РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Лобановой И.Н.
при секретаре: Богдан О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курилова ФИО14 к администрации города Троицк Челябинской области и военному комиссариату Челябинской области о признании за ним права на предоставление жилого помещения, признании нуждающимся в жилом помещении за счет средств социальной выплаты, возложении обязанности восстановить его в списках очередников
УСТАНОВИЛ
Курилов ФИО15 обратился в суд с иском к администрации города Троицк Челябинской области и военному комиссариату Челябинской области о признании за ним права на предоставление жилого помещения «по линии Министерства обороны Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета (органов исполнительной власти), признании его нуждающимся в жилом помещении, за счет средств социальной выплаты, возложении на ответчиков обязанности восстановить его в списках очередников «на получение жилого помещения».
В обоснование данного иска указал, что в 1992 году он был уволен с действительной военной службы в запас по статье <данные изъяты> Выслуга лет в Вооруженных силах Российской Федерации в календарном исчислении составила 14 лет и 4 месяца, в льготном исчислении - 23 года, 4 месяца.
С 1994 года он, как нуждающийся в улучшении жилищных условий в администрации города Троицк Челябинской области состоял в списках очередников - военнослужащих на предоставление жилого помещения. По неизвестным ему причинам был из этого списка исключен, и до настоящего времени не обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства «посредством использования средств социальной выплаты».
В судебном заседании истец Курилов ФИО16 исковые требования поддержал.
Представитель администрации города Троицк Челябинской области Барышникова ФИО17 просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель военного комиссариата Челябинской области Тараскина ФИО18 просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям:
В соответствии с положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец в обоснование своих исковых требований ссылается на его право получить жилое помещение на том основании, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года он, как имеющий выслугу лет военной службы более 10 лет, и уволенный с военной службы <данные изъяты>, имеет гарантированное государством право на предоставление жилого помещения за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, и это его право ответчиками не обеспечено. Утверждает, что подал заявление о постановке его на учет в 1994 году, и полагает, что исключен из списков очередников в 1997 году.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 77 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 года, действовавшего в период прохождения Куриловым С.А. военной службы, и до 1 марта 1993 года, обеспечение жилым помещением офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производилось исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, установленном Советом Министров СССР.
В 1994 и 1997 годах порядок учета лиц из числа военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, определялся постановлением Совета Министров СССР от 07 сентября 1989 года № 734 «О мерах по улучшению обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку», в соответствии с положениями которого указанные лица, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимались на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без предоставления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения.
Из смысла указанных норм закона следует, что государство и ранее гарантировало, и гарантирует в настоящее время предоставление жилья исключительно нуждающимся в жилом помещении военнослужащим.
Суд установил, что Курилов ФИО19 проходил военную службу с 1977 года по март 1992 года, в том числе с ноября 1981 года по март 1992 года - в поселке <адрес>, где проживал с семьей в квартире, расположенной по <адрес>, и имеет стаж военной службы в календарном исчислении 14 лет 04 месяца, в льготном исчислении 23 года 4 месяца.
Он уволен с военной службы по пункту № Федерального закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» <данные изъяты>
После окончания службы, в 1992 году он переехал в <адрес>, где проживал до 1994 года, и в 1994 году с женой Куриловой ФИО20 и детьми: Куриловой ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Куриловым ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переехал для постоянного проживания в город Троицк Челябинской области.
В 1996 году супруге истца Куриловой ФИО23 была предоставлена четырехкомнатная благоустроенная квартира общей площадью 95,2 квадратных метра, жилой площадью 51,2 квадратных метра, расположенная по адресу: <адрес>, куда она вселилась вместе с истцом и детьми.
20 сентября 1996 года все в указанной квартире проживали, зарегистрировались как постоянно проживающие, на всех начислялась квартирная плата, коммунальные платежи, которые они оплачивали.
В 2005 году Курилова Л.Ю. из этой квартиры выселилась в связи с переездом в город Челябинск, и 28 апреля 2005 года снялась с регистрационного учета.
В 2002 году Курилова Е.С., в 2005 году Курилов В.С. выехали из квартиры по месту учебы, в настоящее время в квартире не проживают, но остались там зарегистрированными.
Курилов С.А. в 2006 году переехал в город Челябинск, где проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> А, <адрес>, на условиях договора некоммерческого найма жилого помещения, с регистрационного учета в спорной квартире не снят.
До настоящего времени на него начисляют коммунальные платежи, которые он оплачивает, в квартире находятся его личные вещи, он имеет возможность ею пользоваться, в установленном порядке он из квартиры не выселен.
<данные изъяты>
Это подтверждается объяснениями сторон, выпиской из приказа № 051 от 21 января 1992 года (л.д.6), выпиской из приказа № 40 от 27 февраля 1992 года командира войсковой части 19068 (л.д.7), справкой № 499 от 25 августа 1993 года (л.д.8), справкой № 21\617 (л.д.9), ордером от 29 августа 1985 года (л.д.12), справкой № 2507 от 17 марта 1992 года (л.д.13), договором некоммерческого найма от 10 января 2011 года (л.д.39), сведениями поквартирной карточки на квартиру по <адрес> (л.д.40), сводом начисления платежей по этой квартире (л.д.45), справкой Управления ЖКХЭБТиС № 9229 о зарегистрированных в данной квартире лицах (л.д.61), выпиской из совместного решения профсоюзного комитета и администрации вагонного депо станции Троицк ЮУЖД от 16 мая 1996 года (л.д.72), выпиской из протокола заседания профсоюзного комитета от 26 мая 1996 года (л.д.73).
20 октября 1996 года квартира по адресу: <адрес>, в которой в тот период проживал истец, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан передана в совместную собственность Куриловой ФИО25, Куриловой ФИО26 и Курилову ФИО27.
Курилов ФИО28 от участия в приватизации квартиры отказался, и дал свое согласие на приватизацию квартиры указанными лицами.
В настоящее время на праве собственности он жилого помещения не имеет.
25 апреля 2009 года Курилова ФИО29, действуя за себя и своих детей, заключила со своей матерью ФИО7 договор дарения, по условиям которого Куриловы передали в собственность ФИО7, а ФИО7 приняла в дар в свою собственность указанную квартиру, и 18 мая 2009 года зарегистрировала договор и переход права собственности на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По условиям пункта 5 договора дарения квартиры на момент его составления в квартире зарегистрированы: Курилов ФИО30, Курилова ФИО31 и Курилов ФИО32, которые сохраняют право пользования и проживания в указанной квартире.
Это подтверждается объяснением сторон, справкой Челябинского управления ОЦТИ по Челябинской области от 14 января 2011 года (л.д.16), уведомления Управления Росреестра по Челябинской области от 11 января 2011 года (л.д.17), от 3 марта 2011 года (л.д.68-71), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 февраля 2011 года (л.д.43), договором дарения квартиры от 25 апреля 2009 года (л.д.49), сообщением Троицкого филиала ОГУП ОЦТИ по Челябинской области от 28 февраля 2011 года (л.д.58), договором безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от 20 октября 1996 года (л.д.64), и в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.
В соответствии с действовавшими в 1996 году положениями статей 38 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, Правил учета граждан, нуждающихся в жилье, и распределения жилой площади утвержденных решением исполкома Челябинского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 13 ноября 1984 года (с изменениями и дополнениями), действовавшими до издания Постановления Губернатора Челябинской области от 23 ноября 2005 года № 426, право на получение жилого помещения имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполкомом областного Совета народных депутатов (менее 6 квадратных метра жилой площади на одного человека). Предоставление жилой площади должно было производиться в пределах установленной нормы (не менее 9 квадратных метра на каждого человека).
В 1996 году супруге истца и членам ее семьи, в том числе и для Курилова С.А., была предоставлена в бессрочное пользование на условиях договора найма жилого помещения четырехкомнатная квартира общей площадью 96,2 квадратных метра, жилой площадью 51,2 квадратных метра.
Получив в пользование на четверых членов семьи указанную квартиру, все, в том числе истец, были полностью обеспечены жилой площадью по 24,05 квадратных метра общей площади (96,2:4), и по 12,8 квадратных метра жилой площади (51,2:4) на каждого.
Вселившись в эту квартиру на законном основании, истец приобрел право пользования ею как член семьи нанимателя, перестал быть нуждающимся в жилом помещении, и на основании статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, постановления Совета Министров СССР от 7 сентября 1989 года N 734 "О мерах по улучшению обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку", и пункта 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, в связи с улучшением жилищных условий, и отсутствие оснований для предоставления жилого помещения, должен был быть снят с учета (очередности) нуждающихся в жилом помещении.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Курилов С.А. в 1996 году не являлся членом семьи Куриловой Л.Ю., не приобрел право пользования квартирой по адресу: <адрес>, либо утратил это право, суду не представлены.
Согласно статье 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Это право сохраняется за бывшим членом семьи и при переходе права собственности на жилое помещение.
Суд установил, что Курилов С.А. приобрел равное с Куриловой Л.Ю., Куриловой Е.С. и Куриловым В.С. право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, дал свое согласие на бесплатную приватизацию этого жилого помещения членам своей семьи, условиями договора дарения от 25 апреля 2009 года за ним сохранено право пользования и право проживания в этой квартире, в данный момент он в этой квартире как постоянно проживающий зарегистрирован, там находятся его вещи, он имеет ключи от квартиры, в пользовании квартирой ему никто не препятствует, в установленном порядке он из квартиры не выселен, поэтому следует признать, что он имеет право там проживать.
Его доводы о том, что он в квартире не проживает, и отказался от прав на нее, достоверными доказательствами не подтверждены, опровергаются его же объяснениями суду о том, что в квартире находятся его вещи, что он может взять ключ от квартиры у соседей, что он в квартире зарегистрирован как проживающий, тем обстоятельством, что он оплачивает это жилье и коммунальные услуги, что 21 декабря 2010 года он обратился к мировому судье с иском о перерасчете начисленных платежей, и поддерживал эти требования в судебном заседании (л.д.75-88), в декабре 2010 года обращался в общество с ограниченной ответственностью «Троицкая управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» с заявлением о внесении изменений в лицевой счет (л.д.89).
Доводы Курилова С.А. о том, что он обращался к ответчикам с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении, состоял в списках очередников на предоставление жилого помещения и ответчики принимали решение о снятии его с такого учета, достоверными доказательствами не подтверждены и опровергаются объяснениями представителей ответчиков, пояснивших, что в соответствии с установленным ранее порядком военкомат никогда не составлял и не вел списки военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, что в 1994-1997 годах такие списки вели в администрации города Троицк Челябинской области, куда военнослужащие обращались самостоятельно, и самостоятельно представляли документы в подтверждение своего права состоять в таких списках, сообщением военного комиссара Челябинской области Н. Захарова от 29 апреля 2010 года (л.д.11), сообщением архивного отдела администрации города Троицк Челябинской области от 16 сентября 2010 года (л.д.18), сообщением управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города Троицк Челябинской области от 17 февраля 2011 года (л.д.41), справкой начальника отдела военного комиссариата Челябинской области (л.д.42).
В соответствии с установленным в городе Троицк порядком, установленным Положением о ведении учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке признания их малоимущими, заявление о признании гражданина малоимущим подается в Управление социальной защиты населения администрации города Троицк, по представлению которого, глава города выносит об этом постановление.
Органом, имеющим право признать гражданина нуждающимся в жилом помещении, является жилищная комиссия, которая так же принимает решение о включении граждан, нуждающихся в жилом помещении, в соответствующие списки.
Оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении в настоящее время не имеется, поскольку, как он сам пояснил суду, после 1994 года он с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в полномочный орган не обращался (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. «д» пункта 10 Правил о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 года, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что по избранному после окончания военной службы постоянному месту жительства - в городе Троицк Челябинской области Курилов С.А. жильем для постоянного проживания был обеспечен полностью, отказался от своего права участвовать в приватизации занимаемого им жилого помещения, и при этом право пользования этим помещением сохранено за ним в силу закона и условий договора дарения.
Доводы истца о том, что жилое помещение в городе Троицк Челябинской области предоставлено только Куриловой Л.Ю., а он, как военнослужащий, уволенный в запас по болезни, жилым помещением обеспечен не был, не основаны на законе, достоверными доказательствами не подтверждены и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения его иска.
Согласно статьям 56 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими доказательствами.
Поскольку Курилов С.А. не представил достоверные доказательства, подтверждающие факт его обращения в администрацию города Троицк Челябинской области с заявлением о постановке его на учет имеющих право на обеспечение жильем, был на такой учет поставлен, и администрация города Троицк принимала решение о снятии его с такого учета, не представил доказательства, свидетельствующие о том, что он нуждается в жилом помещении и имеет право быть обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, в удовлетворении всех требований ему следует отказать.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ
Отказать Курилову ФИО34 в удовлетворении иска к администрации города Троицк Челябинской области и военному комиссариату Челябинской области о признании за ним права на предоставление жилого помещения, признании нуждающимся в жилом помещении за счет средств социальной выплаты, возложении обязанности восстановить его в списках очередников.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, через Троицкий городской суд, в течение 10 дней.
Председательствующий: