РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 г. Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Федотовой В.П., с участием старшего помощника прокурора г. Троицка Челябинской области Пановой М.Н., представителей ответчика - администрации г. Троицка Челябинской области - Дергалевой С.В., третьего лица - Ивлевой Н.Ю., при секретаре Коноваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Троицка Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Троицка Челябинской области о признании незаконными бездействий, возложении обязанностей совершить действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Троицка Челябинской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями о возложении на администрацию г. Троицка Челябинской области обязанности разместить заказ на аукцион для выполнения проектных работ по корректировке рабочего проекта и снятия замечаний Госэкспертизы; обязанности принять меры по ликвидации жидких бытовых отходов из канализационного накопительного выгреба и принятия мер по недопущению дальнейшего скопления и перелива на поверхность почвы данных отходов. В обоснование требований он сослался на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что в районе малоэтажной застройки <адрес> <адрес> жидкие бытовые отходы от жилых домов по системе канализационных труб поступают в нефункционирующий канализационно - накопительный выгреб, в результате чего неочищенные сточные воды поступают на поверхность почвы. Поселок малоэтажной застройки частично канализируется в индивидуальные выгребы, частично - в находящийся на территории ул. Российской этого района групповой выгреб. В связи с тем, что объем выгреба не достаточный, канализационная система не достроена, происходит излив жидких бытовых отходов на поверхность земли. В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от требования о возложении обязанности на администрацию разместить заказ на аукцион для выполнения проектных работ по корректировке рабочего проекта и снятие замечаний Госэкспертизы, отказ принят определением Троицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-45); по исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ изменил исковые требования, просил признать незаконными бездействия администрации г. Троицка Челябинской области по обеспечению надлежащего водоотведения на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес>, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации жидких бытовых отходов от жилых домов этого района по системе канализационных труб, поступающих в нефункционирующую канализационно - накопительную станцию (КНС), обязать администрацию <адрес> организовать надлежащее водоотведение на территории района малоэтажной застройки <адрес> <адрес> (л.д.55-57). По исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ прокурор г. Троицка поддержал требования о признании незаконными бездействия администрации г. Троицка, изменил срок исполнения обязанности администрации г. Троицка по очистке канализационного выгреба до ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию разработать проект строительства канализационной насосной станции на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ осуществить строительство канализационной насосной станции в указанном районе (л.д.131-133). По исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ прокурор г. Троицка изменил требования, просил обязать администрацию г. Троицка: в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет как бесхозяйное имущество канализационных сетей малоэтажной застройки <адрес> <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести очистку не функционирующего канализационного выгреба в указанном районе; в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект строительства канализационно - накопительной станции и канализационных сетей в данном районе; в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить строительство канализационно - накопительной станции и канализационных сетей в данном районе; регулярно производить очистку канализационно - накопительного выгреба до завершения строительства канализационной насосной станции и ввода ее в эксплуатацию (л.д.201-205). В судебном заседании старший помощник прокурора г. Троицка Челябинской области Панова М.Н. поддержала требования по исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменения дат исполнения обязательств, которые прокурор просил возложить на администрацию <адрес>, с дополнением исковых требований. Представитель администрации г. Троицка Челябинской области Дергалева С.В., имеющая полномочия по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.135) исковые требования не признала, пояснила, что канализационные сети малоэтажной застройки <адрес> <адрес> носят признаки самовольной постройки, считает, что администрация г. Троицка не несет ответственности за их эксплуатацию. К муниципальной собственности относятся канализационные сети многоэтажных зданий 5<адрес> <адрес>. Против требования о возложении обязанности на администрацию г. Троицка по проектированию и строительству объекта, полагает, что имеются иные способы надлежащего водоотведения - путем регулярного удаления сточных вод, устройства индивидуальных выгребов. Представлено письменное мнение по иску (л.д.140-143). Представитель муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Троицка Ивлева Н.Ю. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора г. Троицка поддержала, пояснила, что предприятие производит вывод стоков из накопительного выгреба по требованию администрации г. Троицка, накопительный выгреб (а не канализационная накопительная станция) не сдан в эксплуатацию. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01. 2002 г. №- ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Согласно п. 3.1. и п. 3.2. «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках и специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Согласно ч. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Аналогичные требования содержит ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». Федеральным законом от 24.06. 1998г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» установлены определенные требования к объектам размещения отходов и требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 12 данного закона, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Троицка проведена проверка соблюдения требований экологического и санитарно- эпидемиологического законодательства, в ходе которой было установлено, что в районе малоэтажной застройки <адрес> <адрес> жидкие бытовые отходы от жилых домов по системе канализационных труб поступают в не функционирующий канализационно - накопительный выгреб, в результате чего неочищенные сточные воды поступают на поверхность почвы. Причиной этого послужило отсутствие надлежаще функционирующей канализационно - насосной станции. Поселок малоэтажной застройки частично канализируется в индивидуальные выгребы, частично - в находящийся на территории <адрес> групповой выгреб, объемом <данные изъяты>. В материалах дела имеется выписка из реестра муниципального имущества г. Троицка № от ДД.ММ.ГГГГ канализационные сети <адрес> № находятся в муниципальной собственности, включены в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48, 149). Однако данные канализационные сети относятся к <адрес> многоэтажной застройки, переданы МУП «Водоканал» в безвозмездное пользование по договору от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данной выпиской, сведениями Управления муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.144, 149), техническим паспортом по состоянию на 2000 год (л.д.191-193), пояснением представителя администрации г. Троицка, не опровергнуто прокурором г. Троицка, соответствует фактическим обстоятельствам дела. Земельный участок, занятый указанными сетями, является государственной собственностью, не прошедшей разграничение в установленном законом порядке, что следует из информации Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.144). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой г. Троицка Челябинской области было принято постановление № «О разрешении проектирования канализационной насосной станции и сетей канализации в районе малоэтажной застройки <адрес>», в соответствии с которым была согласована трасса прохождения сетей канализации, утвержден акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, разрешено проектирование канализационной насосной станции в указанном микрорайоне. В соответствии с п. 3 этого постановления Муниципальному предприятию «Троицкинвестстрой» необходимо было получить архитектурно - планировочное задание на проектирование, разработать проектно - сметную документацию, согласовать ее в установленном законом порядке, оформить земельные отношения. Однако указанные действия не были выполнены. В настоящее время МП «Троицкинвестстрой» не осуществляет свою деятельность, находится в процессе ликвидации. Разрешений на строительство канализационных сетей и канализационной насосной станции на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес> не выдавалось, что следует из информации начальника отдела по архитектуре и градостроительству администрации г. Троицка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.146), не проведено формирование земельного участка, не определены земельные отношения. По рабочему проекту проектной организации ООО «<адрес> <адрес>» имеется отрицательное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ ОГУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и проектов документов территориального планирования Челябинской области» (л.д.5-12). Сведения о принадлежности канализационных сетей и канализационной насосной станции в <адрес> <адрес> - район малоэтажной застройки отсутствуют, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.147-148). Территория малоэтажной застройки <адрес> <адрес> состоит из 4-х улиц, застроенных одноквартирными индивидуальными жилым домами, что следует из разрешений на ввод части указанных домов в эксплуатацию, информации отдела по архитектуре и градостроительству администрации г. Троицка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 158, 161-183). Суд считает заслуживающий внимание ссылку представителя администрации г. Троицка на то, что канализационные сети как незавершенный строительством объект без разрешительной документации на строительство, предусмотренной законом, без правового определения земельного участка, на котором они фактически находятся, без ввода в эксплуатацию объекта указанные канализационные сети не могут использоваться собственниками индивидуальных жилых домов, что признано старшим помощником прокурора г. Троицка в судебном заседании. Вместе с тем, фактически данные сети эксплуатируются. Жидкие бытовые отходы от жилых домов по системе канализационных труб поступают в нефункционирующую надлежащим образом канализационную насосную станцию, рядом с которой установлена металлическая емкость с бытовыми стоками, часть которых поступает на поверхность почвы, чем нарушается п.п. 3.1., 3.2. Санитарных правил содержания территории населенных мест № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации. Обезвреживание жидких бытовых отходов должно производиться на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обеззараживанию и переработке. Данное обстоятельство подтверждается заключением специалиста по результатам обследования системы сбора жидких бытовых отходов на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.150). Постановлением главы г. Троицка № утверждена долгосрочная целевая программа «Чистая вода» на территории Троицкого городского округа на 2010-2020 года» (л.д.14, 35-38), разработаны мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения Троицкого городского округа, где пунктом 15 включено строительство канализационной насосной станции и сетей канализации в районе малоэтажной застройки <адрес> в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об областной целевой программе «Чистая вода» на территории Челябинской области на 2010 - 2020 годы» ( л.д. 15-16, 185-187). Троицкий городской округ включен в указанную Программу с учетом постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П (л.д..188-190). Областная целевая программа предусматривает финансирование из бюджетов разных уровней, за счет внебюджетных средств, а также инвестиционные средства. Однако суд считает, что администрация г. Троицка не принимает достаточно эффективных, результативных мер по этапному, но постоянному исполнению указанной программы, не проводит работу по привлечению в том числе инвесторов - собственников индивидуальных жилых домов, использующих не введенные в эксплуатацию канализационные сети. Обоснованна ссылка представителя администрации г. Троицка на наличие дополнительных способов решения вопроса по надлежащему водоотведению в данном жилом районе г. Троицка, в том числе путем регулярного удаления сточных вод из существующего группового канализационного накопительного выгреба ассенизационными машинами, но это может быть временной мерой до проектирования и строительства в установленном законом порядке канализационной системы, а также путем строительства индивидуальных выгребов на территории каждого индивидуального жилого дома, что должно было быть предусмотрено при проектировании и строительстве жилых домов при отсутствии централизованного водоотведения на период застройки жилого малоэтажного района и учтено при приеме домой в эксплуатацию. Организационная работа также должна проводиться администрацией г. Троицка, его отделами, муниципальными предприятиями, занимающимися решением данных вопросов, в том числе МУП «Водоканал» г. Троицка, которое начало проводить такую работу с собственниками индивидуальных жилых помещений (л.д.184, 194). В настоящее время нарушения требований экологического и санитарно - эпидемиологического законодательства администрацией г. Троицка нашли подтверждение в судебном заседании представленными по делу доказательствами. Поэтому следует признать незаконными бездействия администрации г. Троицка Челябинской области по обеспечению надлежащего водоотведения на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес>. Наличие установленных нарушений и несоблюдение вышеуказанных норм представитель администрации не отрицает, но полагает, что обязанность по устранению данных нарушений следует возложить на обслуживающую организацию МУП «Водоканал» г. Троицка, которые приняли на обслуживание канализационные сети в данном <адрес> застройки. Данные доводы представителя ответчика не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются пояснениями представителя МУП «Водоканал» г. Троицка. Кроме того, как было указано выше, канализационно - накопительной станции (КНС) на территории района малоэтажной застройки <адрес> <адрес>, законных канализационных сетей фактически нет, поэтому невозможно принять на баланс несуществующий объект. Поэтому следует обязать администрацию г. Троицка Челябинской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект строительства канализационной насосной станции и канализационных сетей на территориималоэтажной застройки <адрес> г. Троицка Челябинской областив соответствии с требованиями Градостроительного, Земельного законодательства РФ, иных норм и правил; обязать администрацию г. Троицка Челябинской области производить регулярную очистку (откачку) стоков канализационно - накопительного выгреба в районе малоэтажной застройки 5-го микрорайона г. Троицка Челябинской области по мере накопления стоков до завершения строительства канализационной насосной станции и ввода ее в эксплуатацию. Суд считает указанный прокурором срок исполнения обязанности по проектированию объекта разумным. При наличии объективных препятствий ответчик имеет право обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Вместе с тем, суд считает, что отсутствуют законные основания для возложения обязанности на администрацию г. Троицка обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учет как бесхозяйного имущества канализационных сетей малоэтажной застройки <адрес> <адрес>, поскольку канализационные сети не являются законным объектом, подлежащим государственной регистрации, не состоят на учете как бесхозяйное имущество, не указано конкретно место его нахождения, не определены земельные отношения, каковы технические характеристики объекта. Так же является преждевременным требование прокурора г. Троицка о возложении обязанности на администрацию г. Троицка по строительству в срок до ДД.ММ.ГГГГ канализационной насосной станции и канализационных сетей на рассматриваемой территории <адрес> без наличия проектной документации, прошедшей экспертизу, без иной необходимой работы. Требования не конкретизированы - какая насосная станция, какие канализационные сети при отсутствии проектно - сметной документации. Данные требования суд считает необоснованными. Поскольку удовлетворены требования прокурора г. Троицка о возложении обязанности на администрацию г. Троицка производить регулярную очистку (откачку) стоков выгреба по мере накопления стоков до завершения строительства канализационной насосной станции и ввода ее в эксплуатацию, отсутствуют основания для удовлетворения требований произвести очистку канализационного выгреба в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Работу по вывозу стоков в настоящее время проводит также МУП «Водоканал» г. Троицка, проведена определенная работа по очистке прилегающей территории, установлена дополнительная емкость для принятия стоков с подсоединением к прежней емкости, что подтверждается пояснениями представителя МУП «Водоканал» г.Троицка, фототаблицей (л.д. 195-197). В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Судом принято решение с учетом юридически значимых обстоятельств, доказательств в их совокупности по заявленным истцом требованиям в силу ст. 67, 196 ГПК РФ. Иных требований не заявлено. Суд не находит оснований для выхода за пределы заявленных требований, что не предусматривается и законом. Руководствуясь ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными бездействия администрации г. Троицка Челябинской области по обеспечению надлежащего водоотведения на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес>. Обязать администрацию г. Троицка Челябинской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект строительства канализационной насосной станции и канализационных сетей на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес>. Обязать администрацию г. Троицка Челябинской области производить регулярную очистку (откачку) стоков канализационно - накопительного выгреба в районе малоэтажной застройки <адрес> <адрес> по мере накопления стоков до завершения строительства канализационной насосной станции и ввода ее в эксплуатацию. Прокурору г. Троицка Челябинской области отказать в удовлетворении исковых требований о возложении обязанностей на администрации г. Троицка Челябинской области: обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учет как бесхозяйного имущества канализационных сетей малоэтажной застройки <адрес> <адрес>; произвести очистку канализационно - накопительного выгреба в районе малоэтажной застройки <адрес> <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ; осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ строительство канализационной насосной станции и канализационных сетей на территории малоэтажной застройки <адрес> <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд. Председательствующий -