Решение Именем Российской Федерации 28 июля 2011 года г. Троицк Челябинская область Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Путилова А.А., при секретаре Яцкевич Ю.В., с участием прокурора Пруцаковой О.Г., истицы Вороновой Г.В., представителя ответчика администрации г. Троицка Челябинской области Завгородней О.С., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения администрации г. Троицка Челябинской области Михайлусовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту интересов Вороновой Г.В. к администрации г. Троицка Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения Установил: Прокурор г. Троицка в защиту интересов Вороновой Г.В. обратился в суд с иском о возложении на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации г. Троицка средства на приобретение жилого помещения с целью их дальнейшего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на администрацию г. Троицка Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Вороновой Г.В. за счет средств областного бюджета по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения. В обоснование иска указал, что Воронова Г.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. отец В.В.А.. умер 23.04.2004г., мать решением суда признана безвестно отсутствующей. На основании постановления главы г. Троицка № 151 от 29.06.2005г. Воронова Г.В. поставлена на регистрационный учет для получения жилья, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В судебном заседании прокурор г. Троицка Пруцакова О.Г. исковые требования поддержала, сославшись на обоснования, указанные в исковом заявлении. Воронова Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что как ребенок-сирота он имеет право на получение внеочередного жилья, однако до настоящего времени жилья не получила. Своего жилья он не имеет, проживает вместе с мужем и ребенком временно по адресу <...>. Представитель ответчика - администрации г. Троицка Завгородняя О.С. не возражает против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истица действительно была поставлена на регистрационный учет для получения внеочередного жилого помещения, как ребенок оставшийся без попечения родителей. Её мать была лишена родительских прав, а отец умер. При постановке её на учет закрепленного жилья за ней не было. После заключения брака 13.12.2010 года у Вороновой Г.В. возникло право на получение жилья. Однако ввиду отсутствия достаточного финансирования органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений данной категории детей жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени. Жилые помещения для данной категории лиц приобретается за счет финансовых средств выделенных на эти цели правительством Челябинской области. Просит удовлетворить исковые требования Вороновой Г.В. Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что учет детей, оставшихся без попечения родителей, и наделение их жилыми помещениями из состава муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Правительством Челябинской области в 2011 году из областного бюджета были направлены субвенции в бюджет Троицкого муниципального района в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, таким образом, Правительство Челябинской области в пределах бюджетных ассигнований на 2011 год на соответствующие цели исполнило обязанности по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. Представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Троицка Михайлусова М.В. исковые требования поддержала. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям: Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п.2 ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета. На основании постановления Главы г. Троицка Челябинской области № 151 от 29 июня 2005 года Воронова Г.В. признана оставшейся без попечения родителей и нуждающейся в государственной защите, определена на полное государственное обеспечение в муниципальное учреждение социального обслуживания <...>, поскольку мать В.Л.А. не забирает дочь из МУСО <...> без уважительных причин, отец В.В.А. умер 23.04.2004г. Решением Троицкого районного суда Челябинской области от 30.01.2006 года В.Л.А.. лишена родительских прав в отношении дочери ФИО18. По сообщению МУП ЦТИ от 09.01.2003г. и уведомления Росреестра право собственности на объекты недвижимого имущества за Вороновой Г.В. не зарегистрировано. Поскольку Воронова Г.В. своего жилья не имеет, за ней не закреплено жилое помещение, на основании постановления Главы г. Троицка Челябинской области № 151 от 29 июня 2005 года она поставлена на регистрационный учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, где состоит с 2005 года до настоящего времени. Это подтверждается объяснением сторон, свидетельством о рождении Вороновой Г.В. (л.д. 12), решением Троицкого районного суда от 30.01.2006г. (л.д. 45-46), постановлением главы г. Троицка от 29.06.2005г. № 151 (л.д. 8), постановлением главы г. Троицка от 20.02.2006г. № 71 (л.д. 13),свидетельством о заключении брака (л.д. 41),сообщением МУП БТИ от 09.01.2003г. № 2/008 (л.д. 9), сообщением ОГУП «ОЦТИ» от 20.07.2011г. № 2/1941 (л.д. 47), уведомлениями Росреестра (л.д. 42, 43), свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 44), выпиской из приказа МОУ «Детский дом» от 13.12.2010г. № 129-в (л.д. 10), сообщением МОУ «Детский дом» от 06.12.2010г. № 290 (л.д. 11). В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Согласно ч. 3 ст. 40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 ст.21 и ст. 27). 10 декабря 2010 года несовершеннолетняя Воронова Г.В. заключила брак с М.В.П.. (л.д. 41), и в соответствии с ч.2 ст. 21 ГК РФ приобрела полную дееспособность, попечительство над ней на основании ст. 40 ГК РФ прекращено. Из вышеизложенного следует, что в декабре 2010 года у Вороновой Г.В. возникло право на получение вне очереди по договору социального найма отдельного жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей в соотвествии со ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако до настоящего времени жилое помещение администрацией города Троицка ей не предоставлено. В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета. Согласно методики расчета размера субвенции, предоставляемой местным бюджетам (приложение № 3 к указанному закону) при определении годового размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями, учитывается не только норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная органом местного самоуправления и средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Челябинской области, но и прогнозируемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в очередном финансовом году. Размер субвенции на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанной категории детей на 2011 год выделен городу Троицк в недостаточном количестве, без учета прогнозируемой численность таких детей, на 4 детей вместо 87 (л.д.52-56). Данные обстоятельства опровергают доводы представителя Правительства Челябинской области, изложенные в письменном отзыве, о том, что Правительство Челябинской области в пределах бюджетных ассигнований на 2011 год на соответствующие цели исполнило обязанности по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. В настоящее время истица вместе с семьей временно проживает на основании договора на временное пользование жилым помещением от 03.02.2011г., заключенного М.В.П.. с муниципальным образованием г. Троицк, в жилом помещении по адресу <...> (л.д. 38). Воронова Г.В. не имеет жилого помещения для постоянного проживания на условиях социального найма, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда. До настоящего времени это право не реализовано, у органа местного самоуправления в декабре 2010 года возникла обязанность незамедлительно предоставить истцу жилое помещение, поэтому на администрацию г. Троицка Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели, а на Правительство Челябинской области - обязанность выделить администрации г. Троицка Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Вороновой Г.В.. С учетом требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Вороновой Г.В. по договору социального найма должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в г. Троицке Челябинской области. Отсутствие свободного жилого фонда и денежных средств для приобретения жилья, наличие в очередности сирот, состоящих в очереди с более раннего срока, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку законодатель предусмотрел безусловную обязанность обеспечения указанную категорию граждан жилыми помещениями вне очереди. Доводы ответчиков о том, что предоставление квартиры истцу будет нарушать права других лиц, а также то, что у администрации отсутствует свободный жилой фонд и денежные средства для приобретения жилья также не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что это предоставление не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 ГПК Российской Федерации Решил: Возложить на администрацию г. Троицка Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Вороновой Г.В. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в г. Троицке Челябинской области, расположенное в том же городе. Возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации г. Троицка Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Вороновой Г.В.. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: