РЕШЕНИЕ 25 ноября 2011 г. Троицкий городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Федотовой В.П., с участием помощника прокурора Троицкого района Челябинской области Мулюкиной О.В., при секретаре Коноваловой А.А., с участием представителя заявителя Байбусова В.М. - Окорокова Е.В., представителя Шаталовой Л.В. - Аполовникова А.А., представителя Избирательной территориальной комиссии Троицкого района Челябинской области - Высокомирного А.В., представителя администрации Троицкого района - Ращектаева В.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Байбусова ФИО13 об отмене регистрации кандидата на должность <данные изъяты> <адрес> Шаталовой Л.В., УСТАНОВИЛ: Байбусов В.М., являясь зарегистрированным кандидатом на должность <данные изъяты> <адрес>, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность ФИО14 ФИО3, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что она, будучи зарегистрированным кандидатом ДД.ММ.ГГГГ, неоднократно в еженедельной информационной газете «<данные изъяты>» опубликовывала поздравления труженикам и ветеранам автомобильного транспорта, ветеранам и сотрудникам внутренних дел, которые, указано в заявлении, направлены на получение позитивного агитационного эффекта, т.к. формируют у избирателей ее положительный образ. Эти публикации не были оплачены из средств ее избирательного фонда. Тем самым она получает необоснованные преимущества по сравнению с ним и другими кандидатами, нарушает общий принцип равенства кандидатов, использует преимущества должностного положения в нарушение п. 1 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67 - ФЗ. В дополнительном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112-114) Байбусов В.М. ссылается также на то, что Шаталова Л.В. принимала участие в агитационных мероприятиях, организованных муниципальными органами и общественными организациями, что отражено в газете «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вместе с отчетами о ее деятельности как <данные изъяты>, публикуются интервью с ней, она участвует в награждении стипендиатов главы <адрес> (газета «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), считает, что осуществляет подкуп избирателей, привлекает к агитации лиц, не достигших возраста <данные изъяты> нарушает иные нормы избирательного законодательства Осуществляя с даты регистрации агитацию, Шаталова Л.В. ушла в отпуск лишь с ДД.ММ.ГГГГ. Это является, по мнению заявителя, нарушением п.п. 1,2 ст. 40 указанного Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и основанием для снятия Шаталовой Л.В. как кандидата на должность <данные изъяты> <адрес>. В судебное заседание кандидат на должность <адрес> <адрес> Байбусов В.М. не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107). В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ он поддержал заявление, ссылаясь на доводы, изложенные в нем. Представитель Байбусова В.М. - Окороков Е.В., имеющий полномочия по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.115), также поддержал заявление от ДД.ММ.ГГГГ по изложенным основаниям, пояснил, что подкуп избирателей и привлечение к агитации несовершеннолетних лиц усматривает в том, что Шаталова Л.В. участвовала в мероприятиях, на которых вручались денежные награды студентам, в том числе несовершеннолетним. Кандидат на должность <адрес> <адрес> Шаталова Л.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Аполовникова А.А., письменное мнение по заявлению, по которому требования не признала, поскольку Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ не нарушала (л.д.122, 123). Представители Шаталовой Л.В. - Аполовников А.А., действующий по ходатайству Шаталовой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-61), администрации Троицкого муниципального района - Ращектаев В.Я. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.62), председатель избирательной комиссии <данные изъяты> ФИО10(решение Собрания депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение - л.д.63,125), просили отказать в удовлетворении заявления, так как нарушений Федерального Закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Шаталова Л.В. не допускала, обстоятельства, указанные в заявлении, не доказаны и оснований для снятия её с регистрации не имеется. Представлены письменные мнения по заявлению Байбусова В.М. (л.д.122, 126). Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Троицкого района Мулюкиной О.В., полагавшей, что следует отказать Байбусову В.М. в удовлетворении заявления, суд считает, что заявление Байбусова В.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Право гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления регламентировано ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Проведение выборов должностных лиц органов муниципальных образований Челябинской области регулируются Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ), Законом Челябинской области«О муниципальных выборах в Челябинской области», принятого Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 197 (в ред. Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ЗО). Судом установлено, что решением Собрания депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы Троицкого муниципального района (л.д.64, 67). Решением избирательной комиссии <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Байбусов В.М. - <данные изъяты> (л.д.118), выдвинутый региональным отделением политической партии «Справедливая Россия», был зарегистрирован в качестве кандидата на должность <данные изъяты> (л.д.65,116). Решением избирательной комиссии <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Шаталова Л.В., являющаяся главой Троицкого муниципального района, выдвинутая региональным отделением политической партии «Единая Россия», была также зарегистрирована в качестве кандидата на должность <данные изъяты>.д.66,121). В соответствии с п. п. в), г) ч. 7 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией. Свое требование о снятии Шаталовой Л.В. с регистрации в качестве кандидата на должность <данные изъяты> заявитель мотивировал тем, что Шаталова Л.В. нарушила нормы избирательного законодательства, которые выразились в неоднократном использовании кандидатом преимуществ своего должностного, служебного положения, подкупе избирателей, привлечении к агитации лиц, не достигших возраста <данные изъяты>, использовании служебным помещением, транспортом, мобильной телефонной связью в тот период, когда она должна была, но не ушла в отпуск. Байбусов В.М. ссылается на опубликование в еженедельной информационной газете «<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № поздравлений Шаталовой Л.В. труженикам и ветеранам автомобильного транспорта, автолюбителям, а также ветеранам, сотрудникам органов внутренних дел (л.д.8-9,20-21,36-36 оборот). Представителями администрации <данные изъяты>, кандидата на должность <данные изъяты> <адрес> Шаталовой Л.В. представлены обращение кандидата на должность <данные изъяты> <адрес> Шаталовой Л.В. в администрацию по поводу подписи ее в указанных газетах с поздравлениями, ответ и.о. <данные изъяты> ФИО11 по обращению Шаталовой Л.В. с информацией редакции газеты <данные изъяты>», из которых усматривается, что редакциями газет были допущены неточности при печатании подписей под поздравлениями: следовало - администрация <данные изъяты> района, Собрание депутатов <данные изъяты>, как было указано в текстах, поступивших для опубликования. Подписи в поздравлениях с указанием фамилии ФИО3 - главы Троицкого муниципального района, фотографии были произведены без согласования с ней и администрацией <данные изъяты> корреспондентом и без уточнения возможности таких подписей ответственным секретарем выпусков. Принесены извинения главным редактором редакции газеты <данные изъяты> сообщено об опечатках в газетах №, №, № (л.д.147,148) «<данные изъяты>» в этой газете за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71,72, 73-75, 159,160). Кроме того, в соответствии со ст. 20, 26 Федерального закона «О средствах массовой информации» редакции средств массовой информации осуществляют свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, решение о выпуске материалов принимает главный редактор. Кандидат на должность <данные изъяты> Шаталова Л.В., являясь и действующим <данные изъяты>, не может нести ответственность за действия средств массовой информации. Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО12 - журналиста, готовившего материалы в газеты. Суд считает его показания достоверными, объективными, они не противоречат материалам дела. Байбусов В.М., его представитель Окороков Е. В. не ссылались на конкретных свидетелей, которые бы могли подтвердить сведения, на которые они ссылались в заявлении, не обращались к суду с ходатайством о вызове свидетелей. Представлены тексты поздравлений с подписями администрации <адрес>, Собрания депутатов, в которых суд не усматривает признаков предвыборной агитации за кандидата в главы администрации <данные изъяты> Шаталову Л.В. (л.д.93-98). Газетные тексты поздравлений также не содержат сведений о ней как о кандидате на выбираемую должность. Такие поздравления администрации <данные изъяты> в средствах массовой информации с государственными, профессиональными праздниками являются традиционными, ежегодными (л.д.76, 78, 82). Оспариваемые публикации не подлежат оплате из средств избирательного фонда кандидата Шаталовой Л.В.. Кроме того, поздравления были напечатаны в период, когда Шаталова Л.В. исполняла и имела право <данные изъяты> она ушла в отпуск с ДД.ММ.ГГГГ Материал, подготовленный пресс - службой администрации <данные изъяты>» в № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.119-120), напечатан после выдвижения ФИО3 в кандидаты на должность главы муниципального района, но до регистрации ее в качестве кандидата - ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается заявителем и его представителем. Публикация также не содержит характера предвыборной агитации, призыва голосовать за кандидата, не выражает предпочтение кандидату, не содержит иных признаков предвыборной агитации, предусмотренных в ст. 48 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ. Оплата за оказанные услуги по опубликованию информаций, статей, поздравлений в газетах производится на основании муниципальных контрактов на оказание услуг для муниципальных нужд, актов на выполнение работ - услуг, договоров на предоставление информационных услуг между администрацией Троицкого муниципального района и редакциями газет «<данные изъяты> (л.д.127-138, 139-146). Суд считает не состоятельной ссылку Байбусова В.М. и его представителя на то, что Шаталова Л.В. использовала преимущества своего должностного положения в нарушение ч. 1 ст. 40 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Таких доказательств заявителем не представлено суду, в том числе доказательств того, какие негативные последствия в отношении кандидата Байбусова В.М. наступили после опубликования поздравлений, статей в газетах, на которые он ссылается. В соответствии со ст. 25 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» (в ред. от 28.05.2009г.), ограничения, связанные с должностным или служебным положением, устанавливаются Федеральным законом. Федеральный Закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не обязывал Шаталову Л.В., являющуюся действующим <данные изъяты>, на период проведения предвыборной кампании освобождаться от исполнения своих должностных обязанностей. Так, в соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ) В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона N 67-ФЗ зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Ограничения, названные вышеуказанным Законом, установлены для лиц, находящихся, в том числе, на муниципальной службе, понятие которой дается в п. 1 ст. 2 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» - муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Понятия государственной службы и ее системы даются в ст. 1 и 2 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Должности государственной службы, их перечень (реестр) устанавливаются соответственно Президентом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Анализ положений названных выше Федеральных Законов, позволяет сделать вывод о том, что действующий глава муниципального образования, являясь лицом, замещающим выборную муниципальную должность и имеющий статус зарегистрированного кандидата, может продолжать свою деятельность в период избирательной кампании, поскольку лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, могут продолжать свою деятельность с соблюдением требований п. 1 ст. 40 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ. В силу ч. 6 ст. 40 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению Шаталовой Л.В. своих обязанностей. Таким образом, поскольку сама по себе регистрация Шаталовой Л.В. в качестве кандидата на должность <данные изъяты> не влекла за собой обязанность по освобождению её от выполнения должностных обязанностей действующего главы Троицкого муниципального района, то исполнение ею своих полномочий как <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по день ухода в отпуск ДД.ММ.ГГГГ по приказу (распоряжению) от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.68), не свидетельствует о нарушении положений избирательного законодательства. Следует отметить, что Байбусову В.М. был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117). Не состоятельна его ссылка в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на то, что Шаталова Л.В. участвовала в «агитационно - пропагандистском мероприятии», организованном муниципальными органами и общественными организациями с опубликованием материала в газете «Регион» от ДД.ММ.ГГГГ за № «Сверстан народный бюджет» как <данные изъяты> (л.д.119-оборот), на участие ее в мероприятии, организованном Федеральной миграционной службой - вручение паспортов с отражением этого в указанном номере газеты, с указанием на то, что других кандидатов на должность <данные изъяты> <данные изъяты> не пригласили, как использование Шаталовой Л.В. преимуществ должностного или служебного положения (п.п. ж) ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ) в нарушение ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 40 указанного Закона. Как указывалось, она была зарегистрирована в качестве кандидата на должность <данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, исполняла свои обязанности до ухода в отпуск ДД.ММ.ГГГГ. У суда отсутствуют основания считать, что указанные мероприятия были организованы в период избирательной кампании государственным или муниципальным органом. Никаких агитационных выступлений с ее стороны на данных мероприятиях не было, что признано в судебном заседании и представителем заявителя Окороковым Е.В., который вместе с тем считает, что само появление Шаталовой Л.В. на любых мероприятиях после выдвижения ее в качестве кандидата на пост <данные изъяты> формирует ее положительный образ (видя в этом нарушение законодательства о выборах), что суд считает надуманным. Доводы заявителя о том, что на мероприятия, где участвовала Шаталова Л.В., не были приглашены другие кандидаты на должность <данные изъяты>, суд считает не состоятельными. Отсутствуют доказательства того, что такие приглашения являются чьей - то обязанностью, нет объективных доказательства того, что со стороны Шаталовой Л.В. - с ее ведома или по указанию были препятствия в участии Байбусова В.М. в каких - либо мероприятиях, а также препятствия по организации им каких - либо мероприятий, связанных с его предвыборной деятельностью. В заявлении от 25 ноября 2011 года, в пояснении представителя Окорокова Е.В. в судебном заседании имеется ссылка на п. 2 ст. 56 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67 - ФЗ о запрещении осуществлять подкуп избирателей, что является основанием для отмены судом регистрации кандидата, на запрет привлекать к агитации лиц, не достигших <данные изъяты> в силу п. 5 ст. 48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ (как пример, заявитель указывает на фотографию в газете «<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ - чествование стипендиатов - учащихся, не раскрывая, каким образом кандидат на должность главы района использовала детей в предвыборной агитации - л.д.22), перечисляются иные нарушения Шаталовой Л.В., по мнению заявителя, норм избирательного законодательства и принципа равенства. Суд считает, что не нашло подтверждение нарушение кандидатом на должность <данные изъяты> Шаталовой Л.В. требований ст. 39 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ о равенстве прав и обязанностей кандидатов как равную защиту закона без всякой дискриминации в ходе выборов. В заявлении Байбусова В.М. также перечисляются положения ч. 5 ст. 40 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ - что понимается под использованием преимуществ должностного или служебного положения: использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, использование телефонной, факсимильной и иных видов связи,.. и т. д. (л.д.113). Однако не указано, относится ли это к деятельности Шаталовой Л.В., отсутствуют конкретные факты, доказательства в подтверждение указанных в Законе оснований такой деятельности кандидата Шаталовой Л.В. на должность <данные изъяты> в период избирательной кампании. В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Заявителем Байбусовым В.М., его представителем Окороковым Е. В. не приведены в качестве доказательств в обоснование заявленных требований ни один заслуживающий внимание довод, не указан конкретный факт, являющийся основанием для отмены регистрации кандидата в соответствии с законом, не доказано, в чем заключаются нарушения прав и свобод кандидата на должность <данные изъяты> Байбусова В.М. действиями другого кандидата - Шаталовой Л.В., какие негативные последствия возникли в результате ее действий, какие препятствия в осуществлении предвыборной деятельности у него как кандидата на должность <данные изъяты> в связи с этим возникли, в чем состоит неравенство их положений по заявленным основаниям. Пояснениями председателя <данные изъяты> <адрес>, представителями кандидата на должность <данные изъяты> Шаталовой Л.В., администрации <данные изъяты> подтверждена законность действий кандидата на должность <данные изъяты> Шаталовой Л.В. с учетом ее полномочий как действующего главы Троицкого муниципального района. Заявление Байбусовым В.М. подано в суд с соблюдением срока, предусмотренного ч.3 ст. 260 ГПК РФ. При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений Шаталовой Л.В. требований, предусмотренных Федеральным Законом N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ). При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд считает, что следует отказать в удовлетворении заявления Байбусова В.М. по доводам, указанным в нем. Решение принято судом с учетом юридически значимых обстоятельств, доказательств в их совокупности, по заявленным требованиям в силу ст. 67, 196 ГПК РФ. Руководствуясь ст. 12, 67, 194 -199, 259, 260, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Байбусову ФИО15 отказать в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата на должность <данные изъяты> Челябинской области Шаталовой ФИО16 Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня его принятия в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд. Председательствующий