицк на 2009-2010 годы, и возложении обязанности восстановления истцов в списках участников указанной подпрограммы.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, через Троицкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: