Решение Именем Российской Федерации 29 июня 2011 г. г. Троицк Челябинской области Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Путилова А.А., при секретаре Яцкевич Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юриковой Л.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе о нарушении пенсионных прав, Установил: Юрикова Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что она обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе (далее ГУ УПФ РФ) для назначения ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года. Однако решением ГУ УПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано в этом ввиду того, что не были включены в стаж периоды ее работы: - с 24.09.1983г. по 28.12.1988г. в должности «фельдшер медицинского пункта», так как данный период проходил в Вооруженных Силах Советской Армии, а постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 не содержит нормы включения в стаж на соответствующих видах работы периоды прохождения военной службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР; - с 17.03.1992г. по 14.11.1999г. в должности сестры милосердия в <...> участковой больнице, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Считает данный отказ незаконным, так как в эти периоды она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и имеет право на досрочную пенсию. Просит признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Троицке и Троицком районе об отказе ей в назначении пенсии, обязать данное управление включить в льготный стаж спорные периоды. В судебном заседании истица не участвовала, от нее поступило ходатайство рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Афанасьева А.В. Представитель истицы - Афанасьев А.В. поддержал исковые требования, дополнил требованием о назначении Юриковой Л.А. досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии с 08.02.2011г. Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ г. Троицка и Троицкого района полагает заявление не обоснованным и просит в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ. В случае зачета спорных периодов истицы, она будет иметь право на назначение досрочной пенсии. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого стажа работы, так как не были включены в стаж периоды ее работы: - с 24.09.1983г. по 28.12.1988г. - служба в Вооруженных Силах в должности фельдшера медицинского пункта, т.к. постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 не содержит нормы включения в стаж на соответствующих видах работ периода прохождения военной службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР; - с 17.03.1992г. по 14.11.1999г. в должности сестры милосердия в <...> участковой больнице, т.к. наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Данный отказ нельзя признать правомерным по следующим основаниям. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ « О трудовых пенсиях» досрочная пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Закрепляя в ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" правовые основания и условия досрочного назначения пенсии по старости, законодатель связывает это с работой, выполнение которой связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения ими общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), в данном случае идет речь о лечебной деятельности истицы, осуществляемой на протяжении длительного периода. При дифференциации труда должны лежать объективные оценки характера труда и функциональных обязанностей; при этом принцип равенства, гарантирующий защиту при осуществлении прав и свобод, означает запрет на введение различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом (Постановление КС РФ от 24 мая 2001 года № 8-П, Определение КС РФ от 05.11.2002 года № 320-0, Постановление КС РФ от 29.0.2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ") принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение жилищной субсидии, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Таким образом, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период вступления новых правовых актов, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования. Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Судом достоверно установлено, что истица с 24.09.1983г. по 28.12.1988г. проходила службу по призыву в Вооруженных Силах в должности «фельдшер медицинского пункта», осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке (л.д. 7-9), справкой начальника военного комиссариата Челябинской области по г. Троицку от 31.08.2010г. № 2/122 (л.д. 17), военным билетом Юриковой Л.А. (л.д. 41-45). В указанный спорный период действовал Закон СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 года, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г. и перечень учреждений, организаций и должностей от 17.12.1959г. предусматривали право на пенсию за выслугу лет фельдшеров в медицинских пунктах. Абзац второй пункта 4 указанного выше Положения устанавливал, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных сил СССР и в партизанских отрядах, а также войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности. Абзацем 4 пункта 2 Постановления Совета Министра РСФСР от 06.09.1991 года № 464 также предусмотрено включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. Однако Пенсионным фондом при вынесении решения о назначении истице пенсии это учтено не было. Из чего следует, что истица в спорный период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении и должности, предусмотренном в то время законодательством, которое дает право зачета работы в данной должности и учреждении в специальный трудовой стаж. Судом также установлено, что в период с 17.02.1992г. по 14.11.1999г. истица фактически работала медицинской сестрой в <...> участковой больнице, а не сестрой милосердия, как указано в её трудовой книжке. В судебном заседании судом были обозрены медицинские книжки больных <...> участковой больницы за период с 1992г. по 1999г., из которых следует, что в указанный период Юриковой Л.А. выполнялись медицинские процедуры по назначению участкового врача. Эти же обстоятельства подтверждаются справкой главного врача <...> участковой больницы от 27.06.2011г. № 52 (л.д. 77-80). Согласно справке главного врача <...> участковой больницы от 27.06.2011г. № 51 в журналах вызовов по <...> врачебному участку с 1994г. по 1999г. имеются записи о проведении медицинских процедур по назначению врача медицинской сестрой Юриковой Л.А. (л.д. 76). В ходе судебного заседания были обозрены журналы регистрации прививок R-манту и БЦЖ взрослого населения по <...> врачебному участку за 1997г. и 1998г., которые были выполнены медицинской сестрой Юриковой Л.А. (л.д. 60-61). Судом также были исследованы должностные инструкции медицинской сестры милосердия, медицинской сестры участковой и медицинской сестры процедурной, утвержденные главным врачом <...> участковой больницы (л.д. 57-58, 81-85), из которых следует, что они по своим функциональным обязанностям идентичны. Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что в вышеуказанный период истица работая медицинской сестрой в <...> участковой больницы, осуществляла лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В спорный период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, который подлежит применению в данном случае, в силу п. 3 постановления от 22.09.1999 г. N 1066, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" и в силу правовой позиции изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П. В соответствии со Списком от 06.09.1991 года N 464 право на пенсию по выслуге лет было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно Номенклатурам должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала (приложения № 4), утвержденных Приказом Минздрава РФ от 23.11.1992 года N 301 "Об оплате труда работников здравоохранения", Приказом Минздравомедпрома РФ от 20.02.1995 года N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения РФ", Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 с изменениями от 17 ноября 2000 г., 24 апреля, 5 августа 2003 г., 8 сентября 2005 г., 5 сентября 2006 г., 12 апреля 2007г.) должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинскому персоналу. Наименование должности истицы как сестра милосердия свидетельствует об ошибочном наименовании должности работодателем и не может быть расценено как обстоятельство, исключающее отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу, поскольку Список от 06.09.1991 г. N 464 в отличие от Списков от 22.09.1999 г. N 1066 и от 29.10.2002 г. N 781 не предъявляет жестких требований к наименованию должностей. При таких обстоятельствах, период работы истицы с 17 марта 1992 года по 14 ноября 1994 года (7 лет 8 месяцев 4 дня) подлежит включению в подсчет сроков осуществления истцом лечебной деятельности. Указанная должность «медицинская сестра» также предусмотрена «Списком должностей и учреждений …» № 781 от 29.10.2002 года. Соответствие Списку № 464 от 06.09.1991 г наименования учреждения, в котором истица работала в спорный период, ответчиком не оспаривается. Работа медицинской сестрой дает основания для включения периода работы в специальный стаж. Однако не весь этот период подлежит включению в льготный стаж. В период с 16.02.1993г. по 30.09.1993г истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждаются справкой ММ ЛПУ «<...> участковая больница» от 16.07.2010г. № 40, приказом № 25 от 19.10.1993г. § 3 (л.д. 19, 24). Статьей 167 КЗоТ РФ предусматривалось включение периода нахождения отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием федерального закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Ввиду того, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком имел место после вступления в законную силу указанных выше изменений, поэтому этот период подлежит исключению из специального стажа истицы. С учетом изложенного, в специальный медицинский стаж подлежат включению периоды работы в <...> участковой больнице с 17.03.1992г. по 15.02.1993г. и с 01.10.1993г. по 14.11.1999г. В судебном заседании также установлено, и это не оспаривается ответчиком, что в указанный спорный период деятельность истицы протекала в сельской местности в <...> участковой больнице. Согласно справке администрации муниципального образования «<...> сельское поселение» ММ ЛПУ «<...> участковая больница <...> муниципального района» находится на территории <...> сельского поселения в сельской местности (л.д. 20). По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066). В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года должен быть исчислен в указанном льготном порядке. Исходя из вышеизложенного, стаж Юриковой Л.А. в должности медсестры в <...> больнице с учетом льготного исчисления, в связи с работой в сельской местности равен 8 годам 09 мес. 18 дням (календарно 07 л. 00 мес.14 дней). С учетом спорных периодов, длительность которых составляет 14 лет 00 мес. 19 дней (05 лет 03 мес. 05 дней + 8 лет 9 мес. 14 дней) и периода, засчитанного пенсионным фондом, который равен 16 лет 08 мес. 26 дней с учетом льготного исчисления, у истицы на момент обращения в ГУ УПФ РФ был стаж свыше 30 лет по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе и сельской местности, а значит, она имела право на назначение досрочной пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях». В суде установлено, что Юрикова Л.А. обратилась с заявлением о назначении пенсии 08.02.2011 года (л.д. 13-15). С этого дня пенсия подлежит назначению, так как оснований предусмотренных п. 3 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях» считать иным днем назначения пенсии, судом не установлено. Данное решение принято судом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, в пределах заявленных истицей требований. В связи с тем, что исковые требования удовлетворены судом в полном объеме судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей на основании п.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе Юриковой Л.А. в назначении досрочной пенсии по старости по нормам п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях РФ». Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ г. Троицка и Троицкого района включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы Юриковой Л.А. с 24.09.1983г. по 28.12.1988г. в должности фельдшер медицинского пункта; с 17.03.1992г. по 15.02.1993г., с 01.10.1993г. по 14.11.1999г. в должности сестры милосердия в <...> участковой больнице и назначить Юриковой <...> досрочную пенсию по старости по ст. 27 п.1 п.п. 20 ФЗ-173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения с 08.02.2011 года. Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Троицке и Троицком районе в пользу Юриковой Л.А. расходы по уплате госпошлины в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Троицкий городской суд. Председательствующий: