решение о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте



Решение

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 года       г. Троицк Челябинская область

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Путилова А.А.,

при секретаре Яцкевич Ю.В., с участием прокурора Троицкого района Антимирова В.В., истца Конкова А.В., представителя ответчика администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ращектаева В.Я., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Лыковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту интересов Конкова А.В. к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения

Установил:

Прокурор Троицкого района в защиту интересов Конкова А.В. обратился в суд с иском о возложении на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области средства на приобретение жилого помещения с целью их дальнейшего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Конкову А.В. за счет средств областного бюджета по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Конков А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать воспитанием не занимается, сведения об отце отсутствуют. На основании постановления главы Троицкого муниципального района № 724 от 28.12.2004г. Конков А.В. поставлен на регистрационный учет для получения жилья в Троицком районе Челябинской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании прокурор Троицкого района Антимиров В.В. исковые требования поддержал, сославшись на обоснования, указанные в исковом заявлении. На требовании о предоставлении Конкову А.В. благоустроенного жилья не настаивал.

Конков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что как ребенок-сирота он имеет право на получение внеочередного жилья, однако до настоящего времени жилья не получил. Своего жилья он не имеет, проживает у бывших опекунов.

Представитель ответчика - администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ращектаев В.Я. исковые требования не признал. Пояснил, администрация района не отказывала и не отказывает в предоставлении жилья истцу. Финансирование органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет финансовых средств Челябинской области. Однако на 2011 год выделено только около 3 млн. 300 тысяч рублей для приобретения жилья для вышеуказанной категории детей, чего явно недостаточно. В 2011 году необходимо обеспечить жильем, указанной категории детей, в количестве 38 человек. Поэтому удовлетворение исковых требований нарушит права детей, поставленных на учет ранее Конкова. Кроме того, требование прокурора о предоставлении истцу благоустроенного жилья не основано на законе, т.к. в соответствии с утвержденным порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение предоставляется детям-сиротам в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что учет детей, оставшихся без попечения родителей, и наделение их жилыми помещениями из состава муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Правительством Челябинской области в 2011 году из областного бюджета были направлены субвенции в бюджет Троицкого муниципального района в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, таким образом, Правительство Челябинской области в пределах бюджетных ассигнований на 2011 год на соответствующие цели исполнило обязанности по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

Представитель Управления социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Лыкова М.В. исковые требования не поддержала, считает, что решение будет нарушать права других детей сирот, у которых право на получение жилья возникло ранее, чем у Конкова А.В.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с ч. 2 п. 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.

На основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области от <....> года, Конков А.В. передан под опеку Л.Н.Н., поскольку мать К.Л.Н. злоупотребляет спиртными напитками, находится в розыске, сведения об отце в актовой записи о рождении записаны со слов матери.

<....> года К.Л.Н. умерла, что подтверждается свидетельством о ее смерти (л.д. 40).

Согласно справке заместителя главы администрации Троицкого района Челябинской области от 02.07.1996г. мать Конкова А.В. - К.Л.Н. своего жилья не имела, в п. <....> <....> района проживала в доме своего сожителя С.Н.И. Конков А.В. своего жилья не имеет (л.д. 24).

По сообщениям ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области от 25.07.2011г., уведомлению Россреестра право собственности на объекты недвижимости за Конковым А.В. не зарегистрировано (л.д. 42, 44).

Согласно пояснениям истца Конкова А.В. он зарегистрирован и проживает в доме своего опекуна Л.Н.Н.. по адресу <....>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним жилой дом, расположенный по адресу <....> находится в общей долевой собственности муниципального образования <....> и Л.Н.А.. (л.д. 45).

Конков А.В. своего жилья не имеет, за ним не закреплено жилое помещение, на основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области от <....> года он поставлен на регистрационный учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, где состоит с 2004 года до настоящего времени.

Это подтверждается объяснением сторон, актовой записью о рождении Конкова А.В. № 45 от 05.11.1991г. (л.д. 17), постановлением главы Троицкого муниципального района от 27.03.1992г. № 5 (л.д. 11), постановлением главы Троицкого района Челябинской области от 28.12.2004г. № 724 (л.д. 180, свидетельством о смерти К.Л.Н.. (л.д. 40), справкой администрации муниципального образования от 02.07.1996г. (л.д. 24), сообщениями ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области от 25.07.2011г. № 2/1980 (л.д. 42, 43), уведомлением Россреестра (л.д. 44), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 45), информацией администрации муниципального образования <....> от 25.07.2011г. 173 (л.д. 46).

В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года (в ред. Закона Челябинской области от 29.04.2010 N 576-ЗО) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета.

Согласно методики расчета размера субвенции, предоставляемой местным бюджетам (приложение № 3 к указанному закону) при определении годового размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями, учитывается не только норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная органом местного самоуправления и средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Челябинской области, но и прогнозируемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в очередном финансовом году.

Размер субвенции на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанной категории детей на 2011 год выделен Троицкому муниципальному району в недостаточном количестве, без учета прогнозируемой численность таких детей, на 7 детей вместо 40 (л.д.37, 47-52).

03 октября 2009 года по достижении Конковым А.В. совершеннолетия опека Л.Н.Н.. над ним прекращена.

Конков А.В. не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда, до настоящего времени это право не реализовано, у органа местного самоуправления возникла обязанность незамедлительно предоставить истцу жилое помещение, поэтому на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели, а на Правительство Челябинской области - обязанность выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Конкову А.В..

С учетом требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Конкову А.В. по договору социального найма должно быть предоставлено жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в Троицком районе Челябинской области.

Отсутствие свободного жилого фонда и денежных средств для приобретения жилья, наличие в очередности сирот, состоящих в очереди с более раннего срока, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку законодатель предусмотрел безусловную обязанность обеспечения указанную категорию граждан жилыми помещениями вне очереди.

Доводы ответчиков о том, что предоставление квартиры истцу будет нарушать права других лиц, а также то, что у администрации отсутствует свободный жилой фонд и денежные средства для приобретения жилья также не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что это предоставление не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 ГПК Российской Федерации

Решил:

Возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Конкову А.В. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в Троицком муниципальном районе Челябинской области, расположенное в том же районе.

Возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Конкову А.В..

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: