решение о включении в льготный стаж периодов работы в должности фельдшера



Решение

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 г.                                                   г. Троицк Челябинской области

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Путилова А.А.,

при секретаре Яцкевич Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красавиной С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе о нарушении пенсионных прав,

Установил:

Красавина С.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что она обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе (далее ГУ УПФ РФ) для назначения ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года.

Однако решением ГУ УПФ РФ от дд.мм.гггг. ей было отказано в этом ввиду того, что не были включены в стаж период ее работы:

- с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. в должности «фельдшер выездной бригады» в <...> станции скорой помощи, так как наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464.

Считает данный отказ незаконным, так как в этот период она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и имеет право на досрочную пенсию.

Просила признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Троицке и Троицком районе об отказе ей в назначении пенсии, обязать данное управление включить в льготный стаж спорный период и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, т.е. 30.04.2010г.

Впоследствии истица уточнила исковые требования. Указала, что дд.мм.гггг Пенсионным фондом в г. Троицке и Троицком районе вынесено дополнительное решение об отказе в установлении пенсии , которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не был включен период ее работы с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должности фельдшера по приему вызовов в <...> станции скорой и неотложной помощи, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Данный отказ также считает незаконным, просит признать решения Пенсионного фонда от дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг. незаконными, обязать ответчика включить спорные периоды работы в льготный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию с 30.04.2010г.

В судебном заседании истица не участвовала, от нее поступило ходатайство рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Афанасьева А.В.

Представитель истицы - Афанасьев А.В. поддержал исковые требования, сославшись на обоснования указанные в исковом заявлении от 23.05.2011г. Требования о признании незаконным решения Пенсионного фонда от дд.мм.гггг. не поддержал.

Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ г. Троицка и Троицкого района полагает заявление не обоснованным и просит в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в протоколе от дд.мм.гггг. Не оспаривает, что в период работы с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. истца осуществляла медицинскую деятельность. В случае зачета спорных периодов истицы, она будет иметь право на назначение досрочной пенсии.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ от дд.мм.гггг. истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого стажа работы, так как не были включены в стаж периоды ее работы:

- с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. в должности «фельдшер выездной бригады» в <...> станции скорой помощи, так как наименование учреждения не соответствует Списку профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденных постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991г. №464;

- с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должности фельдшера по приему вызовов в <...> станции скорой и неотложной медицинской помощи, т.к. должность не предусмотрена Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.

Данный отказ в части не включения периода работы с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. нельзя признать правомерным по следующим основаниям.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ « О трудовых пенсиях» досрочная пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом достоверно установлено, что истица работала в периоды с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. в должности «фельдшер выездной бригады» в <...> станции скорой помощи, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями самой истицы записями в трудовой книжке (л.д.8-12), справками, уточняющими льготный характер работы (л.д. 18, 24), актом документальной проверки (л.д. 22-23), штатными расписаниями за 1989-1992гг. (46-50), тарификационными списками на 1989-1992гг. (л.д. 64-67), копией приказа № 20 от 25.02.1988г. по станции скорой помощи о переводе Зинковой (фамилия истицы до брака) С.А. в станцию скорой помощи (л.д. 69).

Факт работы фельдшером ответчиком также не оспаривается.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) (с изменениями от 27 августа 1992 г., 22 сентября 1993 г.) предусмотрены работники среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Приложением № 3 к "Положения об оплате труда работников здравоохранения" (утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 с изменениями от 17 ноября 2000 г., 24 апреля, 5 августа 2003 г., 8 сентября 2005 г., 5 сентября 2006 г., 12 апреля 2007г.) предусмотрена номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, согласно которой к среднему медицинскому персоналу относятся - фельдшер.

Указанная должность «фельдшер» предусмотрена и «Списком должностей и учреждений …» № 781 от 29.10.2002 года.

Должность фельдшер предусмотрена номенклатурой учреждений именно здравоохранения, а не каких-либо иных учреждений. Согласно справкам Центральной районной больницы <...>, <...> станция скорой помощи до 01.01.1980 года являлась структурным подразделением Городского отдела здравоохранения, а затем до 01.01.1988 года <...> центральной районной больницы, с 07.09.1993г. муниципального медицинского лечебно профилактического учреждения "Центральная районная больница <...> района".

Как видно из акта проверки от 21.08.2008 года проводимой специалистом Пенсионного фонда, в штатных расписаниях <...> станции скорой помощи за спорный период указаны такие должности как врач, медицинская сестра (л.д.20-23).

Из вышеизложенного следует, что основным видом деятельности <...> скорой помощи являлось лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Поэтому отсутствие в наименовании учреждения "<...> станция скорой помощи" слова "медицинской", как указано в номенклатуре медицинских учреждений здравоохранения и в «Списке должностей и учреждений …» № 464 от 6 сентября 1991 г. и № 781 от 29.10.2002 года, не может являться основанием исключения из специального стажа работу в данном учреждении.

Согласно пояснению представителя истицы, справок Центральной районной больницы <...> района следует, что в спорный период работа истицы была связана с оказанием медицинской помощи населению.

Неполное наименование учреждения, в котором работала Красавина С.А. в спорный период, не зависело от нее. Поэтому оснований для ущемления ее в праве на досрочную пенсию путем исключения спорных периодов ее работы не имелось.

Из вышеуказанного следует, что истица в период с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. работала фельдшером именно скорой медицинской помощи, а не какой-либо иной, а значит, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения.

Нормативные акты, регулирующие правоотношения в области пенсионного обеспечения, связывают возникновения права на досрочную пенсию лиц, занимающихся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, с характером трудовой деятельности, а не только с наименованием учебного заведения соответствующего названия и правого статуса. Однако при вынесении разрешения ГУ УПФР заявления истца это учтено не было.

При таких обстоятельствах спорный период работы истицы с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. подлежат включению в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии.

Остальные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Требование истицы о признании незаконным решения комиссии ГУ УПФ РФ в г. Троицке и Троицком районе по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан от дд.мм.гггг. об отказе Красавиной С.А. в назначении пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не может быть рассмотрено по существу, так как на момент рассмотрения дела решение отменено ГУ Управлением пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе 16 мая 2011 года.

Представитель истицы Афанасьев А.В. в судебном заседании указанное исковое требование не поддержал.

Период работы истицы с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должности фельдшера по приему вызовов в <...> станции скорой и неотложной помощи не может быть включён в льготный стаж.

С 01.11.1999г. при решении вопроса о назначении льготной пенсии работникам здравоохранения стал применяться Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066.

А 29.10.2002 года Постановлением Правительства РФ № 781 был утвержден новый список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Ни тем, ни другим списком, не предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «Фельдшер по приему вызовов», так как указанная должность в этих Списках не поименована.

Кроме того, согласно должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры) отделения скорой помощи по приему вызовов (л.д.70-71) должностные обязанности фельдшера по приему вызовов связаны практически только с диспетчерской работой, т.е. с организацией выездов бригад скорой помощи, и только в исключительных случаях, когда на станции отсутствуют свободные бригады скорой помощи, фельдшер по приему вызовов оказывает медицинскую помощь гражданам, обратившимся непосредственно на станцию скорой помощи, что свидетельствует о том, что основная работа истицы не связана с осуществлением лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренной выше названными нормами закона и соответствующими нормативно-правовыми актами.

С учетом периода работы истицы с 03.02.1988 г. по 31.12.1992 года, засчитанного судом, длительность которого составила 4 года 10 месяцев и 28 дней, и периода, засчитанного пенсионным фондом, с учетом льготного исчисления, который равен 24 года 09 мес. 14 дней, стаж работы истицы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе и сельской местности на момент обращения в пенсионный фонд составлял 29 лет 8 мес. 2 дня, а значит, на момент подачи заявления и вынесения решения пенсионным фондом истица не выработала необходимый 30-летний стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости.

В связи с изложенным, исковые требования о назначении истице досрочной пенсии по старости по ст. 27 п.1 п.п.20 ФЗ-173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 30.04.2010 года следует отказать, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Данное решение принято судом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным решения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе от дд.мм.гггг. об отказе Красавиной С.А. в назначении досрочной пенсии по старости по нормам п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях РФ» в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы Красавиной С.А. с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. в должности фельдшер выездной бригады в <...> станции скорой помощи.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ г. Троицка и Троицкого района включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы Красавиной С.А. с 03.02.1988г. по 31.12.1992г. в должности фельдшер выездной бригады в <...> станции скорой помощи.

В остальных исковых требованиях Красавиной С.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Троицкий городской суд.

Председательствующий: