Решение Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года г. Троицк Челябинская область Троицкий городской суд Челябинской области в составе: Председательствующего судьи Путилова А.А., при секретаре Яцкевич Ю.В., с участием прокурора Троицкого района Антимирова В.В., истца Фомина А.Д., представителя ответчика администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ращектаева В.Я., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Лыковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту интересов Фомина А.Д. к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения Установил: Прокурор Троицкого района в защиту интересов Фомина А.Д. обратился в суд с иском о возложении на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области средства на приобретение жилого помещения с целью их дальнейшего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Фомину А.Д. за счет средств областного бюджета по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения. В обоснование иска указал, что Фомин А.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать умерла 18.06.2006г., отец умер 20.11.2009г. На основании постановления главы Троицкого муниципального района № 60 от 22.01.2010 Фомин А.Д. поставлен на регистрационный учет для получения жилья в Троицком районе Челябинской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. В судебном заседании прокурор Троицкого района Антимиров В.В. исковые требования поддержал, сославшись на обоснования, указанные в исковом заявлении. Фомин А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что как ребенок-сирота он имеет право на получение внеочередного жилья, однако до настоящего времени жилья не получил. Своего жилья он не имеет, проживает с сестрой Фоминой Т.Д. Представитель истца Фомина Т.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что Фомин А.Д. проживает вместе с ней в с. <...> в доме родственников ее мужа, своего жилья не имеет. До смерти родителей проживали в муниципальном жилье по договору социального найма в п. <...>. С 2007 года этот дом разрушен. Представитель ответчика - администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ращектаев В.Я. исковые требования не признал. Не оспаривает тот факт, что истец относится к категории детей сирот, которые имеют право на обеспечение вне очереди жилым помещением. Пояснил, что право на предоставление жилья возникло у истца после 04.06.2010 года, когда тому исполнилось 18 лет. Ввиду того, что финансирование органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет финансовых средств Челябинской области, а таковых было выделено на приобретение 7 жилых помещений, считает, что администрацией района никаких нарушений в отношении Фомина допущено не было. Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что учет детей, оставшихся без попечения родителей, и наделение их жилыми помещениями из состава муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Правительством Челябинской области в 2011 году из областного бюджета были направлены субвенции в бюджет Троицкого муниципального района в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, таким образом, Правительство Челябинской области в пределах бюджетных ассигнований на 2011 год на соответствующие цели исполнило обязанности по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. Представитель Управления социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Лыкова М.В. исковые требования не поддержала, считает, что решение будет нарушать права других детей сирот, у которых право на получение жилья возникло ранее, чем у Фомина А.Д. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям: Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п.2 ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета. На основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области № 1517 от 22 декабря 2009 года, Фомин А.Д. передан на попечение Ф.Т.Д., поскольку мать Ф.Т.Б. умерла 18.06.2006 года, отец Ф.Д.П. умер 20.11.2009 года. Согласно сообщения главы администрации муниципального образования <...> отметке о регистрации в паспорте Фомин А.Д. зарегистрирован по адресу <...> с 17.12.2004 года (л.д. 55, 7). По информации главы администрации муниципального образования <...> указанный жилой дом сгорел, для проживания не пригоден, в настоящее время в нем никто не проживает (л.д. 69). По сообщению ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области от 25.07.2011г. и уведомления Росреестра право собственности на объекты недвижимого имущества за Фоминым А.Д. не зарегистрировано (л.д. 58, 53) Поскольку Фомин А.Д. своего жилья не имеет, за ним не закреплено жилое помещение, так как жилье, в котором он был зарегистрирован, разрушено, на основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области № 1517 от 22 декабря 2009 года он поставлен на регистрационный учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, где и состоит с 2009 года до настоящего времени. Это подтверждается объяснением сторон, постановлением главы Троицкого муниципального района от 22.12.2009г. № 1517 (л.д. 12), свидетельствами о смерти Фоминой Т.Б. и Фомина Д.П. (л.д. 59, 60),уведомлением Россреестра (л.д. 52, 53), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 54), информацией заместителя главы администрации муниципального образования <...> от 25.07.2011г. № 174 (л.д. 55), сообщениями ОГУП «ОЦТИ» от 25.07.2011г. № 2/1969, № 2/1980 (л.д. 56, 58), сообщением главы администрации МО <...> от 26.07.2011г. № 435 (л.д. 57), информацией главы <...> сельского поселения от 28.07.2011г. № 187 (л.д. 69). 04 июня 2010 года по достижении Фоминым А.Д. совершеннолетия попечительство Фоминой Т.Д. над ним прекращено. Из вышеизложенного следует, что в июне 2010 года у Фомина А.Д. возникло право на получение вне очереди по договору социального найма отдельного жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей в соответствии со ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако до настоящего времени жилое помещение администрацией Троицкого муниципального района ей не предоставлено. В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета. Согласно методики расчета размера субвенции, предоставляемой местным бюджетам (приложение № 3 к указанному закону) при определении годового размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями, учитывается не только норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная органом местного самоуправления и средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Челябинской области, но и прогнозируемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в очередном финансовом году. Размер субвенции на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанной категории детей на 2011 год выделен Троицкому муниципальному району в недостаточном количестве, без учета прогнозируемой численности таких детей, на 11 детей вместо 40(л.д. 46-47). Данные обстоятельства опровергают доводы представителя Правительства Челябинской области, изложенные в письменном отзыве, о том, что Правительство Челябинской области в пределах бюджетных ассигнований на 2011 год на соответствующие цели исполнило обязанности по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. В настоящее время истец временно проживает вместе с сестрой на условиях найма в жилом помещении по адресу <...>, принадлежащей частному лицу (л.д. 54, 56). Фомин А.Д. не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда. До настоящего времени это право не реализовано, у органа местного самоуправления в июне 2010 года возникла обязанность незамедлительно предоставить истцу жилое помещение, поэтому на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели, а на Правительство Челябинской области - обязанность выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Фомину А.Д.. С учетом требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Фомину А.Д. по договору социального найма должно быть предоставлено жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в Троицком районе Челябинской области. Отсутствие свободного жилого фонда и денежных средств для приобретения жилья, наличие в очередности сирот, состоящих в очереди с более раннего срока, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку законодатель предусмотрел безусловную обязанность обеспечения указанную категорию граждан жилыми помещениями вне очереди. Доводы ответчиков о том, что предоставление квартиры истцу будет нарушать права других лиц, а также то, что у администрации отсутствует свободный жилой фонд и денежные средства для приобретения жилья также не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что это предоставление не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 ГПК Российской Федерации Решил: Возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Фомину А.Д. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в Троицком муниципальном районе Челябинской области, расположенное в том же районе. Возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Фомину А.Д.. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: