Решение Именем Российской Федерации 10 ноября 2011 года г. Троицк Челябинская область Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Путилова А.А., при секретаре Яцкевич Ю.В., с участием прокурора Пановой М.Н., истицы Лялиной Н.А., представителя ответчика администрации г. Троицка Челябинской области Завгородней О.С., представителя третьего лица Управления социальной защиты населения администрации г. Троицка Челябинской области Чахалян Н.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту интересов Лялиной Н.А. к администрации г. Троицка Челябинской области и Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения Установил: Прокурор г. Троицка в защиту интересов Лялиной Н.А. обратился в суд с иском о возложении на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации г. Троицка средства на приобретение жилого помещения с целью их дальнейшего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на администрацию г. Троицка Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Лялиной Н.А. за счет средств областного бюджета по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения. В обоснование иска указал, что Лялина Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее родители лишены родительских прав. На основании постановления главы г. Троицка № от хх.хх.хххх. Лялина Н.А. поставлена на регистрационный учет для получения жилья, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В судебном заседании прокурор г. Троицка Панова М.Н. исковые требования поддержала, сославшись на обоснования, указанные в исковом заявлении. Лялина Н.А. в судебном заседании не участвовала. О времени и месте рассмотрения была извещена надлежащим образом. Ранее, участвуя в судебном заседании, исковые требования поддерживала в полном объеме. Поясняла, что она как ребенок-сирота, после достижения в марте 2011 года совершеннолетия, имеет право на получение внеочередного жилья, однако до настоящего времени жилья не получила. Своего жилья он не имеет, проживает временно у двоюродной сестры по адресу <...>. Представитель ответчика - администрации г. Троицка Завгородняя О.С. не возражает против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истица действительно была поставлена на регистрационный учет для получения внеочередного жилого помещения, как ребенок оставшийся без попечения родителей, т.к. ее родители были лишены родительских прав. При постановке её на учет закрепленного жилья за ней не было. По достижении 18 лет у Лялиной Н.А. возникло право на получение жилья. Однако ввиду отсутствия достаточного финансирования органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений данной категории детей жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени. Жилые помещения для данной категории лиц приобретается за счет финансовых средств выделенных на эти цели правительством Челябинской области. Просит удовлетворить исковые требования Лялиной Н.А. Представитель Правительства Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Троицка Чахалян Н.Т. исковые требования поддержала. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям: Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п.2 ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета. На основании постановления Главы г. Троицка Челябинской области № от хх.хх.хххх Лялина Н.А. признана оставшейся без попечения родителей и нуждающейся в государственной защите, определена на полное государственное обеспечение в муниципальное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» города Троицка, поскольку родители Л.Т.В. и Л.А.И. решением Троицкого районного суда от хх.хх.хххх. были лишены родительских прав. хх.хх.хххх года мать Л.Т.В.. умерла. По сообщению ОГУП «ОЦТИ» по Челябинской области от 31.08.2011г. и уведомления Росреестра право собственности на объекты недвижимого имущества за Лялиной Н.А. не зарегистрировано. Поскольку Лялина Н.А. своего жилья не имеет, за ней не закреплено жилое помещение, на основании постановления Главы г. Троицка Челябинской области № от хх.хх.хххх она поставлена на регистрационный учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, где состоит с 2007 года до настоящего времени. Это подтверждается объяснением сторон, свидетельством о рождении Лялиной Н.А. (л.д. 9), решением Троицкого районного суда от хх.хх.хххх. (л.д. 14-18), постановлением главы г. Троицка от хх.хх.хххх. № (л.д. 7), постановлением главы г. Троицка от хх.хх.хххх. № (л.д. 8), сообщением ОГУП «ОЦТИ» от 31.08.2011г. (л.д. 59), уведомлениями Росреестра (л.д.19-22), свидетельством о смерти (л.д.10). ... марта 2011 года по достижении Лялиной Н.А. совершеннолетия попечительство над ней прекращено в соотвествии с п. 3 ст. 40 ГК РФ. В силу п. 2 ч. 2 статьи 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, у Лялиной Н.А., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства (ввиду достижения ей совершеннолетия), то есть после ... марта 2011, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено. В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета. Согласно методики расчета размера субвенции, предоставляемой местным бюджетам (приложение № 3 к указанному закону) при определении годового размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями, учитывается не только норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная органом местного самоуправления и средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Челябинской области, но и прогнозируемая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в очередном финансовом году. Размер субвенции на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанной категории детей на 2011 год выделен городу Троицк в недостаточном количестве, без учета прогнозируемой численности таких детей, на 4 детей вместо 87 (л.д. 68-73, 84-88). В силу ст. 56 ГПК РФ Правительство Челябинской области не представило достаточных доказательств, подтверждающих, что денежные средства были выделены в достаточном количестве и в соответствии с тем списком нуждающихся детей, которые были представлены им для формирования бюджета на 2011 год исходя из Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой 9попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением правительства РФ от 28.12.2010г. № 1171. В настоящее время истица временно проживает на условиях найма в жилом помещении по адресу <...> принадлежащем частному лицу. Лялина Н.А. не имеет жилого помещения для постоянного проживания на условиях социального найма, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилого фонда. До настоящего времени это право не реализовано, у органа местного самоуправления с ... марта 2011 года возникла обязанность незамедлительно предоставить истцу жилое помещение, поэтому на администрацию г. Троицка Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели. Ввиду того, что средств на приобретение жилых помещений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011 год выделен городу Троицк в недостаточном количестве, то на Правительство Челябинской области - следует возложить обязанность выделить администрации г. Троицка Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Лялиной Н.А. С учетом требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Лялиной Н.А. по договору социального найма должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в г. Троицке Челябинской области. Отсутствие свободного жилого фонда и денежных средств для приобретения жилья, наличие в очередности сирот, состоящих в очереди с более раннего срока, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку законодатель предусмотрел безусловную обязанность обеспечения указанную категорию граждан жилыми помещениями вне очереди. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, следует, что это предоставление не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 ГПК Российской Федерации Решил: Возложить на администрацию г. Троицка Челябинской области обязанность вне очереди предоставить Лялиной Н.А. за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели, по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в г. Троицке Челябинской области, расположенное в том же городе. Возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации г. Троицка Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Лялиной Н.А.. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд в течение 10 дней. Председательствующий: