Решение
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года г. Троицк Челябинская область
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Путилова А.А.,
при секретаре Коротовских Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области к благотворительному фонду о ликвидации
Установил:
Истец обратился с иском к ответчику о ликвидации некоммерческой организации - благотворительного фонда
В обоснование своих требований он сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной налоговой службы по Челябинской области был зарегистрирован благотворительный фонд
Данная некоммерческая организация в нарушение требований ст. 19 федерального закона от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не представила в уполномоченный орган ежегодные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе и содержании благотворительных программ организации, содержании и результатах деятельности благотворительной организации и не публиковала отчеты об использовании своего имущества за 2006, 2007, 2008 и 2009гг. В нарушение п. 7 ст. 32 закона «О некоммерческих организациях» организация сменила место нахождения и в настоящее время располагается по месту жительства президента организации Ткаченко А.С., не уведомив об этом орган, принявший решение о ее государственной регистрации.
Также данной организацией допущены и иные нарушения Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: организация использует не зарегистрированной в установленном порядке эмблемой, содержащейся в печати организации, в уставе организации указаны виды деятельности, не соответствующие целям организации, для которых она создана, в частности, осуществление торговых, посреднических и иных коммерческих операций в целях использования полученных доходов, обеспечение трудовыми местами несовершеннолетних; на проверку не представлены протоколы заседаний и акты проверок ревизионной комиссии.
С учетом вышеуказанных нарушений истец на основании п. 10 ст. 32 закона «О некоммерческих организациях» просит ликвидировать указанную некоммерческую организацию, назначить ликвидатора из числа участников (членов) организации, обязать ликвидатора пройти процедуру ликвидации, установить порядок и сроки ликвидации в порядке, установленном законом.
В судебное заседание истец не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика - учредитель благотворительного фонда Ткаченко А.С. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Исковые требования признал, подтвердил, что благотворительный фонд не осуществляет свою деятельность и не представляет ежегодные отчеты о деятельности с 2008 года.
Третье лицо Зуева И.С. в судебное заседание не явилась, извещена по последнему известному месту жительства.
Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 6 по Челябинской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области была зарегистрирована некоммерческая организация благотворительный фонд о чем были внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № (л.д.11-18).
В соответствии с протоколом учредительного собрания благотворительного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и уставом фонда президентом фонда избран Ткаченко А.С., высшим органом управления является президиум в составе Ткаченко А.С. и Зуевой И.С. Учредителями фонда являлись Ткаченко А.С. и Зуева И.С. (л.д. 29-30, 20).
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7 от 12.01.1996г. некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно должна представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований данного закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; - о персональном составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации; о содержании и результатах деятельности благотворительной организации; о нарушениях требований данного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами и принятых мерах по их устранению. Ежегодный отчет должен представляться благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговый орган.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» благотворительный фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
В нарушение вышеуказанных нормативных актов организацией не представлены в Управление отчеты за 2006, 2007, 2008 и 2009гг. и сведения об их публикации, что подтверждается письмом президента благотворительного фонда (л.д.37 и справкой по документальной проверке Управления, проведенной в период с 09 ноября по 08 декабря 2010 года (л.д.39-41).
Место нахождения организации в соответствии в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц и Устава - Челябинская область <***>.
В нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» благотворительный фонд сменил место нахождения постоянно действующего руководящего органа, не проинформировало Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области об изменении сведений, предусмотренных п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающихся места нахождения постоянно действующего руководящего органа организации, и необходимых для внесения в ЕГРЮЛ в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
О смене места нахождения Управление было сообщено только 16.11.2010г. письмом президента фонда Ткаченко А.С. (л.д.36).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
В нарушение указанной нормы организацией используется не зарегистрированная в установленном порядке эмблема, содержащаяся в печати организации (л.д.40).
Согласно п. 2 ст. 8 и п.п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствующую целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В нарушение указанного закона в п. 2.2 Устава благотворительного фонда указаны виды деятельности: осуществление торговых, посреднических и иных коммерческих операций в целях использования полученных доходов, обеспечение трудовыми местами несовершеннолетних, не соответствующие целям организации, для достижения которых она создана.
В нарушение требований ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организацией не представлены на проверку протоколы президиума, протоколы избрания, заседаний и акты проверок ревизионной комиссии (л.д.36-37, 40-41).
В силу требований п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Пунктом 72 ст. 5 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации от 25.07.2008 года № 151 предусмотрено право Управления обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.При таких обстоятельствах требования Управления министерства юстиции РФ по Челябинской области о ликвидации ответчика подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Статьей 62 ГК РФ предусмотрено, что учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Учредителями благотворительного фонда являются Ткаченко А.С. и Зуева И.С.
Суд считает, что обязанности по осуществлению ликвидации детского благотворительного фонда «Милосердие» следует возложить на его учредителей Ткаченко А.С. и Зуеву И.С..
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Таким образом, при обращении в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации, допустившей нарушение закона, Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области освобождено от платы госпошлины, которая подлежит взысканию с ответчика.
Поскольку предмет иска носит неимущественный характер, в силу п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер взыскиваемой с ответчика государственной пошлины должен быть определен в сумме 4 000 рублей.
Руководствуясь ст. 14, 56, 103,194-195, 198-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Ликвидировать благотворительный фонд зарегистрированный Управлением Федеральной налоговой службы России по Челябинской области в Едином государственном реестре юридических лиц № № в трехмесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу.
Ликвидацию благотворительного фонда возложить на её учредителей Ткаченко А.С. и Зуеву И.С., обязав их выполнить требования, предусмотренные статьями 62, 63 Гражданского Кодекса РФ.
Взыскать с благотворительного фонда госпошлину в доход государства в сумме четыре тысячи рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий: