РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 октября 2011 года Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Мирзоян Н.Е., при секретаре Кадомцевой Т.Г., с участием прокурора Пановой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Троицка к администрации города Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка о возложении обязанности по очистке территории от бытовых и промышленных отходов, Установил: Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию города Троицка Челябинской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка произвести очистку от бытовых и промышленных отходов земельного участка протяженностью <данные изъяты> расположенного между <адрес>: от жилого <адрес> до жилого <адрес> в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверок, проведенных прокурором г. Троицка совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка и начальником территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Троицке, Троицком, Октябрьском и Чесменском районах, исполнения органами местного самоуправления природоохранного законодательства было установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и отходов строительного материала на земельном участке протяженностью <данные изъяты> расположенном между <адрес>. Данная несанкционированная свалка, согласно пояснениям жителей, существует свыше трех лет. Администрацией г. Троицка и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован. Неисполнение ответчиками требований действующего законодательства о сборе и вывозе отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и непринятие мер по ликвидации имеющихся на территории г. Троицка несанкционированных свалок строительного и бытового мусора приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования. Представитель администрации г. Троицка Бачанова Г.Г. иск не признала, ссылаясь на то, что обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на структурное подразделение администрации города Троицка, обладающее правами юридического лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка. Считает администрацию г. Троицка ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить по следующим основаниям. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Устава г. Троицка территорию муниципального образования составляют земли города Троицка, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения, и, в соответствии с генеральным планом города, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, водные и иные объекты. В соответствии с п.п.24 п.1 ст. 7 Устава города Троицка к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.п.25, п.1 ст.25 Устава города Троицка,п. 7 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Троицка, утвержденного решением Собрания депутатов г. Троицка 16 сентября 2009 г. N 203 администрация г. Троицка осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п.13 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Троицке утвержденных решением Собрания Депутатов г.Троицка № 90 от 23.05.07г. (далее Правила благоустройства), ответственность и контроль за сбор ТБО, за чистку, уборку контейнерных площадок возлагается:- по муниципальному жилищному фонду - на жилищно-коммунальные эксплуатационные предприятия города; - по частным домовладениям, домам индивидуальной застройки - на домовладельцев; - по иным производителям ТБО и КГМ - на арендаторов, собственников, организации и иные хозяйствующие субъекты;- общий контроль за сбор ТБО и КГМ - на администрацию города. Таким образом, доводы представителя администрации о том, что обязанность администрации по очистке территории города от несанкционированной свалки действующим законодательством не предусмотрена (л.д.16), являются несостоятельными. Согласно п.8 раздела 2 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, экологии благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка основными вопросами, находящимися в ведении Управления являются организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды (л.д.22). Согласно п. 27 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Троицка, утвержденного решением Собрания депутатов г.Троицка 16 сентября 2009 г. N 203, финансовое обеспечение организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города является расходным обязательством города и осуществляется за счет средств бюджета города, в том числе путем реализации ведомственных целевых программ, городских целевых программ, в порядке, утвержденном Собранием депутатов города, а также за счет собственных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц, являющихся собственниками отходов. Правила благоустройства (п.2) устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определенный порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории для всех юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями или владельцами земель, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Троицка, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства. Согласно п.45 Правил благоустройства, ответственность за производство уборочных работ возлагается: за уборку и содержание длительное время неиспользуемых или неосваиваемых территорий и территорий после сноса строений на организации заказчиков - владельцев выделенных территорий, балансодержателей. При выявлении зданий, сооружений и земельных участков, владельцев которых невозможно установить, управлению архитектуры в течение месяца необходимо оформить участок и передать на баланс новым владельцам по согласованию с администрацией города. Следовательно, за территорию не входящую в уборочную территорию хозяйствующего субъекта ответственность за производство уборочных работ и содержание возлагается на орган местного самоуправления. Из материалов дела усматривается, что администрацией г.Троицка и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются. Судом установлено, что 16 мая 2011 года и 26 августа 2011 года прокуратурой г. Троицка совместно с начальником отдела экологии и благоустройства Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Троицка и территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г.Троицке, Троицком, Октябрьском и Чесменском районах проведены проверки исполнения органами местного самоуправления природоохранного законодательства, в ходе которых было установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и отходов строительного материала на земельном участке протяженностью <данные изъяты> расположенном между <адрес> (л.д.7-8). Согласно заключению специалиста Управления Федеральнойслужбы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области по результатам обследования несанкционированной свалки твердых бытовых отходов № 2025 от 26.08.11г., в результате проведенного обследования установлено, что на территории, ограниченной частными домами и <адрес> в районе <адрес> в г. Троицке и занимающей участок площадью около <данные изъяты>, расположена свалка твердых бытовых отходов в виде спиленных веток деревьев, сухой травы, кирпичного боя, осколков шифера, досок, потребительской тары, пищевыми отходами и прочих. Территория несанкционированной свалки не ограждена, имеет ровную поверхность (л.д. 9). Из объяснений старшего участкового уполномоченного ОВД по Троицкому городскому округу следует, что с 2007 года территории <адрес>, и <адрес> в г. Троицке стали загрязняться мусором, в итоге образовались несанкционированные свалки. За период его работы этот мусор никто не убирает. (л.д.14). Таким образом, ответчики в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством, мер по ликвидации несанкционированных свалок, по своевременному сбору и вывозу БТО на земельном участке между <адрес> в <адрес> своевременно не предпринимают. Ими не организован надлежащим образом процесс и порядок сбора и вывоза бытовых отходов, не определены места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе. Не решен вопрос об отводе свободных земельных участков, на которых возникли несанкционированные свалки, и закреплению их за хозяйствующими субъектами. Доводы представителя Администрации г.Троицка о том, что у ответчиков отсутствовала обязанность по организации сбора и вывоза мусора на территории, где расположены частные жилые дома, являются необоснованными. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа. На жителях индивидуальных домов лежит обязанность по содержанию и уборке домов, дворов и придомовых территорий, а не территории общего пользования. Доказательств, что свалки образуются из-за действий конкретных жителей индивидуальных жилых домов, на которых можно было возложить обязанность по очистке территории, суду не представлено. Организация в районе <адрес> <адрес> г. Троицка полигона для складирования ТБО не свидетельствует о том, что ответчики надлежащим образом выполняют свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Наличие несанкционированной свалки в районе улиц <адрес>, занимающей территорию <данные изъяты>, подтверждает это. Жители близлежащих от этой свалки домом жалуются на неприятный запах, исходящий от этой свалки (л.д. 12-13). Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории этого поселка города, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, восстановления положения, существовавшего до нарушения права. На основании изложенного суд считает, что на ответчиков следует возложить обязанность произвести очистку от бытовых и промышленных отходов земельного участка, на котором образовалась стихийная свалка, так как эта обязанность ответчиков предусмотрена действующим законодательством, но не исполняется ими. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 195-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать администрацию г. Троицка Челябинской области и Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка произвести очистку от бытовых и промышленных отходов земельного участка протяженностью 500 кв.м, расположенного между <адрес>: от жилого <адрес> до жилого <адрес> г. Троицка Челябинской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Троицкий городской суд. Председательствующий: