о редоставлении жилого помещения



                                                           РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

09 августа 2011 года

       Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего:                  Лобановой И.Н.                    

при секретаре:                                     Богдан О.А.

рассмотрев с участием прокурора Пановой М.Н. в открытом судебном заседании гражданское дело по прокурора города Троицк Челябинской области в защиту прав Шайхаттаровой З,Д. к администрации города Троицк Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения

                                                       УСТАНОВИЛ

       

       Прокурор города Троицк Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов Шайхаттаровой З,Д. о возложении на администрацию города Троицк Челябинской области обязанности вне очереди предоставить Шайхаттаровой З,Д. за счет средств областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в городе Троицк Челябинской области, и возложении на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации города Троицк Челябинской области денежные средства для приобретения ей жилого помещения.

       В обоснование иска указал, что в связи со смертью родителей, на основании постановления главы города Троицк Челябинской области от 04 октября 2010 года № 1773 Шайхаттарова З,Д. признана <данные изъяты>, определена на полное государственное обеспечение в муниципальное образовательное учреждение <данные изъяты>», и поставлена на регистрационный учет <данные изъяты>, нуждающихся в обеспечении жильем, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

       В судебном заседании старший помощник прокурора Панова С.В. исковые требования поддержала.

       Истица Шайхаттарова З,Д. в судебном заседании не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.29), просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.30).

       Представитель ответчика - администрации города Троицк Челябинской области Барышникова Т.В. полагала иск подлежащим удовлетворению.

       Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.32), сведения об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении слушания дела не заявил. Дело рассмотрено в его отсутствие.

       Представитель Управления социальной защиты населения администрации города Троицк Челябинской области Гумбатова Л.Н. просила исковые требования удовлетворить.

       Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования удовлетворить, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:

       Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

       В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указанные дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (с последующими изменениями) на территории Челябинской области установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет.

        

       Статьей 17 этого Закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, как имеющих закрепленное жилое помещение, так и не имеющих такового. При наличии закрепленного жилого помещения указанные лица сохраняют на него право на весь период пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В случае отсутствия закрепленного жилого помещения дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

       Пункт 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 года N 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма.

       Пунктами 2 и 3 указанного Порядка предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства (пункт 2). Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет (пункт 3).

       В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Суд установил, что в связи со смертью родителей, на основании постановления администрации города Троицк Челябинской области № 1773 от 04 октября 2010 года Шайхаттарова З,Д. была признана <данные изъяты>, нуждающейся в государственной защите, определена на полное государственное обеспечение в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» города Троицк Челябинской области и, поскольку своего жилья не имела, принята на учет <данные изъяты>, не имеющих закрепленного жилого помещения, где состоит до настоящего времени.

       Отец Шайхаттаровой З,Д. - Шайхаттаров Д.Р. , умер ДД.ММ.ГГГГ, ее мать - Хабибуллина С.В. , умерла ДД.ММ.ГГГГ.

       Это подтверждается объяснением сторон, постановлениями администрации города Троицк Челябинской области № 1773 от 04 октября 2010 года (л.д.7), свидетельством о рождении Шайхаттаровой З.Д. (л.д.8), свидетельством о смерти Шайхаттарова Д.Р. (л.д.9), свидетельством о смерти С.В. (л.д.10), <данные изъяты>л.д.11), справкой № 174 от 04 апреля 2011 года (л.д.15).

       В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета.

       ДД.ММ.ГГГГ Шайхаттарова З,Д. достигла возраста совершеннолетия, опека в отношении нее прекращена, в июне 2009 года она окончила обучение в общеобразовательной школе, впоследствии не училась.

       В настоящее время она временно проживает в жилом помещении, права постоянного пользования которым не имеет.

       Шайхаттарова З.Д. не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не имеет закрепленного за нею жилого помещения.

       Это подтверждается объяснениями сторон, аттестатом об основном общем образовании (л.д.12), свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д.14), справкой № 174 от 04 апреля 2011 года (л.д.15), письменным объяснением Шайхаттаровой З.Д. (л.д.16), уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 30 июня 2011 года (л.д.17), и в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.

       Шайхаттарова З,Д. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда, до настоящего времени это право не реализовано, доказательства, свидетельствующие о том, что Правительством Челябинской области администрации города Троицк Челябинской области выделены субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Шайхаттаровой З,Д., суду не представлены, у органа местного самоуправления возникла обязанность незамедлительно предоставить истице благоустроенное жилое помещение, поэтому на администрацию города Троицк Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истице жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели, а на Правительство Челябинской области - обязанность выделить администрации города Троицк Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения для нее жилого помещения.

       С учетом положений части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения Собрания депутатов города Троицк Челябинской области № 207 от 21 декабря 2005 года (л.д.24) Шайхаттаровой З.Д. по договору социального найма должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и технически требованиям, общей площадью не менее 10 квадратных метра общей площади жилого помещения, расположенное в городе Троицк Челябинской области.

       Отсутствие свободного жилого фонда и денежных средств для приобретения жилья не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска, поскольку законодатель предусмотрел безусловную обязанность обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями вне очереди.

       

       Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

                                                              РЕШИЛ

       Возложить на администрацию города Троицк Челябинской области обязанность вне очереди, предоставить Шайхаттаровой З,Д. З,Д. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в городе Троицк Челябинской области, площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения.

       

       Возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации города Троицк Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Шайхаттаровой З,Д..

      

       Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, через Троицкий городской суд, в течение 10 дней.

Председательствующий: