оспаривание решения УПФ РФ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 г.

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Федотовой В.П.,

при секретаре Строк Ж.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Величко ФИО7 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области о нарушении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Величко ФИО7 обратился в суд с иском к ответчику о защите своих нарушенных пенсионных прав, ссылаясь в обоснование на то, что решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области от 02 июня 2010 года не был засчитан в общий трудовой стаж период работы в крестьянском хозяйстве «Логовое» с 28 февраля 1995 года по 01 февраля 1997 года в связи с тем, что за данный период не были уплачены страховые взносы.

С данным решением Величко Н.М. не согласен, поскольку такие взносы не были уплачены страхователем - работодателем. Сам он не мог участвовать в исполнении этих обязанностей. Пенсионный фонд не сообщал об отсутствии отчислений взносов, имел право в принудительном порядке обязать страхователя их выплачивать. Считает, что нарушено его конституционное право на получение пенсии за весь период его трудовой деятельности.

В судебное заседание Величко Н.М. не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства. Представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает по изложенным в иске основаниям. Также поступила телефонограмма о согласии на рассмотрение дела в его отсутствие.

В судебном заседании при подготовке дела к судебному разбирательству истец пояснял, что отсутствие отчислений в пенсионный фонд в спорный период было вызвано экономическими, финансовыми трудностями крестьянского хозяйства, отсутствием денежных средств для начисления заработной платы и страховых взносов. Включение спорного периода в трудовой и страховой стаж необходим ему для дальнейшего получения им статуса Ветеран труда.

Представитель Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области (далее: ГУ - УПФ РФ г. Троицке и Троицком районе Челябинской области) Коробко А.П., действующая по доверенности от 28 января 2011 года, исковые требования не признала, считает принятое решение в отношении Величко Н.М. правильным. Представлен письменный отзыв (л.д.27, 48).

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

К таким гражданам наравне с другими относятся члены крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ г. Троицке и Троицком районе Челябинской области от 02 июля 2010 года при рассмотрении вопроса реализации пенсионных прав застрахованного лица Величко Н.М., 01 сентября 1950 года рождения, обратившемуся в целях заблаговременной работы по назначению трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было отказано в зачете в общий трудовой и страховой стаж период работы в крестьянском хозяйстве «Луговое» с 28 февраля 1995 года по 01 февраля 1997 года.

Как следует из материалов пенсионного дела, Величко Н.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 08 мая 1998 года.

Страховой стаж истца до этого периода должен подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555 предусмотрено, что периоды работы членов крестьянского хозяйства подтверждаются трудовой книжкой и документами территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Время работы Величко Н.М. в крестьянском хозяйстве «Логовое» в этот период механиком, членом крестьянского хозяйства подтверждается записями в трудовой книжке, справкой от 28 июня 2010 года №796 (л.д.21,23, 32).

В ней указано, что крестьянское хозяйство «Логовое» зарегистрировано в УПФ России в г. Троицке и Троицком районе 29 декабря 1993 года, снято с регистрационного учета 12 декабря 2000 года. За указанный период страховые взносы не начислялись и не уплачивались.

По справке Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Челябинской области от 14 марта 2011 года №05-36 /1482 юридическое лицо - крестьянское хозяйство «Логовое» состояло на налоговом учете с 28 декабря 1994 года по 23 декабря 1998 года. По сведениям администрации Троицкого муниципального района Челябинской области (постановление №690 от 28 июня 1994 года) главой крестьянского хозяйства являлась ФИО2.

Обстоятельства создания крестьянского хозяйства, его состава, выделение земельного участка в коллективно - долевую собственность, утверждение главы крестьянского хозяйства, изменение состава крестьянского хозяйства «Логовое» - принятие Величко Н.М. и ФИО3, подтверждаются также постановлениями главы администрации Троицкого района от 28 декабря 1992 года №, от 19 апреля 1995 года № (л.д.37,38-39, 45-47).

Освобождение крестьянского хозяйства от уплаты налога на землю на 5 лет, начиная с 1993 года, постановлением № не означало освобождение его от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п.1 ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшего в период работы Величко Н.М. в крестьянском хозяйстве «Логовое» (утратил силу в связи с принятием Закона РФ №74-ФЗ от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» с изменениями и дополнениями) глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства.

В силу п. 6 ст. 25 указанного Закона время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

Утратившим силу с 01 января 2010 года Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (ст.8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (ст. 89).

Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1).

Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование не может рассматриваться как нарушение права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 01 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования (определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года №950-О-О).

Как установлено судом, Величко Н.М. являлся членом крестьянского хозяйства «Логовое». У него при главе хозяйства ФИО2 (жене) отсутствовали препятствия в уплате страховых взносов. Он не мог не знать, что такие взносы не уплачивались, что им подтверждалось в судебном заседании при подготовке дела к судебному разбирательству.

Финансовые трудности также не освобождали членов крестьянского хозяйства от выплаты соответствующих взносов.

В архивном деле № крестьянского хозяйства «Логовое» Троицкого отделения пенсионного фонда России по Челябинской области имеется справка о периодах, за которые отсутствуют сведения о доходах, платежей по страховым взносам за 1993 - 2000 года (л.д.56,57), направлялось сообщение руководителю крестьянского хозяйства в апреле 1996 года о необходимости явиться в отделение ПФР для сдачи отчета за год - 1995 г. (л.д. 55). Сохранялась задолженность с расчетом страховых взносов в виде фиксированного платежа, начислением пени до 2004 года, направлялись требования об уплате страховых взносов в 2005 - 2007 годах. Юридическое лицо было снято с учета 14 июня 2006 года (л.д.56-72).

Поэтому несостоятельны доводы истца о том, что Троицкое отделение Пенсионного фонда России по Челябинской области не реагировало на неуплату страховых взносов крестьянским хозяйством «Логовое».

Суд считает ошибочным мнение истца о том, что факт неуплаты за спорный период страховых взносов не является основанием для отказа во включении указанного периода в его стаж для начисления трудовой пенсии.

Поэтому является обоснованным решение УПФ России в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области о том, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Величко Н.М. - с 08 мая 1998 года, что соответствует п.2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173 -ФЗ.

Величко Н.М. была назначена пенсия в размере 5.772 рублей 76 копеек 31 августа 2010 года - с 01 сентября 2010 года при общем стаже 29 лет 10 месяцев 11 дней, страховом стаже - 27 лет 3 дня при требуемом стаже 25 лет, что подтверждается материалами его пенсионного дела (л.д. 28-29).

УПФ по требованию суда был представлен проект расчета пенсии, определения страхового стажа с включением спорного периода, он бы составил 36 лет 11 месяцев 8 дней, что также было бы недостаточно для установления статуса Ветеран труда (л.д.50).

При таких обстоятельствах суд считает, что конституционные права Величко Н.М. на назначение и получение пенсии, предусмотренные ст. 39 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также ст. 19 Конституции РФ - гарантии государства равенства прав и свобод человека и гражданина, не нарушены.

Ответчиком соблюдены именно законные права Величко Н.М. при назначении ему пенсии по старости.

Судом принято решение с учетом юридически значимых обстоятельств, доказательств в их совокупности по заявленным истцом требованиям в соответствии со ст. 67, 196 ГПК РФ.

Иных требований не заявлено.

Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Величко ФИО7 отказать в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области от 02 июля 2010 года об исключении из общего трудового и страхового стажа периоды работы Величко Н.М. с 28 февраля 1995 года по 01 февраля 1997 года в крестьянском хозяйстве «Логовое»;

о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области включить в общий трудовой и страховой стаж для начисления пенсии период работы Величко Н. М. с 28 февраля 1995 года по 01 февраля 1997 года в крестьянском хозяйстве «Логовое».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.

Председательствующий -