Решение
Именем Российской Федерации
30 декабря 2010 года г. Троицк Челябинская область
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Путилова А.А.,
при секретаре Коротовских Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бражевской О.О. к администрации города Троицка Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения
Установил:
Бражевская О.О. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию города Троицка Челябинской области и Правительства Челябинской области обязанность вне очереди предоставить ей за счет средств областного бюджета по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в городе Троицк Челябинской области.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ. решением Троицкого городского суда запись об отце в актовой записи о ее рождении аннулирована, мать ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем она была передан под опеку, и на основании постановления главы города Троицка Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года № поставлена на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Впоследствии истица уточнила исковые требования к ответчикам, просила обязать Правительство Челябинской области выделить администрации г. Троицка денежные средства из областного бюджета, необходимые для приобретения жилого помещения не менее 30 кв.м., обязать администрацию г. Троицка за счет средств, предоставленных Правительством Челябинской области, приобрести и предоставить ей вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах города Троицка.
В судебном заседании истица Бражевская О.О. исковые требования поддержала, сославшись на обоснования, указанные в исковом заявлении.
Представитель истицы Саночкина О.В. в судебном заседании исковые требования Бражевской О.О. поддержала.
Представитель ответчика - администрации города Троицк Челябинской области Завгородняя О.С. исковые требования не признала. Пояснила, что финансирование органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет финансовых средств Челябинской области. Администрацией г. Троицка утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем. Удовлетворение исковых требований Бражевской О.О. нарушит права детей, поставленных на учет ранее Бражевской и также имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что учет детей, оставшихся без попечения родителей, и наделение их жилыми помещениями из состава муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления. К компетенции Правительства Челябинской области не относится обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации города Троицка Челябинской области Халитова Д.Т. просит исковые требования не поддержала, считает, что решение будет нарушать права других детей сирот, у которых право на получение жилья возникло ранее, чем у истицы.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.
На основании постановления Главы администрации Троицкого района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Бражевская О.О. была передана под опеку, поскольку мать девочки умерла ДД.ММ.ГГГГ года, запись об отце ФИО2 в актовой записи о рождении исключена на основании решения Троицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Бражевская О.О. своего жилья не имеет, за ней не закреплено жилое помещение, на основании постановления Главы города Троицка Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на регистрационный учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, где состоит с 2006 года до настоящего времени.
Это подтверждается объяснением сторон, свидетельством о смерти ФИО. (л.д. 8), копией решения Троицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 6), справкой о заключении Бражевской Н.Н. брака (л.д. 9),справкой о рождении Бражевской О.О. (л.д. 9), постановлением главы Троицкого района от 04.09.2001г. № 448 (л.д. 10), сообщениями администрации г. Троицка от 27.04.2009г., 23.09.2010г. (л.д. 12, 13), постановлением главы администрации г. Троицка от 18.08.2006г. № 554 (л.д. 26), постановлением главы администрации г. Троицка от 01.03.2010г. № 298 «Об утверждении списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях» (л.д. 27-50), уведомлением Россреестра (л.д. 83), справкой ОГУП «ОЦТИ» (л.д. 84).
В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета.
27 июня 2006 года Бражевская О.О. окончила обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральская государственная академия ветеринарной медицины Троицкий аграрный техникум» (л.д. 11), и временно проживает в съемном жилом помещении.
Бражевская О.О. не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда, до настоящего времени это право не реализовано, у органа местного самоуправления возникла обязанность незамедлительно предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, поэтому на администрацию города Троицк Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели, а на Правительство Челябинской области - обязанность выделить администрации города Троицк Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Бражевской Олесе Олеговне.
С учетом требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Бражевской О.О. по договору социального найма должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и технически требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в городе Троицк Челябинской области.
Доводы ответчиков о том, что предоставление квартиры истицы будет нарушать права других лиц, а также то, что у администрации отсутствует свободный жилой фонд и денежные средства для приобретения жилья не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что это предоставление не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом размер площади предоставляемого жилого помещения, должен быть не ниже установленных социальных норм по городу Троицку Челябинской области, а не как просит истица не менее 30 кв. метров.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Решил:
Возложить на администрацию города Троицка Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Бражевской О.О. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм в г. Троицк Челябинской области, расположенное в том же городе.
Возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации города Троицка Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Бражевской О.О..
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: