Решение Именем Российской Федерации 04 августа 2011 года г. Троицк Челябинская область Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Путилова А.А., при секретаре Яцкевич Ю.В., с участием прокурора Троицкого района Алиевой Ю.И., представителя ответчика администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ращектаева В.Я., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Лыковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в защиту интересов Поляковской О.Н. к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения Установил: Прокурор Троицкого района в защиту интересов Поляковской О.Н. обратился в суд с иском о возложении на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области средства на приобретение жилого помещения с целью их дальнейшего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Поляковской О.Н. за счет средств областного бюджета по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения. В обоснование иска указал, что Поляковская О.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать признана безвестно отсутствующей, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. На основании постановления главы Троицкого муниципального района № 540 от 09.07.2008 Поляковская О.Н. поставлена на регистрационный учет для получения жилья в Троицком районе Челябинской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, сославшись на обоснования, указанные в исковом заявлении. Поляковская О.Н. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия. Исковые требования поддерживает. Представитель ответчика - администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Ращектаев В.Я. исковые требования не признал. Не оспаривает тот факт, что истица относится к категории детей сирот, которые имеют право на обеспечение вне очереди жилым помещением. Пояснил, что истица состоит в списке детей-сирот на получение жилья в числе первых, Правительством Челябинской области в 2011 году из областного бюджета выделены денежные средства в размере 3 миллионов рублей, из этих средств жилье для Поляковской будет приобретено, в настоящее время проводится аукцион для приобретения жилья. Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что учет детей, оставшихся без попечения родителей, и наделение их жилыми помещениями из состава муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Правительством Челябинской области в 2011 году из областного бюджета были направлены субвенции в бюджет Троицкого муниципального района в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, таким образом, Правительство Челябинской области в пределах бюджетных ассигнований на 2011 год на соответствующие цели исполнило обязанности по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. Представитель Управления социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Лыкова М.В. исковые требования не поддержала, считает, что после проведения аукциона на деньги, выделенные Правительством Челябинской области в 2011 году Поляковской О.Н. будет приобретено жилое помещение. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям: Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п.2 ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета. На основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области № 518 от 25.10.2000г. Поляковская О.Н. передана под опеку К.Е.Н., т.к. местонахождение матери П.В.И. неизвестно, сведения об отце записаны со слов матери. На основании постановления главы администрации Троицкого муниципального района 184 от 1 апреля 2002 года, Поляковская О.Н. передана на воспитание в приемную семью К.Е.Н.., поскольку мать П.В.И.. лишена родительских прав 21.11.2000г., отец записан со слов матери. За Поляковской О.Н. в 2001 году было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу п<...> Данное жилье было выделено для проживания детям семьи Поляковских, оставшихся без попечения родителей. Количество данных детей, в число которых входила и истица, было равно семи, а площадь данного жилья составляла 39,4 кв. метра. Согласно ст.38 ЖК РСФСР действовавшего на 2001 год норма жилой площади была установлена в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Таким образом, в соответствии с нормами ЖК РСФСР администрация должна была предоставить 7 детям Поляковским на тот момент жилое помещение площадью не менее 84 кв. метра, чего фактически сделано не было. А значит, истица, как и остальные дети, не были обеспечены жилым помещением в соотвествии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С учетом изложенного указанный факт закрепления за истицей жилого помещения не имеет юридического значения для рассмотрения данного иска. Согласно заключению межведомственной комиссии № 19 от 28.04.2008г. жилой дом, расположенный по адресу п<...> находится в аварийном состоянии и подлежит сносу (л.д. 30). По сообщению главы <...> сельского поселения от 22.07.2011г. на сегодняшний день по адресу <...> никто не зарегистрирован и не проживает, дом разрушен полностью (л.д. 39). По сообщению ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области от 25.07.2011г. и уведомления Росреестра право собственности на объекты недвижимого имущества за Поляковской О.Н. не зарегистрировано (л.д. 38, 40) Поскольку Поляковская О.Н. своего жилья не имеет, закрепленное за ней жилое помещение, разрушено, на основании постановления Главы Троицкого муниципального района Челябинской области № 540 от 09 июля 2008 года она поставлена на регистрационный учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, где и состоит с 2008 года до настоящего времени. Это подтверждается объяснением сторон, постановлениями главы Троицкого муниципального района от 25.10.2000г. № 518, 01.04.2002г. № 184, 09.07.2008г. № 540 (л.д. 10-12), решением Троицкого районного суда Челябинской области от 05.06.2003г. (л.д. 44), заключением № 19 от 28.04.2008г. о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 30), уведомлением Россреестра (л.д. 40, 41), сообщениями ОГУП «ОЦТИ» по Челябинской области от 25.07.2011г. № 2/1969, 2/1980 (л.д. 37, 38), информацией главы <...> сельского поселения от 22.07.2011г. № 200 (л.д. 39), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 45). 13 ноября 2005 года по достижении Поляковской О.Н. совершеннолетия попечительство К.Е.Н.. над ней прекращено. Из вышеизложенного следует, что с 14 ноября 2005 года у Поляковской О.Н. возникло право на получение вне очереди по договору социального найма отдельного жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей в соответствии со ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако до настоящего времени жилое помещение администрацией Троицкого муниципального района ей не предоставлено. В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета. На 2011 год администрации Троицкого района правительством Челябинской области было выделено 3 349 500 руб. на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью (Закон Челябинской области от 30.11.2010 года № 19-ЗО (в ред. От24.02.2011 г. «Об областном бюджете на 2011 год»). Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 08.02.2011г. № 1 был утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет бюджетных средств в 2011 году, согласно очередности и утвержденному лимиту. В данном списке указана Поляковская Олеся Николаевна (л.д. 46-47). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Правительство Челябинской области на сегодняшний день выделило субвенции из областного бюджета для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и этих субвенций достаточно для приобретения жилья Поляковской. Указанные денежные средства были выделены до подачи искового заявления в суд, поэтому необходимости дополнительно возлагать на Правительство Челябинской области обязанность выделить денежные средства для приобретения жилья истице не имеется. В этой части требований истца следует отказать. На сегодняшний день, несмотря на выделенные правительством денежные средства, Поляковская О.Н. не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда. До настоящего времени это право не реализовано, у органа местного самоуправления в ноябре 2005 года возникла обязанность незамедлительно предоставить истцу жилое помещение, поэтому на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели в 2011 году. С учетом требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Поляковской О.Н. по договору социального найма должно быть предоставлено жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в Троицком районе Челябинской области. Доводы представителя администрации Троицкого муниципального района о том, что денежные средства из областного бюджета для приобретения жилья истице выделены и в настоящее время проводится конкурс на приобретение жилья не может являться основанием для отказа в иске, поскольку субвенции из областного бюджета перечислены на счет Троицкого муниципального района в марте 2011 года, однако до настоящего времени квартира истице администрацией не предоставлена. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 ГПК Российской Федерации Решил: В исковых требованиях прокурору Троицкого района Челябинской области к Правительству Челябинской области о возложении обязанности выделить администрации Троицкого муниципального района Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Поляковской О.Н. отказать. Возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Поляковской О.Н. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в Троицком муниципальном районе Челябинской области, расположенное в том же районе. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: